Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Вложенные файлы: 1 файл

логопедия экзамен.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

21.(1)Особенносги коррекционной р-ты при недавно возникшем заинканнк. Профилактика заикании.

Устранять этот дефект речи следует сразу же, как только он проявится. Иначе 3-ние закрепится и станет стойким Кроме того недавно возникшее заикание устраняется легче и быстрее.1. Установить связь с родителями, выяснить причины возникшего 3-ния, постараться устранить их: направить к нев-логу, давать рек-иин: дома у р-ка долж..быть. создана спокойная, доброжелательная

атмосфера, т.к. излишние волнения вредны для его  н.с. Категоричесхиисключить наказания,запугивания, упреки,долгие, резкие нравоучения. Не злоупотреблять эмоционально-зрелищ-мнмероприя-мн. 2.Проявить к р-ку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание р-ка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили др Дети.3.  Четко соблюдать распорядок дня. Приучить сдерживать свою речевую активность прогулки, избегать пребывания среди нервных, беспокойных Д-й.4.   Б. значение придается ограничению речи детей. Для этого ислолъз-ся инднвид-ные спокойные игры,.Спок. книги.позитив ТВ, спок му3-ка(релаксация), хоровод игры, пение.5. Для коррекции использ-ся так же игры с мелкой моторикой.6. Дома: теплые ванночки, 1,5-2 мнн си на горящую свечу, упр-я на дыхание(выдох плавный) Выдержать 2 недели.Профилактика-нормализация темпа речи -нельзя читать много книг, не соответ-щих их возрасту. Вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, т. к. это может вызвать у р-к» чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.д;-не следует разрешать часто и долго смотреть телевиз. Это утомляет и перевозбуждает р-ка.Особенно отрицательно дей-ет передачи, не соответствующие возрасту и просмотренные перед сном;-нельзя  чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, т.к. в этом случае психической травмой для р-ка может послужить даже незначительное противоречие ему,например, отказ в чёмто; -требования, предъявляемые  должны соответствовать возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, т. и в д/сад;-не следует перегружать р-ка Больш. кол-вом впечатлений в период выздоровления.Несоблюдение режима и требований в это время может привести к возникновению заикания; -нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении;-укреплять н.с.(эакаливание постепенное) -учить преодолевать трудности .21.(2)Особенности речи детей дшк возраста.Леонтьев устанавливает 4 этапав становлении речи детей:  1этап-подготовительный(с м-та рожден до1 г) Крик,  и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Около 2 мес появляется гуление и К началу 3-го мес.- лепет.С 5 мес. Р-к слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. С б мес. р-к путем подражания произносит отдельные слоги. В дальнейш. путем подражания р-к перенимает постепенно все эл-ты звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиям (дай. бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). К концу первого года жизни появляются первые слова. 2-й этап - преддошкольный (cm одного года до 3 лет).

Начинается этап становления активной речи. В это  время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет  за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер.На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К1 г. 6 мес. - 10-15 слов; к концу 2-го г.:...- 300 слов к 3 Г.-около 1000 слов К началу 3-го г. жизни У ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом - примит-ыми фразами без согласования Далее постепенно появляются эл-ты согласования и соподчинения слов предложении. К 2 . г. дети практически овладевают навыками употребления форм ел, и ми. числа имен сущ,-х, времени лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможностн. З-й этап - дошкольный (от 3 до 7 лет). У больш-ва д-й еще отмечается не-правидьн звукопроизношенне .. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих; сонорных звуков рил, реже дефекты смягчения, озвончения и йотации. Все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением. Формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь р-ка к 4-<S г. достигает 3000-4000 слов. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова. Формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Параллельно с развитием словаря идет и разлитие грамматич строя речи. Д овладевают связной речью. После 3 лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Детн4-го г. жизи польз-ся в речи простыми н сложи предложен На S г. жизни Д относительно свободно пользуются структурой сложносочин и сложноподч предложений. В 5л без дополн-х вопросов составляют пересказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью. Значительно улучшается фонематич. восприятие: сначала ребенок начинает дифферекц-вать гласи и согл звуки, далее - мягкие и твердые согл и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематич восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правил з\произношення и р-к говорит совсем чисто. На протяжении дшк-го п-да постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. 4-й эт.-шкодьный.

22.(1) Развитие голоса Причины наруше-й гол, класфция нару

Голос- совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков,возникающих в результвате колебаний голосовых складок. Г-с хар-ся высотой, тембром, полетностью.                                          .,

Условно делится  на несколько периодов:                          

1-й: 6-7 лет-дошкольный (5 нот могут брать)                     

2-й период: 1-13лет домутоционный (до12 нот)               

3-й п-д: 13-15 летмутационный 4-й п-д: 15-17 лет послемутационный.3-й период самый сложный, особ, у мальчиков: гортань растет быстрее, чем у девоч. в 2 раза.Г-с у дошк. звонкий высокий и слабый. Причины заболевания гортани, носоглотки, легких; перенапряжения г-са, снижение слуха,; заболевания нерв..ссист, несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса. Нарушения: центральные и периферические.И каждое мож.быть органическим и функциональным. Органические возникают в рез-те анатомических изменений(узлы на связках) или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. К периферическим относятся: дисфонии (расстройство Г-са), аффонии(отсутствие Г-са)Возникают при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухоли. Нарушения Г-са не влияют на формирование речевой с-мы. Сложности возникают при овладении правильным звукопроизношением. Функциональные нарушения Г-са(временные изменения в гортани):фоностения (повышенная     утомляемость     Г-го аппарата.

22.(2)Проведение  вос-лем игр, упражнений по  нормализации темпа,

ритма речи у заикающихся детей.

Заикание-это    своеоб.     преимущ.     реактивные    дискоордин.

растройства речи. Проводятся для того чтобы восстановить коммуникат. функ-и речи, избавляют от страха речи. Спос. форм-ю плавной речи, улуч. моторика,снимается двиг. скованность.Методика Рождественской , система вкл. в себя игр. упраж. по снятию тонуса 1. помахать руками как крылышками, затем бабочка.«Помыть пол». Стрях-ть. «брызг». Наклонить голову впер., назад,

направо., налево. Вращ. рук над головой. Медл. покач. руками вдоль туловища. «Кошение травы» 2.Развитие голоса: паровоз, волк у-у-у, ау-ау, жук ж-ж 3. «Речь с движением» (считалки, потешки,сказки, игры-драматизации). Реб. в такт бросает мяч: От топота,от топота, от топота копыт, пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит. На болоте, на лугу, стоит крынка творогу, прилетели тетери,  поклевали, улетели, прилетели утки, поиграли в

удки. Считалки: Эй Иван, полезай в стакан. Отрежь лимон, и выйди вон.

23.(1) Дисграфия: определение, симптоматика, классиф-ция.Д-фия-ую частичное нарушение процесса письма, нарушающееся в стойких типичных ошибках, обусловленных, недоразвитием высших псих.ф-ций. Наруш-е возникает в рез-те общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-             грамматического. Как правило возникает у детей с ОНР 3 уровня. Это объясняется тем, что Д. недостаточно различают на слух фонемы по артикуляционным (укладу) или акустическим(как звучат) признакам. Владея ограниченным словарным запасом, р-к не понимает значения даже самых простых слов и поэт, искажает их, пропускает, заменяет. ; Недостаточная сфомированность грамматич.строя Р также приводит к пропускам, заменам, искажениям предлогов, суффиксов, окончаний. Виды дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая- возникает с нарушениями устной Р и проявл-ся в пропусках и заменах букв на письме(пишет т.к.говорит) 2Акустическая -возникает в рез-те нарушения дифф-ции фонем.Проявляется в замене букв, обознач-х фонетически близкие звуки(свистящие-шилящими; звонкие-глухими)

3. Дисг-фия на основе нарушения языкового анализа и синтеза- в основе лежит несформированность различных форм фонематического анализа( нарушение аналиа предложения на слова; слогового анализа и синтеза; нарушение фонематического анализа и синтеза.)

4. Аграматическая дисг-фия - недоразвитие грамматич. стр Речи (пропуск предлогов, неправильное употребление окончаний; пропуск значимых членов предложения)

5. ОптичесхаяД-связат с недоразвитием зрительно-пространственных ф-ций: зрительного синтеза(соединение эл-в; зрительного гнозисафаспознование); зрительного гнезиса((зрительной памяти). Т.о. на письме смешиваются зрительные образы букв,которые различаются наличием дополнительных элементов или их расположением.(Х, и Ж, И иЦ,ШиЩ,в и д).

23.2Огранизация  и проведение игр, упражн. на  развитие мелкой моторики.

