Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет и бюджетная система в РФ.docx

— 107.17 Кб (Скачать файл)

1)общие принципы или  принципы бюджетности, характеризующие бюджет как научную категорию;

2)принципы системности,  характеризующие бюджет как систему.

Общие принципы

К общим принципам, характеризующим  бюджет, можно отнести следующие  принципы:

• правомерности и обязательности правовой базы;

• единства или централизации  бюджета;

• плановости бюджета;

• равновесия, или сбалансированности бюджета;

• многосторонности бюджета;

• многофункциональности  бюджета;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов  и расходов;

• гласности или публичности  бюджетов;

• достоверности данных бюджета;

• обязательности исполнения бюджета;

• эффективности и экономичности  использования бюджетных средств.

1. Принцип правомерности и обязательности правовой базы означает, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу или бюджетное право.

Под правомерностью понимают совокупность прав народа через своих  представителей участвовать в бюджетном  процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения

и бюджетный процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса.

Под обязательностью понимается необходимость принятия законодательных  актов, определяющих бюджеты и бюджетную  систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве

актов.

2. Принцип единства или централизации бюджета подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ — Закон "О бюджете на год"

3. Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в

неразрывной связи с планами  развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.

4. Принцип равновесия, или сбалансированности бюджета характеризует в первую очередь его бездефицитность, под которой понимается соразмерность между объемом доходов бюджета и объемом его расходов. Нарушение равновесия в сторону расходов образует дефицит средств в бюджете и ставит перед органами власти проблему его покрытия. Проблема может решаться только за счет изыскания новых источников дохода. В качестве таких источников могут выступать внутренние и внешние заимствования, государственные резервы и другие источники дохода.

5. Принцип многосторонности бюджета подразумевает, что бюджет представляет собой сложное явление и одновременно отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить только к росписи по статьям доходов и расходов бюджетной классификации. Бюджет — это не толькороспись, это еще и денежные отношения, фонд денежных

средств, плановый государственный  документ.

6. Принцип многофункциональности бюджета подразумевает, что бюджет — это прежде всего совокупность доходов и расходов, собираемых и расходуемых в течение целого финансового года в соответствии со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета определяется не

только значительным количеством  источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.

7. Принцип самостоятельности бюджетов различных уровней бюджетной системы предполагает:

• право законодательных  и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

• наличие собственных  источников доходов формирования бюджета соответствующего уровня бюджетной системы;

• законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;

• право органов власти самостоятельно определять направления  расходов бюджетных средств;

• недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы  превышения доходов над расходами, или сумм экономики по расходам бюджетов.

8. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных фондах в соответствии с бюджетной классификацией.

9. Принцип гласности или публичности бюджетов подразумевает:

• обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

• полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов;

• обязательную открытость для граждан и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

• понимание гражданами языка бюджета и его цифр, за которыми скрываются отношения органов власти к своему государству, обществу и гражданам.

10. Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально экономического развития соответствующих территорий, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета, конкретность, определенную точность и объективность исполнения бюджета или выполнения контрольных мероприятий, предусмотренных целевыми программами и проектами.

11. Принцип обязательности исполнения бюджета означает, что после принятия и утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за исполнение бюджета, не имеют права переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной классификации в другие без решения законодательного органа власти. Все денежные ресурсы бюджета используются в строгом соответствии с росписью бюджетной классификации по целевому направлению и в сроки, определенные целевыми программами и проектами развития народного хозяйства страны и социальной сферы.

12. Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств подразумевает, что при исполнении бюджетов органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в выполнении плановых

заданий в соответствии с  объемом средств, определенных бюджетом на соответствующее мероприятие.

 Принципы системности

Среди множества принципов, характеризующих бюджетную систему, можно выделить наиболее важные, к  которым относятся следующие принципы:

• единства бюджетной системы;

• разграничения доходов  и расходов внутри системы и по ее уровням;

• общего или совокупного  покрытия расходов бюджета;

• адресности и целевого характера использования бюджетных средств;

• вертикальности бюджетной  системы;

• межбюджетных отношений;

• универсальности бюджетов.

1. Принцип единства бюджетной системы предполагает:

• единство правовой базы;

• единство денежной системы;

• единство форм бюджетной  классификации и документации;

• использование единых принципов и правил в бюджетном  процессе;

• применение единых санкций  за нарушение бюджетного законодательства;

• применение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;

- ведение бухгалтерского  учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.

Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения