Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения.
Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы прогнозирования экономического развития 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 6
1.2 Методология экономического прогнозирования 10
2 Прогнозирование развития российской экономики в кризисных условиях 17
2.1 Прогноз социально-экономического развития РФ в 2009 г. 17
2.2 Проект внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г. 23
3 Роль прогнозирования в формировании стратегии развития региона в условиях кризиса 27
Заключение 37
Библиографический список 38

Вложенные файлы: 1 файл

даши курсач.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Практика  проведения макроэкономических прогнозных расчетов показывает, что ее главные проблемы связаны с недостаточной разработанностью системы национальных счетов. Лежащая в основе прогнозных расчетов методология пока фрагментарна и не позволяет получить системное представление об экономических процессах, происходящих в рыночных условиях.

Система прогнозных расчетов, которая по степени охвата и комплексности соответствовала бы используемой ранее системе баланса народного хозяйства, но которая позволила бы осуществлять взаимоувязанное прогнозирование и проведение вариантных расчетов методологии национальных счетов, пока находится в стадии формирования. Отсутствие такой методологически взаимоувязанной системы приводит к недостаточной обоснованности прогнозов.

Применяемая ныне технология прогнозирования не позволяет обеспечить достаточную  взаимную увязку макроэкономических, отраслевых, секторальных параметров развития экономики и показателей развития институциональных единиц. Расчеты макроэкономических, отраслевых, секторальных показателей и показателей институциональных единиц проводятся часто обособленно, а их балансирование не всегда осуществляется.

Требуются дальнейшие усилия по разработке нового инструментария прогнозирования физических объемов  макроэкономических показателей, а  также финансовых показателей воспроизводства  в их взаимосвязи.

Баланс народного  хозяйства необходимо использовать как информационную основу прогнозирования динамики физических объемов макроэкономических переменных. Обычно речь идет о долгосрочных расчетах.

Ориентация  на практическое использование в  прогнозной работе баланса народного  хозяйства определяет принципы и возможности, которые должны быть заложены в разрабатываемую систему таблиц: сопряжение сводных макроэкономических таблиц с показателями частных прогнозов, для чего разрабатываются таблицы сопряжения и определяется соответствующая номенклатура показателей; обеспечение увязки сводных макроэкономических таблиц с укрупненным межотраслевым балансом; возможность макроэкономических модельных расчетов путем обеспечения функциональных связей между показателями таблиц [2, c. 16].

Исходя из сформировавшихся требований по широте охвата и комплексности отражения экономических процессов в аналитических и прогнозных расчетах, сводные макроэкономические таблицы должны отражать: основные стадии процесса воспроизводства: производство, распределение и использование продукции, динамику ресурсов; взаимодействие между факторами производства в процессе создания продукта; связь характера распределения продукта с динамикой ограниченных производственных ресурсов.

Систему национальных счетов необходимо использовать как информационную основу при прогнозировании взаимосвязи и динамики финансовых показателей. Обычно речь идет о среднесрочных и краткосрочных расчетах.

Важной проблемой  является взаимоувязка финансовых параметров развития экономики и параметров развития реального сектора. Решение этой проблемы требует совершенствования методологии прогнозных расчетов, формирует требования к построению и обобщению таблиц системы национальных счетов [7, c. 11].

Исходя из принципов методологии системы  национальных счетов, комплекс сводных макроэкономических таблиц формируется на основе: интеграции сферы услуг в систему расчетов как производительного сектора; соблюдения при построении агрегатных таблиц принципа двойной записи; подробного раскрытия финансового аспекта развития экономики и финансовых потоков.

Поэтому должна быть выделена группа таблиц, которая  раскрывает структуру валового внутреннего  продукта в разрезах производства добавленной  стоимости, по источникам формирования доходов, по направлениям использования продукта (на потребление и накопление). Это группа обобщающих сводных счетов, целостно отражающих различные стороны экономической деятельности хозяйства страны и основные стадии воспроизводственного процесса. В таблице производства валового внутреннего продукта показываются объемы производства добавленной стоимости. Таблица валового внутреннего продукта и дохода определяет общую структуру доходов, получаемых в экономике. Использование валового внутреннего продукта характеризует направления и объемы использования ресурсов. Эти таблицы обобщенно отражают основные показатели воспроизводственного процесса.

Другая группа таблиц призвана давать более детально экономическую деятельность институциональных  единиц и функциональных направлений.

Баланс доходов  и расходов домашних хозяйств отражает источники формирования доходов населения, направления их использования, а также объем сбережений населения, выступающих как один из основных источников накопления.

Счета доходов  и расходов государства представляются в виде счета доходов и расходов федерального бюджета, внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Федерации. В данных счетах представлены в агрегированном виде доходные статьи и функциональные направления расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Сальдирующие статьи данных счетов характеризуют избыток или дефицит финансовых ресурсов федерального правительства и местных органов исполнительной власти.

Счет внешнеэкономических  операций отражает внешнеэкономические  взаимоотношения, определяемые на основе платежного баланса. Основной функцией данного счета является определение взаимосвязей национальной экономики и остального мира. Балансирующая статья данного счета (чистое кредитование или чистое заимствование) соответствует величине финансовых ресурсов переданных или полученных от остального мира.

Счет операций с капиталом характеризует валовые  сбережения и накопления и показывает, какими источниками сбережений (население, предприятия, государство и остальной мир) финансируется валовое накопление.

Счет денежно-кредитной сферы отражает взаимодействие институциональных единиц, включая банковскую сферу в части денежных потоков кредитных операций [1, c. 126].

Целесообразна разработка также сводной таблицы  доходов, расходов, в обобщенной форме  показывающей потоки финансовых ресурсов между институциональными единицами.

Поскольку каждый субъект Федерации составляет свой бюджет, то с учетом некоторых корректировок он может стать основой счета доходов и расходов органов государственной власти региона. Разработка остальных счетов затруднена, прежде всего, проблемами учета ввоза-вывоза и импорта-экспорта товаров и услуг в региональном разрезе [8, c. 163].

Совершенствование методов разработки прогнозов в  основном заключается в более широком использовании модельного аппарата для получения количественных и качественных результатов. В настоящее время подавляющая часть прогнозных параметров получается на основе экспертных оценок. Более широкое использование модельных схем расчетов позволяет получать согласованные оценки параметров и при изменении одного из них отслеживать соответствующие изменения других.

Исходя из имеющегося информационного и методического  потенциала, представляется целесообразным формирование следующих трех групп  прогнозных моделей: укрупненные односекторные модели. Данные модели подразделяются на два типа - для краткосрочного прогнозирования и для долгосрочного прогнозирования. В модели для краткосрочного прогнозирования (эконометрической) большее внимание уделяется финансовым и денежным параметрам, ценам. В модели для долгосрочного прогнозирования основой является описание воспроизводственного цикла, учет эффективности используемых ресурсов. Опыт разработки таких моделей уже имеется; эконометрические модели на основе системы национальных счетов. Такие модели можно использовать для краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Они обладают всеми преимуществами системы национальных счетов, то есть взаимосвязанно представляют финансовые потоки в экономике, обеспечивающие производство и воспроизводство. Пока такие модели для российской экономики еще не разрабатывались.

Прогнозные  модели на основе межотраслевого баланса [4, c. 138].

Эти модели обычно используются для составления перспективных  прогнозов: среднесрочного и долгосрочного. Данные модели раскрывают межотраслевые взаимодействия и определяют параметры воспроизводства в более развернутом виде, чем односекторные модели. Опыт разработки моделей межотраслевого баланса уже имеется, но его необходимо увязывать с методологией системы национальных счетов.

В зависимости от временного горизонта подходы к экономическому прогнозированию, а также методы и модели экономического прогнозирования коренным образом различаются.

При долгосрочном экономическом прогнозировании  в расчет необходимо принимать один набор объясняющих переменных. Конкретно речь идет о показателях, характеризующих национальное богатство страны: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства.

При среднесрочном  прогнозировании на первый план выступают  показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (государство, предприниматели, заграница).

При построении модели краткосрочного прогноза необходимо принимать во внимание принципиально иные факторы. Здесь на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, государство, предпринимательский сектор [3, c. 35.

 

2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

2.1 Прогноз  социально-экономического развития  РФ в 2009 г.

Кризис - это одна из форм развития экономики, в ходе которого устраняются устаревшие техника и технология, организация производства и труда и открывается простор для роста и утверждения нового. В то же время с преодолением отжившего неизбежно возникает спад производства, растет безработица, снижаются доходы населения, что отрицательно сказывается на условиях жизни людей.

Нынешний мировой финансовый кризис обязан своим появлением проблемам с ипотекой в США, о которых заговорили в 2006 году. Они заключаются в том, что американские банки (все самые крупные) выдавали кредиты всем желающим с минимальным обеспечением под строительство новых или покупку готовых домов. В свою очередь, под эти кредиты выдавались новые и так далее, то есть росла громадная пирамида наподобие российской МММ, которая из-за невозможности заёмщиков по разным причинам расплатиться за выданный кредит рано или поздно должна была рухнуть, и она рухнула. В одночасье лопнул многосотмиллиардный, как оказалось, мыльный пузырь. А в эти кредитные игры, будучи уверены в высочайшей эффективности американской экономики, были вовлечены почти все финансовые системы мира.

Потери финансовых институтов, работавших на рынке ипотечного кредитования, привели к снижению стоимости акций и выводу финансовых ресурсов из других отраслей и рынков, началась цепная реакция распространения кризиса. Ипотечный кризис, превратившись в финансовый, перекинулся на другие страны и континенты. Снижение стоимости обращающихся на фондовом рынке акций, вызвав бегство капитала (инвесторов), привело к сворачиванию объёмов бизнеса, как в Америке, так и по всему миру.

За неполный год американская экономика потеряла почти половину своей стоимости, многомиллиардные убытки понесли повсюду инвесторы, среди которых существенную часть составляют рядовые граждане, располагавшие свободными денежными средствами.

Общие мировые потери от финансового кризиса, по словам главы  Всемирного экономического форума в Давосе профессора Клауса Шваба, составили на конец 2008 года 5 трлн. долларов. Поскольку, как известно, деньги, выведенные из оборота, не работают, это значит, что экономика меньше производит, люди меньше зарабатывают и меньше тратят на покупки различных товаров. Получается замкнутый круг: нет инвестиций - нет производства - нет заработной платы - нет потребления - нет выручки от продаж товаров - нет инвестиций и т. д. Возникает проблема с ликвидностью, то есть отсутствием денег в экономике, что сейчас характерно практически для всех отраслей мирового хозяйства.

В связи со спадом производства по всему миру сокращается потребление  сырьевых товаров - нефти, металлов и пр., что ведёт к снижению и их цены.

В числе пострадавших - все страны мира, поскольку сложно назвать государство, не интегрированное в мировое разделение труда. Ряд из них из-за спада производства, проблем в финансовой сфере и сокращения налоговых поступлений оказался на грани дефолта, то есть банкротства, неспособности выполнять свои финансовые обязательства.

В текущих экономических  условиях возможно несколько сценариев  развития экономики РФ в 2009 г. Сценарий 1 (базовый) соответствует основным предпосылкам, принятым Минэкономразвития и Минфином России при разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2009 г. и уточненного проекта федерального бюджета на 2009 г. Так, среднегодовой уровень цен на нефть (сорт Urals) принят на уровне 41 долл. за баррель, отток капитала из страны (с учетом статьи «Пропуски и ошибки» платежного баланса) - 80 млрд долл. Объем расходов федерального бюджета составит 9,69 трлн рублей. Дефицит федерального бюджета покрывается преимущественно за счет средств Резервного фонда РФ. Курс евро к доллару принят постоянным на уровне 1,35 долл. за евро [10, с. 19].

Кроме того, в рамках данного  сценария предполагается усиление проблемы «плохих» долгов в банковском секторе РФ в третьем квартале 2009 г. В частности, предполагается, что уровень таких долгов может достигнуть 10 % от общего объема кредитов, выданных нефинансовому сектору экономику. Соответственно, в третьем-четвертом квартале 2009 г. должна учитываться необходимость дополнительного предоставления ликвидности банковской системе со стороны Центрального банка РФ (в объеме до 700 млрд руб.), а также дальнейшее снижение кредитной активности в экономике, в частности, падение денежного мультипликатора с 2,5 до 2,2. Поскольку дефицит федерального бюджета будет финансироваться за счет средств Резервного фонда, т.е. фактически за счет эмиссии, Банк России в целях стерилизации данной эмиссии не будет рефинансировать выданные ранее и возвращаемые в текущем году беззалоговые кредиты российским банкам.

Информация о работе Бюджетное планирование