Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 12:13, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение теоретических основ принципов и методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть принципы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Содержание

Введение
1. Принципы бюджетного планирования и прогнозирования.
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Катя.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Введение

В странах с  развитой рыночной моделью экономики  прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.

Актуальность  данной работы обусловлена тем, прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом для определения величин экономических показателей. Они позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования бюджетов всех уровней. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов.

Целью данного реферата является изучение теоретических основ принципов и методов бюджетного планирования и прогнозирования.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть принципы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
  • изучить методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики;
  • выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Реферат выполнен на 16 страницах машинописного шрифта. Работа состоит из введения, основной части и заключения. К работе  прилагается список литературы.

 

 

  1. Принципы бюджетного планирования и прогнозирования.

Бюджетное прогнозирование (англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования.

Бюджетное планирование (англ. budgetary planning) – это составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснования функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса.

Бюджетное прогнозирование  основывается на следующих принципах:

  • Принцип научности – предполагает, что плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественной юрисдикции. В процессе разработки планов проводится глубокий анализ тенденций и перспектив, экономического и социального обоснования, темпов и пропорций, экономического роста, системы стоимостных,  трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивной системы норм и нормативов;
  • Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей;
  • Принцип повышения эффективности общественного производства – согласно которому все цели и задачи планирования осуществляются с наименьшими затратами. Данный принцип реализуется через возможные формы и направления экономии бюджетных ресурсов, проявляется через систему показателей эффективности;
  • Принцип пропорциональности и сбалансированности – подразумевает равновесие совокупного спроса и предложения, рациональное соотношение между потребностями и имеющимися ресурсами, паритет различных форм собственности. Таким образом, сбалансированное социально-экономическое развитие должно  обеспечивать соответствие в потенциальных уровнях функционирования отдельных сфер, отраслей, а так же оптимальное удовлетворение потребностей общества. Этот принцип направлен на поддержание материально-вещественных и бюджетных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые и территориальные пропорции;
  • Принцип приоритетности – обуславливает необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики и бюджетной сферы, что обусловлено ограниченностью ресурсов и неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем;
  • Принцип согласованности краткосрочных и перспективных задач, целей – обеспечивает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны и достижение научно-обоснованных стратегических целей и позволяет  добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Данный принцип реализуется через систему долго-, среднесрочных и текущих плановых бюджетных документов;
  • Принцип единства – внешняя сторона этого принципа выражается во взаимосвязи и взаимном влиянии экономики и бюджетного планирования.  В ходе бюджетного планирования уточняются проекты развития экономики, проверяются балансовые связи, прогнозы социально-экономического развития, вскрываются проблемы, выявляются хозяйственные резервы. Внутренняя сторона принципа отражается  в планировании бюджетов всех уровней, т.е. доходы и расходы федеральных, региональных и местных органов объединяются в сбалансированные консолидированные бюджеты, с обязательным соблюдением общих принципов их составления, рассмотрения и утверждения с учетом единства целей и задач, стоящих перед всеми органами власти;
  • Принцип режима экономии – предполагает ориентирование в бюджетном планировании на выполнение бюджетных планов при минимальных затратах, т.е. бюджетные средства должны планироваться в таком объеме, чтобы обеспечить рациональное использование ресурсов;
  • Принцип системности – подразумевает исследование количественных и качественных закономерностей в экономической и бюджетной системах. Системность методов и моделей – совокупность, позволяющая разработать согласованный и непротиворечивый бюджет;
  • Принцип адекватности бюджета, объективной закономерности – характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии бюджетных отношений и создании теоретического аналога;
  • Принцип альтернативности – связан с возможностью развития бюджетной системы и ее отдельных звеньев по разным направлениям при разных взаимосвязях и структурных соотношениях;
  • Принцип целенаправленности – предполагает активный характер планирования, поскольку содержание прогноза не сводится к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике органам власти.

 

  1. Методы бюджетного планирования и прогнозирования.

В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются  различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов1.

Традиционным  методом бюджетного планирования и  прогнозирования является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.

Кроме того, к числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования относят:

  1. Индексный метод основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к общему единству, позволяющему соизмерить и сравнить их. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями2. Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить число учитываемых факторов, а также определять их значимость.
  2. Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
  • денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
  • нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
  • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается  в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в  целом.

  1. Балансовый метод позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной власти с потребностям, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы3. С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций4.
  2. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:

  • определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;
  • определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
  • распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
  • повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;
  • оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов;
  1. Программно-целевой метод – представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:
  • Программы развития отраслей (например, «Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.»);
  • Программы развития регионов (например, «Юг России», «Социально-экономическое развитие РТ»);
  • Программы решения социальных задач (например, «Старшее поколение»).

Программно-целевой  метод расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач и является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

По сравнению  с другими методами программно-целевой  метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

  1. Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование