Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Вложенные файлы: 1 файл

К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 661.00 Кб (Скачать файл)

В процессе совершенствования мемориально-орденой формы учета отказавщись от составления мемориальных ордеров и регистрационного журнала, разработав регистры, основанные на группировочных и накопительных ведомостях, и, заменив книги свободными листами, создана более прогрессивная форма — журнально-ордерная. Автоматизированная форма учета основана на следующих принципах: метод двойной записи; организация программно-последовательной взаимосвязи бухгалтерских счетов в соответствии с кодами стандартных ежемесячно повторяющихся операций; разукрупнения объектов учета; обеспечение автоматического ввода различных данных хозяйственных операций (исходной информации) из других пакетов программ; обработка первичной информации, хозяйственных операций по различным программам с учетом решения задач в зависимости от требований пользователей; дифференциация объемов учетной информации по объектам управления и обеспечения ее совместимости и взаимосвязи.

 

 

 

7.Виды и классификация счетов бух. Учета

В настоящее время для ведения бухгалтерского учета хозяйствующие субъекты могут использовать 61 синтетический счет, приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета. Правильному применению счетов бухгалтерского учета способствует их условная классификация по различным однородным признакам, целям и способам отражения на них объектов учета. Кроме того, классификация счетов бухгалтерского учета по их существенным признакам (экономическому содержанию, назначению) обогащает методику изучения построения как отдельных счетов и их групп, так и всей системы бухгалтерских счетов в целом.

Счета могут группироваться по следующим признакам: по экономическому содержанию; по назначению и структуре.

Классификация по экономическому содержанию показывает, что учитывается на счетах, каковы объекты учета. В основу этой классификации положена группировка объектов бухгалтерского учета по составу и размещению, а также по источникам формирования имущества организации. 

По экономическому содержанию счета делятся на три группы: 

1) Счета для учета хозяйственных  средств; 

2) Счета для учета источников  хозяйственных средств;

3) Счета для учета хозяйственных  процессов. 

Счета для учета хозяйственных средств подразделяются на четыре подгруппы: 
а) Счета для учета основных средств; 

б) Счета для учета нематериальных активов; 

в) Счета для учета оборотных средств; 

г) Счета для учета долгосрочных финансовых вложений. 

Счета для учета источников хозяйственных средств подразделяются на две подгруппы: 

а) Счета для учета источников собственных средств (собственного капитала); 

б) Счета для учета источников заемных (привлеченных) средств;

Счета для учета хозяйственных процессов подразделяются на три подгруппы: 

а) Счета для учета процесса снабжения; 

б) Счета для учета процесса производства;

в) Счета для учета процесса реализации.

В зависимости от их назначения и структуры бухгалтерские счета условно делятся на четыре группы:

1) Основные. К данной группе относятся  счета, предназначенные для накопления  информации характеризующей движение имущества и капитала хозяйствующего субъекта и состояние расчетов с его дебиторами и кредиторами (01, 03, 04, 07, 10, 11, 19, 21, 41, 43, 46, 50, 51, 52, 55, 57, 58, 81, 80, 82, 83, 84, 86, 45, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70,71, 73, 75, 76, 79 и др.). Данные счета являются базовыми для формирования статей бухгалтерского баланса;

2) Регулирующие. К ним относятся  счета, используемые для уточнения  стоимостной характеристики объектов  бухгалтерского учета, отражаемых  на основных счетах, они не имеют самостоятельного значения, а являются только их дополнением (02, 05, 14, 42, 59, 63, 16, 40 и др.). С их помощью текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах, регулируется до суммы их балансовой стоимости (оценки);

3) Операционные. Операционные счета предназначены для отражения на них расходов, связанных с осуществлением хозяйственных операций, процессов заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ и услуг (25, 26, 94,96, 97, 98, 08, 15, 20, 23, 28, 29, 44 и др.);

4) Финансово-результативные счета. Финансово-результативные счета  предназначены для определения  результатов сопоставления доходов  и связанных с их получением  расходов хозяйствующего субъекта  и выявления его прибыли или  убытка (90,91,99).

На всех перечисленных счетах путем двойной записи отражаются: имущество, принадлежащее данному хозяйствующему субъекту, источники его формирования и вся его хозяйственная деятельность как самостоятельного юридического лица.

План счетов бухгалтерского учета — это единый, законодательно закрепленный, общенациональный, систематизированный и регламентированный перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых организациями для ведения бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета применяется всеми хозяйствующими субъектами, ведущими бухгалтерский учет с применением двойной записи, независимо от масштаба деятельности, отрасли и организационно-правовых форм (кроме кредитных учреждений и бюджетных учреждений). В основе Плана счетов лежит группировка счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию. В настоящее время, в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98. № 283, применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению (утвержд. Прик. Минфина РФ от 31.10.00. № 94-н и введен в действие с 01.01.01.). Необходимость введения нового Плана счетов была вызвана существенными изменениями, связанными с дальнейшим развитием рыночных отношений и совершенствованием методологических основ бухгалтерского учета.

Инструкция к Плану счетов позволяет правильно применять счета, приведенные в Плане счетов. Там приведены характеристики всех синтетических счетов и типовые схемы корреспондирующих между собой счетов бухгалтерского учета. Иными словами, Инструкция по применению Плана счетов является методической основой формирования бухгалтерских регистров. Перечень корреспонденции, приведенный в Инструкции по применению Плана счетов не является закрытым, то есть если имеют место такие факты хозяйственной жизни организации, корреспонденции по которым не отражены в Плане счетов, то хозяйствующий субъект имеет право дополнить ее, не нарушая при этом общие принципы и единые подходы, установленные Инструкцией. 

При ведении бух. учета, как правило, многие организации используют только часть счетов бух. учета, приведенных в Плане счетов. Следовательно, каждый хозяйствующий субъект в зависимости от масштаба деятельности, отраслевой специфики и прочих обстоятельств, самостоятельно устанавливает перечень счетов бухгалтерского учета, которые будут применяться для отражения фактов его хозяйственной жизни. Данный документ называется Рабочим Планом счетов организации и является элементом ее учетной политики. Например, если организация осуществляет только торговую деятельность, она не использует счет 20 «Основное производство» или, если выпускается только один вид продукции, то можно относить все общепроизводственные и общехозяйственные расходы сразу на счет 20 «Основное производство», при этом, не применяя счета 25 «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы». Кроме того, для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином РФ включать в Рабочий План счетов дополнительные синтетические счета, используя при этом свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля, отчетности. Организациям предоставлено право уточнять содержания субсчетов, приведенных в плане счетов исключать и объединять их, а также вводить новые. Порядок ведения и степень детализации аналитического учета устанавливается организацией самостоятельно, исходя из требований нормативных актов по ведению бух. учета, с учетом потребностей хозяйствующего субъекта в формируемой информации.

В Плане счетов счета группированы в восемь разделов, в которых отражаются экономически однородные объекты бух. учета. Кроме того, разделы баланса расположены в определенной последователь-ности, в соответствии с характером участия объектов учета в хозяйственной деятельности организации. В начале Плана счетов расположены внеоборотные активы, затем идут производственные запасы, далее приведены счета, предназначенные для учета затрат на производство и т.д.

Разделы Плана счетов бухгалтерского учета:

1. «Внеоборотные активы». Включает  счета, на которых ведется учет  основных средств, НА, долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы, оборудование к установке.

2. «Производственные запасы». В  данный раздел включаются счета, предназначенные для учета предметов  труда (материалы и их заготовление, отклонение в стоимости материалов  и т.д.)

3. «Затраты на производство». В него входят счета, используемые для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. 
4. «Готовая продукция». Отражены счета, предназначенные для учет продуктов труда.

5. «Денежные средства». В него  входят счета, для учета денежных средств предприятия, денежных документов, переводов в пути, финансовых вложений и т.д.)

6. «Расчеты». В этот раздел входят  счета, применяемые для отражения  дебиторской и кредиторской задолженности  разных видов.

7. «Капитал». В данный раздел входят счета, для учета собственных источников формирования имущества.

8. «Финансовые результаты». Этот  раздел включает счета, предназначенные  для выявления финансового результата.

В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации могут распоряжаться или использовать не принадлежащие им объекты бух. учета. Например, материалы, полученные на давальческой основе, товары переданные на комиссию, объекты, полученные в аренду и др. Для отражения подобных объектов учета существует перечень счетов бух. учета, остатки на которых не находят отражения в балансе, которые называются Забалансовыми счетами. Таким образом, для обобщения информации о наличии и движении имущества, временно находящегося в пользовании или распоряжении хозяйствующего субъекта (не принадлежащие ему на праве собственности), записи на забалансовых счетах осуществляются без применения принципа двойной записи.

 

8-9. Теоретические основы  и организация первичного учета

Документирование является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета. Оно позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными учетными документами, отвечающими соответствующим требованиям.

