Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Вложенные файлы: 1 файл

логопедия экзамен.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед  началом занятия к каждой бабочке  привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки  прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие  красивые разноцветные бабочки!  Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй  подуть. Какая бабочка улетит  дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял  прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно  не более 10 секунд с паузами, чтобы  не закружилась голова.

 

14.1 НАРУШЕНИЕ  ТЕМПА РЕЧИ. Виды нарушения, их  характеристика.                                           

К нарушениям темпа речи относятся: Брадилалия и тахилалия. Брадилалия-это патологически замедленный темп речи. Это может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм псих.заболеваний: при алигофрении, при последствии ч. мозговых травм, при опухолях гол. мозга, как самостоятельная форма встречается у лиц флегматичных, вялых. Речевая характеристика:

1.     Омечается замедленность внешней  и замедленность-экспрессивной (внутренней  речи).

2.     замедленность чтения и письма.

3.     наблюдается нозальный-носовой оттенок.

4.     монотонность голоса.

5.     дети растягивают слоги на  гласных звуках, с большими паузами,  смазывают артикуляцию.

Неречевая симптоматика:

1.     нарушена общая моторика, тонкая  моторика пальцев, нарушение мимических мышц.

2.      вялые движения, не достаточно  координированные.

3.      наблюдается моторная неловкость, лицо анемично. Необходима направить  работу на воспитание:, быстрых  и четких речевых движений  в процессе речи, убыстрение речевых  реакций. При выраженной брадилалии необходимо организовать мелкую моторику: 1. координацию; 2. целенаправленность; 3. ритм общих движений; 4. ручной праксис - умение пользоваться пальцами (гимнастика для пальцев). 5. работа по быстрому переключению внимания с объекта на объект. 6. восприятие и воспроизведение ритма. Для нормализации темпа речи проводят занятия по логоритмике - обязательно!

Тахилалия-это патологически ускоренный темп речи. Главным звеном ее является результат расстройства темпа внешней и внутренней речи, за счет преобладания процесса возбуждения. В.М. Бехтерев считал, что ускорение речи связано с устранением тормозящих влияний, которые осуществляет мозжечок с одной стороны, а также с ослаблением тормозных процессов играющих роль в каждом движении при котором сокращение одной группы мышц, сменяется сокращении другой группы. Дети с тахилалией имеют свои отличительные особенности:

•    Ненормально  убыстренный темп речи ( 30 звуков в  сек. при норме в 12 звуков в сек.), без резких искажений фонетики и синтаксиса, речь неудержимая, стремительная, повторения, проглатывание окончаний, заминки, повторения, перестановка слогов, слов, искажение произношения, нечеткое произношение фраз.

•   Неречевые нарушения: нарушение восприятия (скорость, целостность), дискоординация процессов мышления и речи, отклонение в эмоционально-волевой сфере, движения быстрые, стремительные, быстрый старт и быстрый финиш. Присутствует моторное беспокойство даже во время сна, неустойчивое внимание, повышенно переключение с объекта на объект, недостаточный объем зрит., с лухов., моторной памяти. Дети вспыльчивы.

Классификация тахилалии:

1.     БАТТАРИЗМ-это         (парафразия)         неправильное формирование фразы  как следствие особого нарушения  речевого внимания.

2.     ПОЛТЕРМ-(спотыкание)-это патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера. При полтерне наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики.

14.2 Артикуляционная гимнастика:

1. Для  нижней челюсти: имитировать жевание,  открывать рот с сопротивлением.

2. Для  губ и щек: выполнять сосательные  движения; имитировать полоскание  зубов (надуть губы); надувать  верхнюю, затем нижнюю губу; зажимать  губами маленькую бумажку, затем  сплевывать ее.

3.  Для языка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка».

4. Для  мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на  твердой атаке.

Упражнения на дыхание:

1. Выполнить  комплекс упражнений парадоксальной  дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

2. Вдохнуть  носом, выдохнуть через нос толчками; рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем — через левый.

Постановка звука [п]

1. По  подражанию.

Логопед показывает ребенку и объясняет  артикуляционный уклад. Потом спрашивает: «Как пыхтит каша?» Ребенок отвечает: «П-п-п...»

2. Механическим  способом.

Произносить звук [ф], указательным пальцем, расположенным  горизонтально под нижней губой, похлопывать губы.

15.(1) ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ С БРАДИЛАЛИЕЙ.

Брадилалия-это патологически замедленный темп речи. Это может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм псих.заболеваний: при алигофрении, при последствии ч. мозговых травм, при опухолях гол. мозга, как самостоятельная форма встречается у лиц флегматичных, вялых. Речевая характеристика:

1.     Омечается замедленность внешней  и замедленность-экспрессивной (внутренней  речи).

2.     замедленность чтения и письма.

3.     наблюдается нозальный-носовой оттенок.

4.     монотонность голоса.

5.     дети растягивают слоги на  гласных звуках, с большими паузами,  смазывают артикуляцию.

Неречевая симптоматика:

1.     нарушена общая моторика, тонкая  моторика пальцев, нарушение мимических  мышц.

2.      вялые движения, не достаточно  координированные.

3.      наблюдается моторная неловкость, лицо анемично. Необходима направить  работу на воспитание:, быстрых и четких речевых движений в процессе речи, убыстрение речевых реакций. При выраженной брадилалии необходимо организовать мелкую моторику: 1. координацию; 2. целенаправленность; 3. ритм общих движений; 4. ручной праксис - умение пользоваться пальцами (гимнастика для пальцев). 5. работа по быстрому переключению внимания с объекта на объект. 6. восприятие и воспроизведение ритма. Для нормализации темпа речи проводят занятия по логоритмике - обязательно!

Дети с брадилалией  имеют такие отличительные особенности:Монотонность речи, нозальный оттенок  при произношении, внутренняя и внешняя речь замедленны, дети растягивают слоги на гласных, делают большие паузы, артикуляция смазанна. Замедленность чтения и письма.                                                                          

Неречевые  нарушения:   нарушение общей и тонкой

моторики, вялые  движения - не скоординированные,

моторная неловкость, не умение пользоваться пальцами(не   гнутся),   нарушение   ритма   общих   движений,медленное переключение внимания, лицо анимично (нет мимики).

15(2)Организация  н проведение вос-лем игр н  упраж-лю развитию речевого и  фонем, слуха.                              

В работе над  звуком необх. форм-ть, развивать и  соверш-ть восприятие данного звука  в единстве с навыками фонемах анализа и синтез».

1 Уровень работы  слуховой. Детей учат выделять  звук, опред. его место в слоге,  слове. Лети узнают звук, но  не пронзи, сигнилиз. о выполн., задание условным знаком. Сущ., пять ступеней форм-щих

фонемах восприятие, простые формы анализа, предст. на слух. уровне.

а)опред, наличия  иди отсут. какого-либо звука в  ряду звуков, слогов, слов и его места;б)отработка реакции на звук в) использ. граф. письма г) опред: слов с указ. Звуком; д)развитие представ. по картинкам(найти картинки, начин, на данный звук).Параллельно идет постановка звука и выраб. автоматизма при его произнесении.2. Уровень с подключ. собсгв. Произношения Совер-ся фонемах представ. Реб может, выполняя задания вызывать или не называть звук. На 2 уровне еще 2 ступени е) придумать слово с указ. звуком на 12З месте ж) качать осваивать сложные формы фонем, анализа

3. Слухопроизносит. Работа идет с контрастными звуками, смешиваем (з-ж). Сначала на базе чужой речи, затем ан основе собст. произнош. реб. Цель работы: разв. предст. о звуке в начале, конце и середине слова в плане анализа.Связать звук с фонемой, фонему с графемой

Игры: «Крайние звуки» Цель: разв. фонем, предст., простые  формы фонем анализа. Мат-л: пред. картинки по лекал, темам. Ход: картинки на столах, взр. произ. слово на зад, звук, дети выбир. картинки «Дежурный звук» Цель : разв. фонем, пред. Мат-д:

фанты Ход: взр. произ. звук, каждый должен призн. слово. Если не придумал- не получ. фант. «Следи за словом» Мат-д предм. картинки-«горошина», «лужа», «иголочка»Ход:каждый получ. неск. картинок одного вида, взр. чит. текст, в кот. звучат назв.предметов необ.  на карт. Услышав отдает картинку. Кто первый отдал-победил.Горошина, горошина, какая ты хорошая, какая ты хорошая, зеленая горошина. Я по луже, я по луже, я ищу, где лужа уже, я искал, нашел едва, я нашел где лужа уже, и теперь лежу простужен. Иголочка, иголочка, дружить с тобой непросто, иголочка,иголочка, уж кончик острый, иголочка, иголочка, не коля мне пальчик, иголочка,иголочка, сшей мне сарафанчик.

«Конец слова  за тобой» Цель: та же Мат-л: звуковая линейка  Ход: детям предл. Начало слова, они должны догов, и показать на линейке скол, звуков в слове (мебель,транспорт, фрукты, овощи)

Красный,  белый» Цель:  иахож.  звука в сл., воспр.  на слух.  Ход: детям по 2 кружка(белый, красный). Вслуш. в слова и опред. в каком слове есть задан. звук(есть-красн.круг, нет-бел).

