Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 03:57, контрольная работа
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
1. Основные характеристики
(параметры) бюджета,
Бюджет является
формой образования и
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.Согласно БК РФ бюджетная классификация включает:
Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.
2. Суть понятия и этапов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.
В соответствии с Бюджетным
кодексом, Правительство России вносит
на рассмотрение Государственной Думы
проект федерального бюджета на очередной
финансовый год не позднее 1 октября.
Федеральный бюджет разрабатывается
в соответствии с положениями
ежегодного Бюджетного послания Президента
РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой
в трёх чтениях.
В первом чтении принимаются основные
параметры бюджета. Рассматривается:
• прогнозируемый объём доходов в очередной
год и плановый период, с выделением объёма
нефтегазовых доходов;
• приложения, с нормативами распределения
доходов между уровнями бюджетной системы;
• общий объём расходов;
• верхний предел государственного внешнего
и внутреннего долга;
• нормативная величина резервного фонда;
• дефицит или профицит федерального
бюджета;
По Бюджетному кодексу, в процессе первого
чтения Госдума не имеет права увеличивать
доходы и дефицит федерального бюджета,
если на эти изменения отсутствует положительное
заключение правительства. В случае отклонения
в первом чтении проекта федерального
бюджета Госдума может:
• предоставить законопроект в согласительную
комиссию(состав: совет федерации, правительство,
Госдума);
• вернуть в правительство на доработку;
• поставить вопрос о доверии правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет
по разделам. Рассматривает:
• приложение к ФЗ, устанавливающие перечень
главных администраторов доходов и главных
администраторов источников финансирования
дефицита бюджета;
• бюджетные ассигнования по разделам;
• программа предоставления государственных
финансовых и государственных экспортных
кредитов;
• программа государственно внутренних
и внешних заимствований;
В третьем чтении — по подразделам. Утверждается
ведомственная структура расходов федерального
бюджета.
После принятия федерального бюджета
Госдумой, в течение 5 дней передает на
рассмотрение в Совет Федерации, который
рассматривает его, отклоняет или утверждает,
в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации,
закон передается в течение 5 дней Президенту
РФ для подписания и обнародования в СМИ.
До 2002 в процессе принятия федерального
бюджета депутатам удавалось существенно
увеличить некоторые его расходные статьи
(как правило, социальные). В последние
годы бюджет принимается в том виде, в
каком он был внесён правительством.
Выделяют следующие стадии бюджетного
процесса:
• составление проектов бюджетов — подготовка
экономического обоснования доходов и
расходов бюджета;
• утверждение проектов бюджетов — принятие
нормативных правовых актов о бюджете
соответствующего уровня на очередной
финансовый год;
• исполнение бюджетов — получение доходов
бюджета и распределение бюджетных средств
в соответствии с нормативно—правовым
актом о бюджете;
• контроль за исполнением бюджетов и
отчет об исполнении бюджетов — текущий
контроль за использованием бюджетных
средств в процессе исполнения бюджета
и подведение итогов исполнения бюджета
по окончании финансового года
3. Сущность бюджетного
федерализма и межбюджетных
РФ по своей форме
государственного устройства является
федеративным государством. Существует
три уровня органов государственного
и местного управления. Поэтому для такого
государственного устройства характерна
особая система финансовых взаимоотношений
этих органов.
Бюджетный федерализм это
система налогово-бюджетных отношений
органов власти различных уровней в процессе
формирования доходов бюджетов и финансирования
расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой
особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе
движения бюджетных ресурсов.
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
строятся на основе определенных принципов:
1. Закрепление за каждым уровнем бюджетной системы расходов в соответствии с выполняемыми функциями органов государственной и местной власти. Закрепление это осуществляется на основе распределения расходных полномочий.
2. Разграничение и закрепление на постоянной основе собственных доходов бюджетов, а также распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.
3. Принцип равенства бюджетных прав федеральных, региональных и местных образований по формированию и использованию соответствующих бюджетов.
4. Равенство всех бюджетов РФ между собой и во взаимоотношениях между собой.
5. Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований (по уровню доходов на одного жителя).
Межбюджетные отношения
представляют собой совокупность отношений
между органами государственной
власти РФ, органами государственной
власти субъектов РФ и местного самоуправления
по поводу разграничения полномочий
и закрепления бюджетных
В настоящее время можно
выделить несколько проблем межбюджетных
отношений в РФ:
• не в полной мере обоснованы и закреплены
расходные полномочия для каждого уровня
бюджетной системы;
• недостаточно внимания уделяется вопросу
совершенствования форм финансовой помощи;
• отсутствует комплексный подход к выравниванию
социально-экономического развития регионов;
• не сформирована нормативная база для
обоснования потребностей в бюджетных
расходах;
• широкое распространение получили практики
принятия территориальных и местных бюджетов
с дефицитом без определения источников
их покрытия;
• низкая доля собственных доходов в бюджетах
субъектов Федерации.
4.Сущность бюджетной реформы, бюджетирование ориентированное на результат.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), в публичных финансах Российской Федерации — методологический подход к планированию и исполнению государственного и местных бюджетов, реализуемый с середины 2000-х годов в рамках бюджетной реформы, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики. Кроме того, в подходе предполагается контроль результативности расходования бюджетных средств путём оценки достижения количественных и качественных показателей исполнения.
Бюджетная реформа, ориентированная на внедрение БОР в системе органов исполнительной власти в Российской Федерации, осуществляется с 2004 года. Координатором реформы является Министерство финансов Российской Федерации (Департамент бюджетной политики, Департамент межбюджетных отношений). В широком смысле переход к принципам БОР включает:
Внедрение управления по результатам
в федеральных органах
Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:
1. Приближение бюджетной
классификации Российской
2. Упорядочение процедур
составления и рассмотрения
3. Включение в перспективный
финансовый план ежегодно
4. Введение в практику
бюджетного процесса
5. Переход к распределению
бюджетных ресурсов между
6. Расширение сферы применения
механизмов поддержки