Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ. Целью исследования можно назвать анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ. Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи: Понять содержание бюджетного процесса;
Усвоить основные положения формирования бюджетов в РФ;
Разобраться в механизме рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность бюджета и бюджетного процесса
1.1. Сущность бюджетного процесса
1.2. Принципы формирования бюджета
1.3. Характеристика участников бюджетного процесса
2.Характеристика стадий бюджетного процесса
2.1. Стадия составления бюджета
2.2. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
2.3. Стадия исполнения бюджета
2.4. Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 90.34 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1. Понятие и сущность бюджета и бюджетного процесса

1.1. Сущность бюджетного процесса

1.2. Принципы формирования бюджета

1.3. Характеристика участников бюджетного процесса

2.Характеристика стадий  бюджетного процесса

2.1.  Стадия составления бюджета

2.2. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

2.3. Стадия исполнения бюджета

2.4. Стадия утверждения  отчета об исполнении бюджета

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ. Целью исследования  можно назвать анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Понять содержание бюджетного процесса;
  2. Усвоить основные положения формирования бюджетов в РФ;
  3. Разобраться в механизме рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность бюджета и бюджетного процесса

1.1. Сущность бюджетного  процесса (приложение 1)

 

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Бюджетный процесс- это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчёта об исполнении, подчинённых цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органов денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно- счётных органов.

Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджета, их утверждению и исполнению, а также контролю над исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок его осуществления.

 

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется:

  1. Бюджетным кодексом РФ
  2. Соответствующим законом субъекта федерации (например, Закон Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 г. № 155-26 «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге»)
  3. Соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления

 

Задачами бюджетного процесса являются:

  1. Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
  2. Определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  3. Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  4. Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  5. Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  6. Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  7. Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  8. Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  9. Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.1

Механизм бюджетного процесса в РФ строиться на принципах соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Свое отражение они находят в законах соответствующих органов власти о бюджетном процессе2.

По действующему законодательству РФ управление составлением и исполнением бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрение и утверждение – представительных. На практике данные процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как контроль исполнения бюджетов, в большей степени ложиться на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным собранием РФ, конкретные сроки и формы бюджетной отчетности Минфином РФ.

В хронологическом аспекте бюджетный процесс развивается сверху вниз, от федерального бюджета к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций. Например, федеральный бюджет РФ на 2002г. принят Государственной Думой 14 декабря 2001г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001г.

Общая официальная продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение – 10 месяцев, исполнение – один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку их законодательство еще окончательно не сформулировало.

1.2. Принципы формирования  бюджета

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.3

Принципы бюджетного процесса:

  1. Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета состоят в том, что бюджетная система РФ должна объединять все бюджетные доходы и расходы государства в федеральном бюджете РФ, бюджетах национально-государственных, административно-территориальных единиц и в бюджетах органов местного самоуправления.

Нормами процессуального бюджетного права подробно регламентируется, когда и в какую именно часть бюджетной системы РФ должен поступить соответствующий доход и должен быть произведен соответствующий бюджетный расход.

  1. Принцип реальности запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что формирование бюджетной системы основано на возможности в течение времени, отведенного на составление бюджетов всех уровней, в полном объеме устанавливать на планируемый год все источники и размеры бюджетных доходов, выявлять внутрихозяйственные резервы и источники накопления, что дает возможность определять оптимальные размеры средств, направляемых на развитие экономики и социальных процессов на всей территории государства.
  2. Гласность и публичность в бюджетном процессе выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса происходит широкое и всестороннее обсуждение содержания бюджета на предстоящий год и обсуждение итогов по бюджету прошедшего года.

Федеральный бюджет в целом и во всех его составных мастях обсуждается комитетами и комиссиями представительных органов власти и на заседаниях представительных органов. Закон о федеральном бюджете и бюджетах республик в составе РФ, решения о бюджетах субъектов федерации и о местных бюджетах принимаются только представительными органами власти и публикуются для всеобщего сведения.

Решения представительных органов власти об утверждении бюджета, об утверждении отчета по исполнению бюджета, а также решения по иным вопросам, касающимся бюджета, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможности соответствующего представительного органа власти.

В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

  1. Принцип ежегодности бюджета имеет большое экономическое и политическое значение. Еже годность дает возможность выявить ближайшие тенденции рыночного развития, обеспечить повседневный контроль за рациональным использованием государственных финансовых ресурсов в условиях развития рынка.

Экономическое значение состоит в том, что в годовых бюджетах представляется возможным более полно учесть и конкретизировать происходящие под влиянием научно-технического прогресса изменения в темпах роста производительности труда, промышленного производства, национального дохода и т. д.

 

      1. Характеристика участников бюджетного процесса

Информация о работе Бюджетная система РФ