Развитие речевого слуха

Игры: «Угадай  чей голосок» Цель: опред, товар, по голосу, развитие корд, движ Ход:Мы немножко порезвились, по местам все разнес, ты загадку отгадай, кто позвал тебя,узнан. «Улиточка» Цель: та же Ход: водящий в середину круга, хоровод, Улиточка,улиточка, высуни рога, дам тебе я сахара, кусочек пирога, угадай, кто я? «Хлопки»Цель: разв. слух, вним., колич. предст. Ход: дети сидят по кругу, пел, говорит, что он будет счет, до S-Нужно сделать хлопок Два-три раза прав., затем нач. ошибаться. Детисделав, ошибку-выход, «Запомни слова» Цель: накоп. словаря Ход: вед. назыв. 5-6 слов, играющий повтор, в том же порядке. Кто забыл или ошибка выбывает.

17(1).МЕТ0ДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ БРАДИЛАЛИИ.

Брадилалия-это патологически замедленный темп речи. Это может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм псих.заболеваний: при алигофрении, при последствии ч. мозговых травм, при опухолях гол. мозга, как самостоятельная форма встречается у лиц флегматичных, вялых. Речевая характеристика:

1.     Омечается замедленность внешней  и замедленность-экспрессивной (внутренней  речи).

2.     замедленность чтения и письма.

3.     наблюдается нозальный-носовой оттенок.

4.     монотонность голоса.

5.     дети растягивают слоги на  гласных звуках, с большими паузами,  смазывают артикуляцию.

 

1.      речевые упражнения: они включают  в себя произношение материала  различной сложности (слоги, слова, короткие фразы, скороговорки) с постепенным ускорением темпа речи.

2.      приемы работы:

•       чтение слогов, слов, фраз сначало вместе со взрослым.

•       Затем самостоятельно

•       Под метроном с постепенным ускорением

•       Слушание и воспроизведение материала под магнитофон.

•       Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевые особенности  различных персонажей.

•       Обязательно! Проведение занятий по логоритмике.

17.(2)Нарушения  слуха. Особенности речи Д-й с  недостатками слуха. Глухота- наиб, резкая степень поражения слуха, при кот-й разборчивое восприятие речи становится               невозможным.Г-та м.б. врожденной и приобретённой.Врожденная встречается реже.Её причины: 1 Неправильное развит слухового органа во внутриутробный п-д(влиян наследственного фактора);2) рез-т возде-я вредных факторов в п-д берем-ти Приобретённая яв-ся рез-м воспалительных процессов во внутрен ухе и слуховом нерве при различных заболеван-х(менинг,корь, ска, грнп, Тугоухость-поражси слуха, при кот-м возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха.По классиф-ции Преображенского Туг-ть быват: лёгкая, умкренная, значительная, тяжёлая. Причины Туг-ти: инфекцнон.заболев-я, врожден аномалии, хронич забол-я носа и носоглотки.

Снижение  слуха влияет на речъ:1.Запас слов становится ограниченным, неточно употребляют слова.2.В грамматич строе нарушения: падежные окончан, неправил использ-ся предлоги, приставки; могут искажать струк-ру слоап;нарушается з\произношен(замена, смешение, искажениедефекты смягчения и озвонча-я ). Хар-на общая смазанность, , обеднённость интонации.Голос глухой, речь замедленная.коррек-я р-та направлена на усиление громкости разговорной речи: сажать за 1-е столы., приучать слушать в-ля, смотреть на губы, развивать понимание речи, расширять лексику, формир-ть грамматич стр зшроизношения, проводят игры на развит слух-го вниман, слух восприятие, речевогослуха, фонематич-го слуха. Прфипактика: оберегать мать во вр берем, держать уши Р-ка в чистоте, предупреждать воспалит процессы в орг-х слуха,избегать травм, соблюдать фон тишины в группе.

16.(1) ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ С ТАХИЛАЛИЕЙ.

Тахилалия-это патологически ускоренный темп речи. Главным звеном ее является результат расстройства темпа внешней и внутренней речи, за счет преобладания процесса возбуждения. В.М. Бехтерев считал, что ускорение речи связано с устранением тормозящих влияний, которые осуществляет мозжечок с одной стороны, а также с ослаблением тормозных процессов играющих роль в каждом движении при котором сокращение одной группы мышц, сменяется сокращении другой группы. Классификация тахилалии:

Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"