Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет и бюджетная система в РФ.docx

— 107.17 Кб (Скачать файл)

-общетеоретическая –  способствует развитию экономической  и юридической науки (например, наука о государственном управлении, общей теории финансов).

-контрольная – посредством бюджета можно осуществлять мониторинг и контроль объемов потребностей и возможностей общества и государства.

-критическая -  бюджетные отношения выявляют недостатки действующего законодательства. В широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего бюджетного законодательства.

К функциям бюджета относят  следующие:

1.перераспределение ВВП;

2.государственное регулирование  экономики;

3.финансовое обеспечение  бюджетной сферы;

4.осуществление социальной  политики государства;

5.контроль за использованием централизованных фондов.

 

1.2. Организационно-правовые  основы бюджетного устройства  РФ.  Бюджетные права органов  государственной власти и органов  местного самоуправлении.

Эффективное регулирование  бюджетного процесса невозможно без  нормального правового обеспечения. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета  в экономике и социальных процессах.

     Конституция  РФ определила государственное  устройство страны как федерацию,  заложив тем самым и основы  бюджетного устройства.

     Важным шагом  в совершенствовании правовых  основ бюджетного устройства  и бюджетного процесса явилось  принятие и введение в действие  с 1  января 2001  г. Бюджетного  кодекса РФ. Это позволило в  значительной мере упорядочить  ряд позиций в межбюджетных  отношений,  а также вопросы  формирования, исполнения и контроля  на всех стадиях бюджетного  процесса. (11)

     Федеральный  закон  «О бюджетной классификации»  регламентирует распределение доходов  и расходов бюджета по соответствующим  группам, устанавливая соответствующие  коды доходов и расходов.   (7)

     Отдельные  нормы по вопросам бюджета  содержатся в Налоговом кодексе,  законе Российской Федерации  «Об основах налоговой системы». Эти нормы связаны главным  образом с зачислением отдельных  налогов в бюджеты разных уровней. 

     Два федеральных  закона  «Об общих принципах  организации законодательных и  исполнительных органах в государственной  власти в субъектах Российской  Федерации»  и «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации»  содержат  нормы, определяющие ряд общих  положений в области бюджетов  и бюджетного процесса на уровне  субъектов РФ и местного самоуправления.

В различных субъектах  РФ могут приниматься законы о  бюджетном процессе, которые включают и вопросы межбюджетных отношений  субъекта РФ и муниципальных образований,  но могут приниматься и отдельные  законы, регулирующий межбюджетные отношения в субъектах. Ряд республик, краев и областей приняли законодательные акты, устанавливающие нормы и нормативы бюджетной обеспеченности муниципальных образований по отраслям бюджетной сферы.

     На уровне  местного самоуправления принимаются  представительными органами нормативно-правовые  акты организации бюджетного  процесса в конкретном муниципальном  образовании. 

Бюджетная система Российской Федерации представлена тремя уровнями:      федеральным, уровнем субъектов  РФ и уровнем местного самоуправления.      Компетенция органов государственной  власти и органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений определена Бюджетным кодексом.  Отдельные вопросы,     прежде всего распределение доходных источников и средств на выравнивание бюджетной  обеспеченности по уровням бюджетов прописываются в документах о  бюджетах на очередной год.

     К ведению  органов государственной власти  Российской Федерации в области  бюджетных правоотношений относятся  следующие вопросы: 

   -  установление  общих принципов организации  и функционирования бюджетной  системы; 

   -  разграничение  налогов и других доходов между  уровнями бюджетной    системы; 

   -  разграничение  полномочий по осуществлению  расходов между  бюджетам и разных уровней;

   -  определение  основ составления, рассмотрения,    утверждения и       исполнения  бюджетов всех уровней,  утверждения  отчетов об их       исполнении;

   -  определение  основ формирования доходов,  осуществления расходов       бюджетов всех уровней; 

   -  определения  основ государственных и муниципальных  заимствований, 

      а также  основ управления государственным  и муниципальным долгом;

