Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Вложенные файлы: 1 файл

БУХ,учет шпора1.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

1 Общее понятие  об учете, его сущность и  значение. Виды учета.

Учет – фиксация фактов, явлений, событий в жизни общ-ва в области экономики и соц. сфере. Учет зародился давно и  совершенствовался и развивался с развитием товарного производства. Первые описания метода бухгалтерского учета дал итальянский математик Лука Пачоли в 1494 г. В «Трактате о счетах и записях». Существуют след. виды учета: статистический, бухгалтерский, оперативно-технический. Сейчас появились финансовый, налоговый, управленческий учеты. Статистический – изучает массовые соц.-эконом-ие явления, выражен количественными измерителями и с качественной характеристикой. Бух.учет – система непрерывного сплошного документального отображения инф-ции о состоянии и движении имущ-ва и обязательств орг-ции методом двойной записи в денежном выражении на счетах бух.учета в соответствии с законод-вом РБ. В системе БУ выдел.след. виды учета: финансовый, управленческий, налоговый  Оперативно-технический учет – ведется в целях контроля и наблюдения за различными сторонами деятельности. Данные учета могут быть получены путем оперативной инф-ции путем  сообщений, а также на основе данных бух.учета и стат.учета. Все 3 вида учета образуют единую систему учета и дополняют друг друга. Руководство статистическим учетом осуществляется Министерством статистики и анализа. Руководство бух.учетом  и отчетностью осуществл. Мин. Финансов. Оперативно-техническим – администрация предприятия.       

2 Место и  роль БУ в системе управления. Измерители, применяемые в БУ.

БУ относится к эк-ким наукам, общим предметом которых явл. пзнание пр-ных отношений. Труд  человека направлен на какие-либо объекты в окружающем его мире. Эти объекты в обобщенном выражении называются предметом труда. Труд бухгалтера направлен на объекты, которые он должен учесть. Общим для различных объектов явл.: 1)Все объекты имеют стоимостную оценку, 2)все они подлежат БУ, 3)ответственность за их использование возложено на конкр. юрид. лицо.

В учете применяется 3 вида измерителей: натуральные, трудовые, стоимостные. Натуральные измерители используют для учете количества однородных средств в штуках, килограммах, тоннах, метрах, кубометрах и т.д. Натур. измерители просты, удобны, наглядны, используются для учета и контроля за сохранностью средств. Но они не позволяют складывать, суммировать разнородные предметы. Трудовые измерители – это показатели затраченного труда на выполнение тех или иных работ. К ним относятся рабочие дни, часы, минуты. Труд. измерители используют для учета отработанного времени, дней болезни, для учета производительности труда (выработки) за 1 человеко-день или час, для подсчета заработной платы. Денежный (стоимостной) измеритель является наиболее распространенным, особенно в бух.учете. С помощью ден. измерителей возможно измерить и суммировать разнородные средства, затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг, определять объем реализации (выручки), сумму валового дохода, сумму налогообложения, размер прибыли, производить расчеты по заработной плате с рабочими и служащими, с поставщиками и т.д. Каждый из трех измерителей может применяться отдельно, а также в сочетании с друг другом. В международных расчетах в основном используется свободно конвертируемая валюта – доллар, евро и т.д.      Оперативный учет использует натуральные и трудовые измерители, бух. и статистический – все 3. Те операции, которые невозможно оценить в денежном измерителе в учете не отражаются.  

3.Задачи БУ. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому  учету.

Задачи бух.учета: 1) своевременное  предоставление достоверной информации о хоз. деят-сти предприятия за определенный промежуток времени. Эта информация необходима внутренним и внешним органам  для планирования и контроля за выполнением плана, обеспечения сохранности собственности, выявления резервов повышения эффект-сти произв-ва. 2) осуществление контроля за использованием средств предприятия, соблюдение смет, расходов ресурсов, сохранности материальных и денежных средств предприятия. 3) предотвращение отрицательных результатов хоз. деят-сти предприятия и выявление резервов фин. устойчивости.

Требования, предъявляемые  к бух.учету: 1) сопоставимость показателей  учета с планом; 2) своевременное  предоставление информации; 3) точность, объективность инф-ции; 4) полнота  учета, которая достигается сплошной и непрерывной фиксацией всех операций на предприятии; 5) ясность и доступность; 6) экономичность, рациональность, окупаемость учетной инф-ции.  

4.Предмет и  объекты бухгалтерского учета.

Предметом бух.учета является фактическое состояние имущ-ва (средств) предприятия, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сфере снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деят-сти предприятия.

Имущество предприятия, обязательства и их изменения  отражаются в денежной оценке. К объектам бух. учета относятся: 1)экономические ресурсы – совок-ть хоз.средств организации, которые принадлежат ей на правах собственности и использование  которых в процессе хоз. деятельности принесет  экономическую выгоду. В БУ они классифицируются как активы. 2)Источники формирования средств  указывают на принадлежность средств организации и представляют совокупность  ресурсов, поступивших от инвесторов и кредиторов, а также прибыль, полученная  в рез-те хоз. деятельности. В БУ они рассм-ся как пассивы, к которым относятся источники собственных и привлеченных средств. 3)Хозяйственные процессы – факты хозяйственной жизни, приводящие к изменению средств и источников их формирования, в результате чего изменяется финансовое выражение  субъекта хозяйствования.

Учитывая роль бухгалтерской  информации в принятии управленческих решений, все объекты учета подразделяются на след.виды: объекты, обеспечивающие хоз.деятельность; объекты составляющие хозяйственную деятельность. 

5. Классификация  активов организации.

1)Внеоборотные активы: основные средства; нематериальные  активы; доходные вложения в материальные  ценности; вложения во внеоборотные  активы. ОС – средства труда  стоимостью более 30 БВ и сроком  службы более 1 г. Нематериальные  активы – права в виде лицензий, патентов, права пользования  прир. ресурсами, ПО ЭВМ и др. Доходные вложения в материальные ценности -  вклады в уставные фонды др. юридических лиц на срок более 1 г., эти средства не теряя своей стоимости способны двавть доход в виде дивидендов или процентов в течение длительного времени. Вложения во внеобор. активы – стоимость незаконченных строительством объектов, затраты по монтажу и приобретению новых объектов осн.средств, на которые не составлен акт ввода в эксплуатацию.

2)Оборотные активы:Запасы и затраты (в т.ч.сырье, амтериалы,полуфабракаты, комплектующие, НЗП, расходы на реализацию, ГП и товары для реализации, расходы будущих периодов), налоги НДС по приобретенным активам; дебиторская задолженность, расчеты с учредителями ( по вкладам в уставный фонд), денежные средства, финансовые вложения   

6 Классификация  источников формирования средств  (пассивов)

Объекты, обеспечивающие хоз.деятельность: активы,обязательства, капитал.

1)капитал и резервы:  уставный фонд; собственные акции,выкупленные  у акционеров; резервный фонд, добавочный фонд, прибыль(убыток) отчетного периода; нераспредеоенная прибыль; целевое финансирование; доходы будущих периодов.

2)Обязательства: долгосрочные  кредиты и займы; краткосрочные  кредиты и займы; кредиторская  задолженность; задолженность перед учредителями по начисленным доходам; резервы предстоящих расходов

7. Метод бухгалтерского  учет.

Метод бух.учета –  совокупность способов и приемов, позволяющих  получить всестороннюю характеристику деятельности предприятия. К слагаемым метода бух. учета относятся: 1) документация и 2) инвентаризация →наблюдение; 3) оценка и 4) калькуляция→измерение; 5) система счетов и 6) двойная запись→регистрация; 7) бух. баланс и  8)отчетность→обобщение. Документация – процесс сплошного и непрерывного отражения хоз. операций в документах. Инвентаризация – заключается в определении путем подсчета, взвешивания, измерения фактического наличия хоз. средств с последующим сопоставлением с данными бух.учета. Оценка  - способ отражения хоз. средств в денежном измерении, позволяет переводить трудовые и натуральные измерители в денежные, позволяет сопоставлять, обобщать данные, определять фин. результат. Калькуляция – исчисление себест. продукции в денежном выражении по экономическим элементам и статьям затрат. Система счетов и двойная запись используются для отражения хоз. операций в течение отчетного периода. Бух. баланс и отчетность – система показателей, комплексно характеризующих фин-ое положение, а также результаты хоз. деятельности предприятия за отчетный период.   

8 Бухгалтерский  баланс, его сущность и значение. Строение и содержание баланса.

Баланс или балансовое обобщение информации как способ отражения взаимосвяз. показателей  исп-ся в разных отраслях знания. В  статистике исп-ся балансы труд. ресурсов, балансы затрат и источников их покрытия, балансы энергетических ресурсов, в фин. системе – гос. бюджет (рав-во м/у доходами и расходами)

Назначение баланса: 1) Предназначен для получения обобщенной инфы, хар-щей осн. объекты бух. учета  и их величину на дату составления баланса; 2) Баланс выполняет контрольн. ф-цию. – отсутствие рав-ва м/у активом и пассивом свидетельствует о наличие ошибки в бух. учете; 3) Баланс позволяет получать инфу, необходимую для оценки рез-тов хоз. деят-ти (напр, 1. расчет наличия оборотн. ср-в предпр, обеспеченность кредитов; 2. наличие дебит. и кредит. задолженности – чем они ниже, тем устойчивей финанс. положение)

Виды баланса и признаки: 1) Время составления баланса (1. вступительные  – на момент регистрации организации; 2. текущие – составляемые в течение года (начальные, промежуточные, заключительные); 3. санируемые – в исключит. случаях, когда предприятия нах-ся на пороге банкротства; 4. ликвидационные ; 5. разделительные – при разделении предприятия); 2) По объему информации (1. единичные – хар-щие деят-ть одного предпр.; 2. сводные (консолидированные – составляют министерства, ведомства); 3) По способу очистки (1. баланс брутто; 2. баланс нетто)

Баланс имеет форму  двухстор. таблицы, состоящей из 2-ух частей (актива и пассива). В активе представлены хоз. ср-ва предпр, в пассиве приведены источники их формирования.

М/у активом и пассивом баланса д/б рав-во. Итог по активу и пассиву баланса наз-ся валютой  баланса.

Каждая часть баланса  состоит из разделов, разделы из статей. Статья баланса – пок-ль (строка) активаи пассива, хар-щая величину конкретн. вида ср-в и их источников на опред. дату.

Актив состоит из 2ух разделов: 1) Внеоборотные активы – объединяет статьи, хар-щие ср-ва, используемые более 1го года (напр. строка 110 (ОС), строка 120 (немат. активы). ОС в балансе отражаются по остаточной стоимости. Первонач. ст-ть ОС включает в себя: стоимость приобретения ОС или немат. активов + расходы, связ. с их приобретением (транспортн.+ погрузка). Сумма амортизации опр-ся в соотв. с нормами, установленными СовМином РБ, а к немат. активам – по нормативам, установленным самим предпр. 2) Оборотные активы – средства предпр., которые имеют оборачиваемость менее 1го года и в течение 1го оборота полностью потребляются или изменяют свою форму по схеме деньги-товар-деньги.

Дебиторская задолженность  отражается в активе баланса, кредиторская – в пассиве

Раздел пассива баланса  построен в соответствии с группировкой источников образования ср-в предпр.и  состоит из 3ех разделов: 1) источники  собственных средств; 2) доходы и расходы; 3) расчеты. 

9. Типы хозяйственных  операций. Изменения в балансе  под влиянием хозяйственных операций.

Осн. 4 типа хоз. операций, под влиянием которых происходит измен. в балансе: 1) Операции, которые  вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. (напр., получены от поставщика на склад материалы на 70 тыс. р. Расчеты с поставщиком не произведены. При данной операции увеличиваются активы на 70 тыс. р. и увелич-ся кредиторск. задолженность перед поставщиком (пассив) на 70 тыс. р. Рав-во баланса при этом сохраняется, итог (валюта баланса) изменяется; 2) Операции, котор. вызывают изменение в активе и пассиве баланса в стор. уменьшения. (напр., перечислено с р/с в погашение задолженности поставщика сумма 70 тыс. р. Остаток ден. ср-в на р/с уменьшится, кредиторс. задолж. перед поставщиком также уменьшится на 70 тыс. р. Рав-во сохраняется, итог уменьшится; 3) Изменения происходят только в активе баланса. При этом одна или несколько статей актива увелич-ся на одну и ту же сумму. (напр., получено с р/с в кассу на хоз. расходы 400 тыс р. Остаток ден. ср-в в кассе увелич-ся  на 400 тыс. р. Остаток ден. ср-в на р/с уменьшится на 400 тыс. р. Итог баланса не измен-ся, а рав-во актива и пассива сохран-ся); 4) Изменения происходят только в пассиве баланса. (напр., часть прибыли направлена на пополнение уставного фонда (1 млн. р.). При этом прибыль уменьшится на 1 млн. р., уставн. фонд увеличится на 1 млн. р. Итог баланса не меняется, рав-во актива и пассива сохраняется.

10 Счета БУ, их строение.

Счета бухучета – способ эконом группир однородн хоз ср-в  и их источников, применяемые для  текущего отражен, наличия, движен им-ва и ист-в. Счет – это накопитель информации, кот-я затем обобщ  и исп для составлен отчетн.

По внешн виду счет предст сабой таблицу виде буквы Т. Модель счета вкл такие эл-ты, как название и код. Левая  часть дебет, правая – кредит. Для обазначен остатков исп термин «сальдо».

В течен пер-да на счете  на основан док-в отраж изменен  им-ва и его ист-в. Сумма записей операций(итог) по дебету назыв дебетов оборотом, а по кредиту – кредитовым. В конце пер-да опред конечн сальдо. Открыть счет – значит начертить табл счета с указанием назван, кода и нач сальдо, если оно есть.

Счета дел на активн, пассивн  и акт-пассивн. Те, котор открыв на основе статей А баланса, назыв активн, а на основ П – пассивными. В активн счетах нач сальдо запис по дебету, увеличен имущества отраж по дебнту, уменьшен – по кредиту. Для подсч сальдо в активн счетах надо к нач сальдо + обор по дебету – обор по кредиту. Здесь сальдо быв только дебитов или = 0. В пассивн счетах нач сальдо запис по кредиту, увеличен имущества отраж по кредиту, уменьшен – по дебету. Для подсч сальдо надо к нач сальдо кредиту + обор по кредиту – обор по дебету. Здесь сальдо быв только кредитов или = 0.

В б/у есть группа А-П  счетов предн для расчета с  физ и юр лицами. А-П счета носят  смешанный хар-р. Для определ сальдо на них использ данные аналитич счетов, котор соотв состоянию расчетов с каждым дебитором и кредитором. Здесь сальдо м/б дебитов, кредитов и деб-кредит одновременно.

11 Двойная запись  операций на счетах , ее контрольные  значения. Корреспонденция счетов, бух проводка.

Отражение хоз операций одновременно по дебету 1 и по кредиту 2 счета в одинаков сумме назыв 2-й записью. Через 2-ю запись счета б/у вступают в определ взаимосвязь. Такая взаимосвязь назыв корреспонденцией. Счета на котор дел-ся записи хоз опер назыв корреспондирующими. Проводка – запись на 2-х корреспон счетах с указан суммы.

Виды проводок:

1. Реальные – отраж изменен в величине ср-в и источни условн – связ с особен методологии б/у и не влияют на вел-у ср-в и ист-в: начисл аммартиз, переведена прибыль.

2. простые – состоят из 2-х и не более счетов

3. Сложные – предполаг корреспонденцию по 1 хоз операц неск-х счетов. При этом 1 счет дебетуется, а неск-ко кредит-ся и наоборот.

дополнит запись(способ исправления ошибки) – составл  в тех случаях когда необходимо внести изменен в состал ранее  проводки. С помощ дополн проводки увел сумма ранее составл проводки. ков.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"