Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет и бюджетная система в РФ.docx

— 107.17 Кб (Скачать файл)
:justify;line-height:18pt">• другие доходы от имущества, находящегося в государственной  собственности.

К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:

• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

• безвозмездные перечисления международных организаций и  правительств иностранных государств;

• перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве. Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет. Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учитываются в доходах соответствующих фондов по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными внебюджетными фондами по нормативам, определенным Федеральным законом "О федеральном бюджете на финансовый год".

Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.

Формирование расходов бюджетных  средств любого уровня бюджетной  системы базируется на единой методологической основе, нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности и финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ и законом РФ. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета обеспечивают выполнение текущих задач, например, таких как функционирование органов власти, оказание помощи другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы бюджета связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. К ним относятся расходы на инвестирование капитальных ремонтов, выделение кредитов на инвестиционные программы и т. д. В составе капитальных расходов бюджета формируется бюджет развития.

 

2.2. Бюджеты субъектов  РФ и их роль в формировании  региональных социально-экономических  программ на примере Кировской  области.

В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне. Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ. Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к

регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется. Государство  через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую  и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений. Государство посредством регулирования бюджетов

субъектов РФ стремится к  выравниванию уровней социального  и экономического развития территорий.

Безвозмездные средства на 2011 год по Кировской области запланированы  в объеме 12,4 млрд. рублей. В бюджете  не учтены в полном объеме федеральные  средства, направляемые в рамках межбюджетных отношений через федеральные  министерства, агентства и ведомства, так как распределение этих средств  будет осуществляться Правительством Российской Федерации в последующий период. Не учтены и безвозмездные поступления от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поскольку в настоящее время не определены лимиты межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на 2011 год. Вследствие чего объем доходов бюджета в части безвозмездных поступлений будет уточняться.

В 2011 году финансовые ресурсы  сконцентрированы на ключевых моментах бюджетной политики, направленных на решение важнейших социальных задач  и вопросов по поддержке экономики  области в целях сохранения и  укрепления наметившихся показателей  экономического роста.

Расходная часть бюджета  сформирована с учетом следующих  основных подходов.

В целях повышения результативности бюджетных расходов в целом расходы 2011 года сформированы по перечню бюджетных  услуг в сумме 7,5 млрд. рублей или  более половины расходов без учета  межбюджетных трансфертов и областных  целевых программ. Кроме того, в  соответствии с Федеральным законом  № 83-ФЗ учтены изменения правового  статуса государственных учреждений.

Увеличена доля расходов, запланированных  по программно-целевому методу. Расходы  на реализацию ведомственных и областных  целевых программ составили почти 91% от общего объема расходов областного бюджета.

При формировании перечня  целевых программ акцент был сделан на решение наиболее актуальных социальных и экономических задач. Финансирование целевых программ запланировано  в объеме 29,6 млрд. рублей или в 3,4 раза больше объема текущего года. Рост расходов достигнут за счет увеличения количества ведомственных целевых  программ. На реализацию 76 ведомственных  программ запланировано 24,9 млрд.рублей.

В 2011 году предлагается реализация 28 областных целевых программ с  общим объемом финансирования 4,7 млрд. рублей или в 3 раза первоначальных плановых назначений текущего года.

С 1 июня 2011 года учтено увеличение базового размера ежемесячного пособия  на ребенка на 27%.  В расходах бюджета  учтено повышение тарифов страховых  взносов  во внебюджетные фонды с 26 до 34%.  Расходы на иные материальные затраты проиндексированы на 5,5%.

Для решения задач бюджетной  политики сохранена социальная направленность бюджета. Бюджетные расходы ориентированы, прежде всего, на неукоснительное выполнение действующих обязательств социальной политики и обеспечение объема и  качества государственных услуг  отраслей социально-культурной сферы.

В целом расходы на социально-культурную сферу составляют 61% от общего объема расходов областного бюджета.

Расходы на управление планируется  с небольшим ростом. Это связано  в первую очередь с инфляционными  процессами. При этом расходы на управление строго предусмотрены в  пределах норматива формирования расходов на содержание органов государственной  власти, установленного Министерством  финансов Российской Федерации. В текущем  году фактический норматив формирования данных расходов ожидается в пределах 2,4 при установленном Минфином для области 3,5. Кроме текущего финансирования отрасли предусмотрены расходы на реконструкцию и строительство 6 учреждений здравоохранения на общую сумму 118,2 млн. рублей.

Укрепление здоровья граждан  невозможно без развития массового  спорта. С этой целью в 2011 году на условиях софинансирования с федеральным бюджетом планируется строительство универсального спортивно-зрелищного комплекса в городе Кирове, физкультурно-оздоровительного комплекса в Куменском районе и пяти универсальных спортивных площадок. На эти цели предусмотрено 139,5 млн. рублей.

Кроме того, по сравнению  с текущим годом увеличены  расходы на развитие детского спорта и участие в межрегиональных, всероссийских и международных  физкультурных и спортивных мероприятиях на 30 млн. рублей или в 2 раза.

Как и в текущем году, бюджетная политика по формированию межбюджетных трансфертов с муниципальными образованиями области на 2011 год  будет направлена на укрепление самостоятельности  местных бюджетов. Объем межбюджетных трансфертов, направляемых органам  местного самоуправления на исполнение собственных и переданных

Как и в предыдущие годы предусмотрено 10 млн.рублей на предоставление грантов за достижение наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития органам местного самоуправления в рамках реализации на территории Кировской области Указа Президента Российской Федерации № 607 от 28.04.2008.

  В целях повышения качества управления муниципальными финансами впервые с 2011 года запланировано 10 млн.рублей на предоставление грантов муниципальным образованиям за качество организации и осуществления бюджетного процесса.

 И еще одно направление  – это стимулирование за успешное  и качественное проведение Всероссийской  переписи населения в объеме 1,7 млн. рублей.

Предоставление бюджетных  кредитов планируется в пределах финансового года в сумме 300 млн. рублей, в том числе предусматривается  предоставление беспроцентных бюджетных  кредитов муниципалитетам на кассовый разрыв для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий  чрезвычайных ситуаций.

В 2011 году планируется предоставлять  государственные гарантии только муниципальным  образованиям области в пределах 100  млн. рублей по обязательствам перед  кредитными организациями. (15)

 

2.3. Местный бюджет  как финансовая основа деятельности  органов местного самоуправления  на примере Кировской области.

 Местные бюджеты составляют  третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Ст. 14 БК  РФ определяет бюджет муниципального  образования (местный бюджет) как  форму образования и расходования  денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций,  отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. На местные  органы власти возложена важная  задача по осуществлению социальной  политики государства. Финансирование  мероприятий по социальному обслуживанию  населения в значительной части  проводится за счет местных  бюджетов.

Наиболее ярко последствия  экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

Следует отметить, что структура  расходов отдельных видов местных  бюджетов не одинакова и зависит  от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных  территориальных образований.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов  федерации состоят из собственных и регулирующих.

Прогноз собственных доходов  местных бюджетов Кировской области  составляет 8,9 млрд. рублей с ростом к текущему году на 10,3%, который достигнут  в основном за счет роста налоговых  доходов.

Необходимо отметить, что  в целях увеличения собственных  доходов местных бюджетов, а также  стимулирования органов местного самоуправления в повышении собираемости налогов, с 1 января 2011 года предусматрена передача дополнительных нормативов отчислений в муниципальные бюджеты в размере 50% от транспортного налога и 10% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения