Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 03:57, контрольная работа

Краткое описание

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 26.69 Кб (Скачать файл)

 

1. Основные характеристики (параметры) бюджета, бюджетного  устройства и бюджетной системы  РФ.

     Бюджет является  формой образования и расходования  денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

 Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.Согласно БК РФ бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 
  •  
        Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства . Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством, которое включает три важных характеристики:
  • структуру бюджетной системы;
  • организационные принципы построения бюджетной системы;
  • взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе. 

    Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

   Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

    Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов

    Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

    Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.

2. Суть понятия и этапов  бюджетного процесса.

     Бюджетный процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

В соответствии с Бюджетным  кодексом, Правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной  финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается  в соответствии с положениями  ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. 
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях. 
В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается: 
• прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов; 
• приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; 
• общий объём расходов; 
• верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга; 
• нормативная величина резервного фонда; 
• дефицит или профицит федерального бюджета; 
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может: 
• предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума); 
• вернуть в правительство на доработку; 
• поставить вопрос о доверии правительству. 
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает: 
• приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; 
• бюджетные ассигнования по разделам; 
• программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; 
• программа государственно внутренних и внешних заимствований; 
В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета. 
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ. 
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством. 
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса: 
• составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета; 
• утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год; 
• исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете; 
• контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года

3. Сущность бюджетного  федерализма и межбюджетных отношений.

     РФ по своей форме государственного устройства является федеративным государством. Существует три уровня органов государственного и местного управления. Поэтому для такого государственного устройства характерна особая система финансовых взаимоотношений этих органов.  
     Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.  
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.

 
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения строятся на основе определенных принципов:

1. Закрепление за каждым уровнем бюджетной системы расходов в соответствии с выполняемыми функциями органов государственной и местной власти. Закрепление это осуществляется на основе распределения расходных полномочий.

2. Разграничение и закрепление на постоянной основе собственных доходов бюджетов, а также распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.

3. Принцип равенства бюджетных прав федеральных, региональных и местных образований по формированию и использованию соответствующих бюджетов.

4. Равенство всех бюджетов РФ между собой и во взаимоотношениях между собой.

5. Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований (по уровню доходов на одного жителя).

 

Межбюджетные отношения  представляют собой совокупность отношений  между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения полномочий и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности  органов власти в области организации бюджетного процесса. 
      В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ: 
• не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы; 
• недостаточно внимания уделяется вопросу совершенствования форм финансовой помощи; 
• отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов; 
• не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах; 
• широкое распространение получили практики принятия территориальных и местных бюджетов с дефицитом без определения источников их покрытия; 
• низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации.

4.Сущность бюджетной реформы,  бюджетирование ориентированное на результат.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), в публичных финансах Российской Федерации — методологический подход к планированию и исполнению государственного и местных бюджетов, реализуемый с середины 2000-х годов в рамках бюджетной реформы, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики.  Кроме того, в подходе предполагается контроль результативности расходования бюджетных средств путём оценки достижения количественных и качественных показателей исполнения.

Бюджетная реформа, ориентированная  на внедрение БОР в системе  органов исполнительной власти в  Российской Федерации, осуществляется с 2004 года. Координатором реформы  является Министерство финансов Российской Федерации (Департамент бюджетной политики, Департамент межбюджетных отношений). В широком смысле переход к принципам БОР включает:

  • Переход в федеральных органах исполнительной власти к управлению по результатам и среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат (СБОР);
  • Проведение реформы межбюджетных отношений;
  • Проведение оптимизации сети бюджетных организаций;
  • Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

Внедрение управления по результатам  в федеральных органах исполнительной власти осуществлялось в 2004—2006 годах  в форме эксперимен

Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие  основные задачи:

1. Приближение бюджетной  классификации Российской Федерации  к требованиям международных  стандартов, введение интегрированного  с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учёта, основанного на методе начислений и обеспечивающего учёт затрат по функциям и программам.

2. Упорядочение процедур  составления и рассмотрения бюджета,  через аналитическое разделение  действующих и вновь принимаемых  расходных обязательств. Действующие  обязательства подлежат безусловному  включению в расходную часть  бюджета, если не принято решение  об их отмене или приостановлении.  Новые расходные обязательства  должны устанавливаться лишь  при наличии соответствующих  финансовых возможностей на весь  период их действия и при  условии обязательной оценки  их ожидаемой эффективности.

3. Включение в перспективный  финансовый план ежегодно смещаемого  на год вперед распределения  ассигнований между субъектами  бюджетного планирования на трехлетний  период. Переход к утверждению  перспективного финансового плана  Правительством Российской Федерации.

4. Введение в практику  бюджетного процесса формирования  ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть  включена значительная часть  бюджетных расходов, осуществляемых  по сметному принципу. Ориентация  федеральных целевых программ  на решение крупных и требующих  длительных сроков реализации  инвестиционных, научно-технических  и структурных проектов межотраслевого  характера с четко сформулированными  и количественно измеримыми индикаторами  результативности.

5. Переход к распределению  бюджетных ресурсов между распорядителями  бюджетных средств и бюджетными  программами в зависимости от  планируемого уровня достижения  поставленных перед ними целей,  в соответствии со среднесрочными  приоритетами социально-экономической  политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

6. Расширение сферы применения  механизмов поддержки отобранных  на конкурсной основе региональных  и муниципальных программ бюджетных  реформ в рамках создаваемого  с 2005 года Фонда реформирования  региональных и муниципальных  финансов.


Информация о работе Бюджетная система РФ