   -  установление  порядка составления и рассмотрения,  утверждения и       исполнения  федерального бюджета, составления  отчетности об       исполнении  федерального бюджета и государственных  внебюджетных       фондов;

   -  составление,  рассмотрение,  утверждение и  исполнение федерального       бюджета,  осуществление контроля за исполнением и утверждение       отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов       государственных внебюджетных фондов;

   -  установление  федеральными законами порядка  осуществления       заимствований  Российской Федерацией,  субъектами  РФ и органами  местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации,       субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления;

   -  осуществление  заимствований Российской Федерации  и управление       государственным  долгом Российской Федерации; 

   -  установление  порядка формирования доходов  федерального бюджета и 

      бюджетов  внебюджетных фондов;

   -осуществление расходов  федерального бюджета и бюджетов       государственных внебюджетных фондов;

   -   установление  порядка и условий предоставления  финансовой помощи 

      и бюджетных  ссуд бюджетам субъектам РФ  и местным бюджетам;

   -предоставление финансовой  помощи и бюджетных ссуд из       федерального бюджета бюджетам  субъектов РФ и муниципальным       бюджетам;

   -  установление  минимальных государственных социальных  стандартов, норм и нормативов  финансовых затрат на единицу  предоставленных       государственных  или муниципальных услуг; 

   -  утверждение  бюджетной классификации РФ;

   -   установление  единых форм бюджетной документации  для бюджетов       всех  уровней бюджетной системы РФ;

   -  формирование,    обеспечение погашения и обслуживания  внешнего долга, определение перечня  и порядка осуществления государственных  внешних заимствований; 

   -  определение  перечня и порядка формирования  государственных       внебюджетных  фондов, управления их деятельностью; 

   -  установление  оснований и порядка привлечения  к ответственности за      нарушение бюджетного законодательства  Российской Федерации. 

    Компетенция органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  регулирования бюджетных правоотношений  складывается из установления  норм, относящихся непосредственно  к бюджету субъекта РФ и  норм,  регулирующих отношения  бюджетов субъектов РФ и муниципальных  бюджетов и включает:

   -  установление  порядка составления,  рассмотрения,   утверждения и       исполнения  бюджетов субъектов РФ,  осуществления  контроля за их       исполнением, утверждения отчетов об исполнении этих бюджетов;

   -  составление,  рассмотрение, утверждение и исполнение  бюджетов       субъектов  РФ,  осуществление контроля за их исполнением и       утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ;

-  распределение доходов  от региональных налогов и  сборов, иных       доходов  субъектов РФ между бюджетом  субъекта РФ и местными       бюджетами; 

   -  определение  порядка направления в бюджет  субъекта РФ доходов от       использования собственности субъекта  РФ, доходов от налогов и       сборов субъекта РФ, иных доходов  бюджета субъекта РФ;

   -  определение  перечня и порядка осуществления  государственных       внутренних  заимствований субъекта РФ;

   -  осуществление  государственных внутренних и  внешних заимствований       субъекта РФ и управление государственным  долгом субъекта РФ и  управление  государственным долгом субъекта  РФ;

Компетенция органов местного самоуправления в области бюджетных  правоотношений существенно уже, чем  у других уровней власти, к ведению  органов местного самоуправления  относятся следующие вопросы:

   -  установление  порядка составления,  рассмотрения,   утверждения и       исполнения  местных бюджетов, осуществление  контроля  за их       исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных   бюджетов;

   -  составление,  рассмотрение,   утверждение   и исполнение местных       бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение       отчетов об их исполнении;

   -  определение  порядка направления в местные  бюджеты доходов от       использования муниципальной собственности,  местных налогов и       сборов, иных доходов местных  бюджетов. (11)

 

1.3. Принципы построения бюджетной системы

Принципы как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и  бюджетной системе. Они позволяют  характеризовать бюджетную систему  с различных сторон, анализировать  ее по различным показателям в  интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие  в основе бюджетов и бюджетной  системы в целом, можно разделить  на две группы:

Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения