Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения.
Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы прогнозирования экономического развития 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 6
1.2 Методология экономического прогнозирования 10
2 Прогнозирование развития российской экономики в кризисных условиях 17
2.1 Прогноз социально-экономического развития РФ в 2009 г. 17
2.2 Проект внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г. 23
3 Роль прогнозирования в формировании стратегии развития региона в условиях кризиса 27
Заключение 37
Библиографический список 38

Вложенные файлы: 1 файл

даши курсач.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Валовой региональный продукт  к 2025 г. возрастет в 3-3,5 раза, темпы  роста превысят среднероссийские показатели. В связи с формированием технологических центров и кластеров число инновационно-активных предприятий составит не менее 35 % общего их количества, а удельный вес инновационной продукции (с учетом СПГ) - не менее 40 % общего объема промышленного производства. Производительность труда повысится не менее чем в 3 раза, средняя заработная плата в производственном секторе составит 2,5-3 тыс. евро в месяц.

Модель инновационного социально ориентированного развития региона предполагает, наряду с использованием традиционных ресурсных и географических конкурентных преимуществ, активизацию новых факторов роста, отвечающих внешним и внутренним вызовам в долгосрочной перспективе. Это - усиление конкурентности хозяйственной системы, повышение эффективности человеческого капитала, ускоренное развитие высокотехнологичных производств и как следствие радикальное повышение уровня жизни и создание комфортных социальных условий. Интегрированное действие рассмотренных факторов должно обеспечить выход Мурманской области на траекторию устойчивого социально-экономического роста средним темпом в принятом целевом сценарии 6,5-7,0 % в год.

Как уже упоминалось, при разработке Стратегии было принято, что возникшая макроэкономическая нестабильность не будет долговременной. Однако для учета ситуации были предусмотрены соответствующие этапы.

На первом этапе (2009-2013 гг.) преодолеваются последствия мирового финансового кризиса, создаются  необходимые условия и формируется  механизм инновационного ускорения, а на втором (2014-2025 гг.) - значительно повышается технологический уровень производственного комплекса и инфраструктуры, обеспечивается прогрессивный рост добавленной стоимости и социальной ориентации экономики. Рассматриваемые этапы различаются по условиям, факторам и приоритетам экономической динамики.

Первый этап базируется на антикризисных мерах, а также  использовании и усилении тех  конкурентных преимуществ, которыми располагает  регион в «традиционных» сферах - горно- и рыбопромышленном комплексах, транспорте, энергетике. Антикризисные меры предполагают оптимизацию затрат во всех сферах, в том числе за счет сокращения управленческих расходов и «замораживания» инвестиционных программ, а также комплекс мероприятий по поддержанию занятости. Одновременно будут создаваться системные условия и технологические заделы, обеспечивающие значительное увеличение темпов роста и качественных характеристик социально-экономической среды.

Данный этап характеризуется  следующими начальными условиями развития: падение спроса на продукцию базовых отраслей, снижение их капитализации и инвестиционной активности в 2008-2009 гг., обострение ситуации на рынке труда; стабилизация, а при критических параметрах экономики - снижение бюджетной обеспеченности на региональном и муниципальном уровнях; преимущественная роль в создании валового регионального продукта традиционных видов производств с низкой добавленной стоимостью; высокая степень износа оборудования и основных производственных фондов; недостаточная инвестиционная активность, не дающая возможности для модернизации и диверсификации экономики; несбалансированный рынок труда, недостаток специалистов среднего звена и рабочих по большинству технических специальностей.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе включают в области антикризисных мер: оптимизацию бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях с максимально возможным сохранением социально ориентированных назначений, усиление поддержки сферы занятости; сдерживание негативных проявлений в финансовом и производственном секторах, поддержание социальной стабильности в коллективах организаций, использование механизмов социального партнерства.

Второй этап (2014-2025 гг.) основывается на синергическом эффекте  проведенных ранее мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и усилению инновационных факторов развития экономики, формированию новых производств по переработке углеводородного сырья, увеличению бюджетной обеспеченности и социальной привлекательности региона.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются: ростом внутреннего потребления экономики страны и постепенным его приближением по финансовым возможностям и качественным требованиям к стандартам мировых рынков; преодолением в основном ограничений в экономике региона со стороны энергетических и транспортных сетей, возрастанием требований к экологическим параметрам производства; завершением технологического обновления производств в сфере традиционного недропользования, в том числе повышением комплексности переработки сырья и освоением новых видов минеральных ресурсов; наличием созданных в предшествующий период институтов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, бизнес-сообщества и представителей гражданского общества в процессе реализации отдельных проектов и социально-экономического развития региона; ростом инвестиционной привлекательности и значения Мурманской области как базового региона по освоению шельфа Западной Арктики и крупного транс-портно-логистического центра.

Такие условия создают  объективные предпосылки для  реализации в регионе инновационного сценария экономического развития [5, с. 253].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Прогнозирование экономического развития – это предвидение возможных тенденций и циклических колебаний социально-экономического развития региона или страны.

В процессе написания  курсовой работы был и раскрыты поставленные задачи.

В теоретической части  курсовой были открыты понятия прогнозирования  социально-экономического развития региона, методы экономического прогнозирования.

Во второй части курсовой работы приведены сценарии прогнозных расчетов динамики основных макроэкономических показателей РФ. Они показывают, что в  рамках наиболее вероятного сценария у РФ есть шанс пройти 2009 г. с минимальными макроэкономическими потрясениями, что подготавливает хорошие стартовые позиции для выхода их кризисной ситуации.

Региональные экономические  прогнозы это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально экономической структуры страны. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного периодов, их комплексного характера (экономический, социальный, экологический и другие аспекты),большого влияния макроэкономической политики на регионы.

В важную задачу прогнозирования  входят выявление и исследования потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим адекватным их отражением в системах прогноза различного уровня и детализацией.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1 Асжина, М. А. Основы экономической теории: учеб. / М. А. Асжина. – М.: НОРМА, 2006. – 126 с.

2 – Борисевич, В. И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. / В. И. Борисевич. – М.: Финансы и кредит, 2009. – 50 с.

3 Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. / Л. П. Владимирова. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 35 с.

4 Ковалев, В. В., Финансовый  анализ: учеб. / В. В. Ковалев. –  М.: Финансы и статистика, 2010. – 145 с.

5 Региональное развитие: опыт России и Европейского  Союза: учеб. / ред. А. Г. Гранберг. – 3-е изд. – М.: Экономика, 2009. – 253 с.

6 Сенчагова, В. К. Экономическая безопасность: учеб. / В. К. Сенчагова. – М.: Дело, 2007. – 85 с.

7 Узяков, М. Н. О качестве научного предвидения / М. Н. Узяков // Проблемы прогнозирования. – 2008. - № 1. – 15 с.

8 Экономика: учеб. / ред.  А. С. Булатова. – 5-е изд.  – М.: Дело, 2007. – 173 с.

9 Экономическая теория: учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям: учеб. / ред. И. П.  Николаева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 53 с.

10 Якунин, В. И. Факторный  анализ в формировании государственной  политики: учеб. / В. И. Якунин. –  М.: Финансы, 2009. – 19 с.

 


Информация о работе Бюджетное планирование