Ребёнок сжимает  резиновые, игрушки (самое лучшее - резиновый :ёжик, так как иголки воздействуют как массажер). Набирание   мозаики.   Сначала нужно   выкл.   простые  фигуры дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки). Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию»,имеет смысл обыграть процесс «шнурования» например попросите реб. сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или шнуровать ботинок (шнуровка-ботинок), «волшебный поднос». На поднос тонким слоем насыть манку и проводят пальчиком реб. по крупе. Затем реб. показ., как рисовать фигуры, можно рисовать цифры и буквы.                       

«Разноцветные  прищепки»Суть игры сост. в том, чтобы научить реб.самост. прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для реб. можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу,итолки к ёжику,дождик к тучке, травку к земле».^^ выклад. с помощью счет. папочек различ. фигурок. Желат., чтооы счет. палочки были не гладкие, а ребристые (это служит допол. «массажем для пальчиков). Трафареты, пальчиковые игры. Привести примеры. «Цветы» Наши алые цветки, раскрывают лепестки, ветерок чуть дышит, лепестки колышит,наши алые цветки, закрьшают лепестки, тихо зысыпают, головками кивают.

24.1Дислексия:  определ-ие, симптом-ка, классиф-ция.

Дислексия-частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в таких типичных ошибках во время чтения, обусловленных формированностью высших психич ф-ций Наруш-е возникает в рез- общего недоразвития всех компонентов языка:фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Как правило возникает у дет-й с ОНР 3 уровня. Это объясняется тем, что Д недостаточно отличают на слух фонемы по артикуляционным (укладу) или (как звучат) признакам. Владея ограниченным словарным» запасом, р-к не понимает значения даже самых простых слов и поэт., их пропускает, заменяет. Недостаточная сфомированность грамматич.строя Р также приводит к пропускам, заменам, искажениям предлоги, суффиксы, окончаний. Виды Д-ксии: 1.Фонематическая (сформир-но предсталение о фонемах) 2.граммантическая (сам читает, но не понимает смысла) 3.неграмматическая(неправильно читает окончания, заменяет фиксы, пропускает; порядок слов)4. Оптическая (не различает буквы)

5.Мнестическая (с большим трудом усваивает  буквы, с трудом тносит звуковой  образ со зрительным образом буквы).24.2 Направленность и содержание профилактической и коррекционной работы в группах детей со сниженным слухом. Слух-отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека воспринимать и различать звуки.Методы исслед.слуха:Для обследования применяется шопотная и громкая речь. Исслед.проводятся для каждого уха отдельно в обстановке относительной тишины. Показаиелем степени остроты слуха явл. наибольшее расстояние, на котором различается тот или иной элемент речи. Для диагностики слуха испол. слова, слоги, фразы. Проверка начинается с расстояния 6 м, если ребенок слышит то у него со слухом все нормально. От 4-6 м слышит разговорную речь, а шопотную воспринимает на расстоянии 1-3 м – это незначительное понижение слуха, посещают массовый детский сад и школу, а место сидения 2-3 парта.Значительное понижение слуха от 2-4 м, а шопотная от 0,5-1 м – дети посещают массовый сад и школу, но сидят на 1 парте.Тяжелая степень снижения слуха когда нормальная речь воспринимается до 2 м, а шопотная до 0, 5 м, для таких детей спезиализирующий сад и школы.

У ребенка с  наруш.слухом отмечается нарушение  в физ.развитии-плохо ориентируется  в пространстве, недостаточно координированы, объем движений не полный,  отмечается нарушение восприятий.

Лексические нарушения-ограниченный словарный запас, неточность употребления слов, расширение их значений, полные замены лексич.значений слов, грубые искажения звукослоговой структуры слов.

Грамматические  нарушения-нарушения согласования слов в предложении, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск предлогов, добавление лишних предлогов, замены глагольных форм, затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций.У школьников нарушение письменной речи.Коррекц.работа:

  1. Слабослышащие должны сидеть в саду за 1 партой.
  2. Приучаем детей смотреть в лицо говорящего, как бы читая звук.
  3. С таким ребенком нужно говорить четко, чуть громче, артикулируя слова.
  4. С такими детьми проводим игры на развитие слухового внимания, восприятия, речевого и фонематического слуха.
  5. Обязательна работа по пониманию усной речи, умение вслушиваться в речь.
  6. Воспитатель проводит работу по уточнению и закреплению словарного запаса.
  7. Практическое овладение некоторыми способами словообразования синтаксического конструирования.
  8. Проводится коррекция звукопроизношения интонационноритмического контора слов.
  9. Идет работа по развитию связной речи.

Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"