Первичные учетные документы, составляются в момент совершения операции. Первичный документ — это бухгалтерский документ, который составляется в момент совершения хозяйственной операции и является первым свидетельством происшедших фактов. Первичный документ придает юридическую силу произведенной хозяйственной операции и устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выполненные ими хозяйственные операции. Следовательно, составление документов и их первоначальная обработка является основой организации первичного учета. Информация о совершенных или разрешенных к проведению операциях может фиксироваться на разных носителях таких как: дискеты, магнитные ленты и др. Однако организация обязана в любом случае изготавливать копии документов на бумажных носителях и их предоставлять участникам хозяйственных операций и контролирующим органам по их требованию. Каждый первичный документ должен содержать ряд показателей. Показатель первичного документа в бухгалтерском учете называется реквизитом. Реквизиты делятся на постоянные и переменные. Постоянные реквизиты в пределах организации не меняются в течение длительного времени (название организации, юридический адрес, № расчетного счета и т.д.). Переменные показатели меняются с каждой хозяйственной операцией (количество отгруженной продукции, остатки материалов на складе, начисленная сумма заработной платы и т. д). Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определено состав обязательных реквизитов: наименование документа (формы); код формы; дата составления; наименование организации от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. Наличие обязательных реквизитов в первичном учетном документе позволяет обеспечить их юридическую доказательность. Первичные документы принимаются к учету, если составлены по формам, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации.

Первичные учетные документы делятся на внешние и внутренние. Внешние первичные документы поступают в организацию со стороны (из госорганов, от учредителей, вышестоящих организаций, банков, фискальных органов, от поставщиков, покупателей и т.п.). Внутренние первичные документы составляются непосредственно в организации. Они бывают: распорядительные, оправдательные (исполнительные), комбинированные, бухгалтерского оформления. Распорядительные — это такие первичные документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций. Оправдательные первичные документы удостоверяют факт совершения хозяйственных операций. К ним относятся: приходные ордера; акты приемки материалов; акты-приемки выбытия основных средств; первичные документы о приемке от рабочих выработанной продукции и т.п. Комбинированные — это такие первичные документы, которые одновременно являются и распорядительными, и исполнительными. К ним относятся: приходные и расходные кассовые ордера; расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы работникам предприятия; авансовые отчеты подотчетных лиц и др. Документы бухгалтерского оформления составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций нет типовых документов, или при обобщении и обработке оправдательных и распорядительных документов. К ним относятся: справки, ведомости распределения косвенных расходов и др. Кроме того, первичные документы делятся также на разовые и накопительные. Разовые первичные документы оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются в один прием. Накопительные первичные документы составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. К ним относятся: лимитные карты на отпуск материалов со склада; наряды на работу и т.п.

Движение первичных учетных документов от момента их появления в организации до сдачи в архив после их принятия к учету и обработки принято называть документооборотом. Внутренняя регламентация хозяйствующим субъектом обработки и сроков представления первичных учетных документов называется графиком документооборота. Отсутствие четкого графика или его несоблюдение может приводить к различным нарушениям требований к ведению бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Стадия первоначальной обработки, на которой осуществляется накапливание количественных данных по различным признакам, может отличаться в зависимости от отрасли и специфики деятельности организации. Первичный учет представляет собой единый, повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накапливания, хранения информации. Кроме регистрации и хранения, первичный учет выполняет также контрольную и информационную функцию. Различные отклонения параметров технологического процесса могут быть корректированы на основе данных первичного учета. Информация первичного учета используется при подготовке и принятии решений на разных уровнях управления организацией. Организация первичного учета должна основываться на следующих принципах: первичный учет занимает особое место в системе хозяйственного учета и тесно взаимосвязан с каждым видом учета (статистический, оперативный); первичный учет является основным носителем информации для всех видов хозяйственного учета, а также используется для анализа производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности организации, для определения его места и поведения на рынке; данные первичного учета используются для проведения контрольно-ревизионной работы, аудиторских проверок; информация первичного учета используется для планирования и прогнозирования деятельности организации, улучшения финансово-экономического состояния организации; первичный учет является основной исходной базой для учета расчетов по оплате труда, себестоимости и калькулирования продукции, начисления амортизации, учета готовой продукции и ее отгрузки, для определения финансовых результатов; первичный учет отражает особенности системы управления и обеспечивает обратную связь с управляемой системой; объектами первичного учета являются заготовление, приобретение и расходование материальных ресурсов; нормированное и отработанное время, выработка рабочих-сдельщиков, затраты на производство, движение полуфабрикатов и незавершенного производства, объем выпуска продукции ее отгрузка и реализация, расчеты с поставщиками, покупателями, банками, фискальными органами, учредителями и др. 

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"