Эволюция бюджетной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства……..2
Понятие бюджета, как социально- экономической и правовой категории………………………………………………………………..4
Функции бюджета…………………………………………………….11
Характеристика типов бюджетного устройства государства……..13
Эволюция бюджетной системы России…………………………………19
Формирование бюджетной дореволюционной России………….…19
Бюджетная система СССР……………………………………………24
Бюджетная система современной России……………………….…..30
Бюджетная система некоторых зарубежных государств…………..34
Бюджетная система унитарных государств…………………..37
Бюджетная система федеративных государств………………39
Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы РФ………………………………………………………………..43

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бс курсовая.docx

— 86.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства……..2
    1. Понятие бюджета, как социально- экономической и правовой категории………………………………………………………………..4
    2. Функции бюджета…………………………………………………….11
    3. Характеристика типов бюджетного устройства государства……..13
  2. Эволюция бюджетной системы России…………………………………19
    1. Формирование бюджетной дореволюционной России………….…19
    2. Бюджетная система СССР……………………………………………24
    3. Бюджетная система современной России……………………….…..30
    4. Бюджетная система некоторых зарубежных государств…………..34
      1. Бюджетная система унитарных государств…………………..37
      2. Бюджетная система федеративных государств………………39
  3. Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы РФ………………………………………………………………..43

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондовразрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Роль бюджета состоит  в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления. Бюджетные  средства предназначены для:

  1. функционирования органов государственного управления;
  2. осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;
  3. национальной обороны;
  4. правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
  5. функционирования федеральной судебной системы;
  6. фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
  7. развития промышленности, энергетики и строительства;
  8. развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
  9. предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  10. развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
  11. осуществления социальной политики и т. д.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Функции бюджета:

  1. образование бюджетного фонда или бюджетных доходов. Эта функция проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной власти. Основной источник бюджетных доходов – это национальные доходы;
  2. расходование бюджетного фонда, или финансирование бюджетных расходов. Эта функция предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции, а именно производство общественных благ, поддержание правопорядка, эмиссионную деятельность, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны;
  3. бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств.

1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории.

Бюджет — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и  т.д., содержание которых не меняется  при переходе от одной общественно – экономической формации к другой.

Сущность бюджета - проявляется  в его функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все  функции, присущие финансам:

Образование бюджетного фонда (бюджетные  доходы);

Использование бюджетного фонда (бюджетные  расходы);

Контрольная.

Бюджетные доходы: налоги с доходов  хозяйствующих субъектов; займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных  доходов – полученные в результате первичного распределения чистого  национального продукта доходы хозяйствующих  субъектов:

заработная плата работников;

доходы лиц, работающих не по найму;

предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и  других отраслей);

рента собственников земли;

ссудный процент (прибыль банков и  вкладчиков).

Вторая функция бюджета принадлежит  конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает  экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, а так же осуществляет бюджетное  финансирование отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов (административных территориальных образований) и  тд.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления  контроля. Контрольная функция обусловливает  возможность эффективного воздействия  государства на все экономические  процессы.


Бюджет как объект правового  регулирования

Государству, независимо от формы правления, формы государственного устройства и политического режима, на любом этапе исторического  развития необходимы финансовые ресурсы  для решения задач, которые связаны  с функциями государства. Как  известно, в функциях государства  сосредоточены усилия государства  на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней и внешней деятельности.

В Бюджетном кодексе РФ под бюджетом понимается форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

В теории финансового права  бюджет рассматривается в трех аспектах. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах  определенного государственного или  муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления. При  этом сущность бюджета проявляется  в тех общественных отношениях, которые  связаны с концентрацией и  использованием его средств, т.е. в  характеристике бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория  бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической  функций любого государства объективно требует финансовых   ресурсов,   а   удовлетворяются   государственные   потребности    в   денежной форме. Бюджетный кодекс РФ указывает на правовую форму бюджета: в ст. 11 БК РФ определено, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Бюджет - это способ функционирования механизма образования и расходования денежных средств, используемых для  государственных нужд. Указанное  состояние (функционирование) бюджета  предполагает процесс реализации экономических  и юридических законов во взаимосвязи, что также отражается на материальном аспекте бюджета. При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных средств, финансовые ресурсы обладают способностью быть бюджетом.

