Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного устройства в Российской Федерации.
Объектом: Бюджетная система РФ, ее структура, принципы и перспективы развития межбюджетных отношений.
Задачами:
- обосновать социально-экономическую сущность бюджета;
- рассмотреть бюджетное устройство в РФ;
- провести сравнительный анализ бюджетной системы РФ с бюджетными системами развитых зарубежных стран;
- охарактеризовать принципы бюджетного устройства в РФ;
- выявить перспективы развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…….. 3
ГЛАВА I. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………………………………….5
I.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции……...5
I.2 . Бюджетная система РФ……………………………………………….9
I.3 Доходы и расходы бюджета……………………………………………20
ГЛАВА II. Принципы бюджетной системы…………………………….……29
ГЛАВА III. Межбюджетные отношения РФ …………………..….………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..…………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………..……………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Finansi_kursovaya.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов бюджета, сохранением  неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

  • за счет увеличения его доходной базы;
  • на базе реструктуризации расходной части бюджета;
  • путем совершенствования бюджетных процедур.

При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования) (777777).

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 2):

 

Таблица 2

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2015 годы

млрд. рублей

Показатель

2011 год (отчет)

2012 год

(закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год (проект)

371-ФЗ

проект

371-ФЗ

проект

Доходы, всего

11 367,7

12 677,0

12 705,9

12 395,4

14 091,8

13 642,2

15 223,7

%% к ВВП

20,8

20,9

19,6

18,8

19,4

18,6

18,7

Расходы, всего 

10 925,6

12 745,1

13 730,6

13 387,3

14 582,9

14 101,9

15 316,0

%% к ВВП

20,0

21,0

21,2

20,3

20,1

19,2

18,8

в том числе условно  утверждаемые

         

388,9

1206,6

%% к общему  объему расходов

         

2,8

7,9

Дефицит(-)/ Профицит(+)

+442,1

-68,1

-1 024,7

-991,9

-491,1

-459,7

-92,3

%% к ВВП

0,8

-0,1

-1,6

-1,5

-0,7

-0,6

-0,1


 

Динамика поступления  доходов федерального бюджета в 2008-2012 годах характеризуется снижением с 22,5% к ВВП в 2008 году до 18,9% к ВВП в 2009 году и 18,4% к ВВП в 2010 году, в 2011-2012 годах доходы увеличились до 20,8% и 20,9% к ВВП соответственно, однако не достигли уровня 2008 года (22,5%). За период 2008-2012 годов нефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП и ненефтегазовые доходы – на 1,5% к ВВП. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено, в основном, изменениями в налоговом законодательстве (снижение с 1 января 2009 г. федеральной ставки налога на прибыль организаций с 6,5% до 2,0% и отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога).

В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с  дальнейшим снижением к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015 году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП).

К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении (таблица 3.):

Таблица 3.

Динамика расходов федерального бюджета

 

Показатель

2012 год

(закон с учетом изменений)

Прогноз

2013 год

2014 год

2015 год

Прирост к предыдущему  году (расходы всего):

млрд. рублей

1 819,5

642,2

714,6

1 214,1

% (в номинальном  выражении)

16,7

5,0

5,3

8,6

% (в реальном  выражении)

10,1

-0,4

0,3

3,4

Прирост к ФЗ «О федеральном  бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» 
(№ 371-ФЗ от 30.11.2011 г.)

млрд. рублей

 

-343,3

-481,0

 

% от 371-ФЗ

 

-2,5

-3,3

 

 

С 2013 года должны быть начаты системные структурные реформы  отраслей социальной сферы и государственного управления, направленные на обеспечение  сбалансированности федерального бюджета  и повышение эффективности бюджетных  расходов в соответствии с приоритетами государственной политики.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации  расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 4):

 

 

 

Таблица 4.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

млрд. рублей

 

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

закон с учетом измене-ний

%% к преды-дущему году

проект

%% к преды-дущему году

проект

%% к преды-дущему году

проект

%% к преды-дущему году

ВСЕГО

12 745,1

116,7

13 387,3

105,0

14 101,9

105,3

15 316,0

108,6

Условно утвержденные

       

388,9

 

1 206,6

 

ВСЕГО (без учета условно  утвержденных)

12 745,1

116,7

13 387,3

105,0

13 713,0

102,4

14 109,4

102,9

в том числе:

               

Общегосударственные вопросы 

871,1

112,0

859,0

98,6

849,8

98,9

862,6

101,5

Национальная оборона

1 864,5

123,0

2 345,7

125,8

2 771,6

118,2

2 864,7

103,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 844,5

146,4

2 011,2

109,0

1 883,5

93,7

2 074,1

110,1

Национальная экономика 

1 754,1

98,0

1 702,8

97,1

1 682,0

98,8

1 630,3

96,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

136,9

48,9

170,3

124,4

143,9

84,5

115,4

80,2

Охрана окружающей среды

22,2

126,1

22,8

102,7

24,0

105,3

24,1

100,4

Образование

614,8

111,1

597,4

97,2

544,3

91,1

573,0

105,3

Культура,  кинематография

90,9

108,5

88,6

97,5

87,5

98,8

90,8

103,8

Здравоохранение

554,7

111,0

506,6

91,3

466,4

92,1

383,3

82,2

Социальная политика

3 930,2

125,6

3 901,4

99,3

4 008,5

102,7

4 197,0

104,7

Физическая культура и спорт

42,3

95,7

41,2

97,4

28,7

69,7

30,4

105,9

Средства массовой информации

75,6

123,7

70,6

93,4

65,6

92,9

50,8

77,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

383,3

145,9

444,8

116,0

540,9

121,6

628,0

116,1

Межбюджетные трансферты общего характера

560,2

86,0

624,9

111,5

616,5

98,7

584,9

94,9


 

Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации [7].

 

      ГЛАВА II. Принципы бюджетной системы РФ.

 

В соответствии с бюджетным  законодательством до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

БК РФ закрепляет вышеназванные  принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России.

В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на 10 принципах:

- единства бюджетной  системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

- сбалансированности  бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств.

1. Принцип единства  бюджетной системы Российской  Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкции за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации проявляется в закреплении видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности  бюджетов — это:

- право законодательных  (представительных) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы Российской  Федерации самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

- наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы  Российской Федерации, определяемых  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с Бюджетным  кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; 

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с Бюджетным  кодексом определять источники  финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Информация о работе Бюджетная система РФ