Бюджет как форма образования  и использования фондов денежных средств существует в течение  определенного периода времени.

 

 Понятие, предмет, метод  бюджетного права

Бюджетное право в Российской Федерации получило активное развитие в 90-х годах прошлого века в связи  переходом на новые, рыночные условия  хозяйствования, когда наряду с государственной  формой собственности появилась  и получила развитие частная форма  собственности. В этих условиях возникла необходимость регулировать денежные отношения по-новому, с учетом публичных  и частных интересов, создавать  отвечающие современным потребностям жизни механизмы взаимодействия публичных и частных финансов. Как известно, основным денежным публичным  фондом является бюджет; именно с помощью  бюджета перераспределяются финансовые ресурсы на всей территории государства, причем это перераспределение в  разной экономической ситуации происходит по-разному. Например, в годы экономической  стабильности государство стремилось привлечь частный капитал к выполнению государственных задач. Сейчас, во время  финансового кризиса, напротив, государство  помогает частному бизнесу, направляя  значительные денежные средства на его поддержку. Так реализуется принцип государственно-частного партнерства. Этим экономическим отношениям должно соответствовать правовое регулирование, осуществляемое в рамках бюджетного права.

Вообще, бюджетное право - основная подотрасль, неотъемлемый структурный элемент финансового права, поскольку бюджет - это центральный связующий элемент всей финансовой системы страны, который взаимосвязан со всеми остальными элементами финансовой системы: и с кредитом, и со страхованием, и с финансами организаций. Поэтому все попытки выделить бюджетное право из финансового права нецелесообразны.

Бюджетное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные  с бюджетом: это отношения по образованию  бюджетных фондов, их распределению  и использованию. Следует иметь  в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию  государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда  социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).

Предмет бюджетного права  составляют общественные отношения, возникающие  в бюджетной сфере, а именно при:

а)         формировании доходов бюджетов;

б)         расходах бюджетов;

в)         осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении,   утверждении   бюджетов   и   их   исполнении,   а   также   при   составлении   и утверждении отчета об исполнении бюджетов;

г)         проведении бюджетного контроля;

д)         применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Обращаем внимание, что  в ст. 1 БК РФ речь идет об отношениях, регулируемых Бюджетным кодексом     РФ,     при     привлечении     к     ответственности     за     нарушение     бюджетного законодательства.   Но  в  ч.   4  БК  РФ  устанавливается   не  ответственность  за   нарушения бюджетного   законодательства   РФ   (административная   и   уголовная   ответственность   за нарушения бюджетного законодательства РФ установлена соответственно в Кодексе РФ об административных  правонарушениях  и  Уголовном   кодексе  РФ),  а   меры,  применяемые  к нарушителям бюджетного законодательства РФ (ст. 281-284.1 БК РФ), понятие и система которых   более   широкое,   чем   ответственность;   меры   принуждения   включают   в   себя ответственность (в виде штрафа)  как разновидность мер государственного принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Если обратиться к ст. 1 БК РФ, в которой перечисляются  правоотношения, регулируемые Бюджетным  кодексом РФ, то можно заметить, что  данный Кодекс в круг регулируемых им отношений включает отношения при осуществлении государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга. Однако государственный и муниципальный долг традиционно рассматривается как самостоятельный правовой институт особенной части финансового права. Отношения, возникающие по поводу государственного и муниципального долга, обладают определенной спецификой: государственный долг нельзя отнести ни к доходам, ни к расходам бюджетов, так как при получении кредитов и займов в доход бюджета у публичного субъекта возникает новый расход - погашение и обслуживание долговых обязательств публично-правовых образований. Вообще, назначение правового института государственного и муниципального долга состоит в том, чтобы сбалансировать бюджет в случае его дефицитности, поэтому кредиты и займы не являются доходами бюджетов в собственном смысле этого слова, как они определены в ст. 6 БК РФ; кредиты и займы - это исключительные доходы бюджета, которые порождают расходные обязательства и используются в исключительных случаях.

Дискуссионным вопросом является отнесение к бюджетному праву  правовых норм, регулирующих отношения  по финансированию за счет бюджетных  средств деятельности СНГ, бюджета  Союзного государства России и Белоруссии, которые закрепляются в международно-правовых актах. Такие нормы относятся  не к бюджетному праву Российской Федерации, а к международному публичному праву.

Информация о работе Эволюция бюджетной системы России