Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для по "Логопедии".

Вложенные файлы: 1 файл

РИНОЛАЛИЯ.docx

— 36.47 Кб (Скачать файл)
  1. Ринолалия. Определение, причины и механизм нарушения.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Речевой дефект ринолалика с самого рождения обусловливается рядом причин. В первую очередь обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводит к специфическому положению тела языка (с чрезмерно поднятым корнем). Такое положение языка ведет к нарушению его функциональных возможностей, с одной стороны, и к дефектной компенсации нарушения — с другой (во время речи в артикуляцию вовлекаются мышцы лица, лба, возникают многообразные синкинезии). 
При ринолалии отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие гиперназализации и дефекты артикуляции звуков. 
В картине речевого нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может страдать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, письменная речь.

Механизм нар-я при открытой ринолалии:

    • Отсутствие небно-глоточного затвора и вследствие этого – нарушение противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой.
    • Изменение места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твёрдого и мягкого неба, вялость кончика языка, губ, отодвигание языка вглубь ротовой полости, высокое положение корня языка, участие в артикуляции мышц глотки и гортани.

 

  1. Строение и функции небно – глоточного аппарата в норме. Анатомо – функциональные нарушения, вызванные расщелинами неба.

При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с 
движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи 
мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное — при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а. 
При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

Наличие врожденных небных расщелин глубоко отражается на всем развитии ребенка: это дети болезненные, соматически ослабленные, у них  часто отмечается снижение слуха. При  ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонениями в развитии высших психических функций. Эти больные характеризуются своеобразными особенностями развития личности и формирования деятельности. У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдение и лечение. По состоянию психического развития дети с расщелинами, составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным, психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеют отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением цент нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

  1. Открытая форма ринолалии. Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба. Виды врожденных расщелин.

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность.

Расщелины – пороки сложной  этиологии. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы  или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона. Различают  биологические факторы (грипп, краснуха, токсоплазмоз); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания  матери, психические травмы и профессиональные вредности. Также влияние алкоголоя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7-8-я недели эмбриогенеза.

Выучить классификацию!

 

  1. Первичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии.

 

  1. Вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии.
  2. Принципы, методы и системы исследования лиц, страдающих ринолалией. Приемы обследования.

Принципы(в тетради):

 Комплексности Ринолалия, возникающая на почве врожденных расщелин верхней губы и неба, является сложным речевым нарушением, требующим комплексного медико-психолого-педагогического подхода к его преодолению. В обследовании таких детей помимо логопеда принимают участие хирург, ортодонт, педиатр, ЛОР, невролог, генетик, психолог. Это продиктовано тем, что расщелины являются причиной анатомических расстройств речевого аппарата, которые ведут к функциональным проблемам и оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, вызывая нарушения дыхания, питания, слуха и речи.

Органические нарушения в строении органов артикуляции требуют  обязательной консультации хирурга-стоматолога. В дооперационный период хирург является ведущим специалистом, определяющим сроки, этапы и методы лечения  данной категории больных. Однако и  в послеоперационный период наблюдение у хирурга является обязательным. В некоторых случаях после  оперативного вмешательства наблюдается  расхождение швов, что приводит к  образованию дефектов переднего  или среднего отделов твердого неба. В качестве причин могут выступать  нарушения микрофлоры в области, подвергшейся вмешательству, ухудшение  общего соматического состояния  ребенка. В таком случае требуется повторная операция и консультация хирурга необходима для определения тактики дальнейшего лечения.

Полноценной коррекции звукопроизношения  при ринолалии могут препятствовать многочисленные нарушения зубного ряда, сопровождающие расщелину. В некоторых случаях на правильность произношения звуков оказывает влияние ношение ортодонтического аппарата. Поэтому при обследовании необходимо получить заключение ортодонта.

В процессе обследования необходимо получить  заключение оториноларинголога о характере слуховой функции, состоянии носоглотки: нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки,  выявить уровень снижения слуха.

Консультация педиатра требуется  для решения вопроса о планировании нагрузки на логопедических занятиях.

Возможные органические и функциональные нарушения в состоянии ЦНС  своевременно помогает выявить осмотр невролога и психолога.

Таким образом, для наиболее успешного  коррекционного воздействия на детей  с ринолалией необходима совместная работа специалистов разного профиля.

 

Многоплановости

Напрвленности

принцип индивидуального  подхода и дозированной нагрузки Обследование детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба проводится только в индивидуальной форме. Это обусловлено тем, что нарушения в структуре дефекта носят различный характер и в задачи, стоящие перед логопедом, входит определение индивидуальных особенностей состояния речевой функции в каждом конкретном случае.

 

принцип наглядности и эмоциональности обследования

Приёмы:

    • Изучение документации
    • Изучение анамнестических данных (история развития + беседа с родителями)
    • Изучение заключений врачей-специалистов разных профилей
    • Исследование ребенка в процессе различных видов деятельности
    • Исследование с помощью объективных методов

 

  1. Схема обследования лиц с врожденной небной патологией. Логопедическое обследование. Объективные методы исследования. (в тетради + 3 объективных метода)
  2. Методы и приемы логопедической работы с детьми до 3-х лет, страдающих ринолалией.
  3. Методики коррекционной работы по устранению ринолалии, разработанные в отечественной логопедии.
  4. Основы методики И. И. Ермаковой по коррекции речи при ринолалии у детей и подростков.

приняты четыре общих этапа работы:

I. Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора или к операции уранопластики.

II. Активизация  нёбно-глоточного смыкания   после  накладывания   обтуратора  или   растормаживание   мягкого неба после   операции, а также приучение ребенка к новым киностезиям.

III. Устранение носовою оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.

Полная автоматизация новых  навыков.

Продолжительность каждого  этапа определяется индивидуально в процессе работы.

Приступать к целенаправленному  исправлению ринолалии следует как можно раньше — с трех лет. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.

Прежде всего, необходимо тщательно обследовать ребенка, чтобы выявить индивидуальные особенности  речевого развития. На основании этих данных составляется индивидуальный план коррекционно-воспитательной работы.

В обследование входят: 1) описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта; 2) обследование общего речевого развития; 3) изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка, связанных с дефектами" внешности и речи.

 

 

  1. Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба по методике И. И. Ермаковой. Цель, задачи этапа, приемы работы.(в тетради для к)
  2. Послеоперационная работа по устранению ринолалии И. И. Ермаковой (2-4 этапы).  Цель, задачи каждого этапа, приемы работы.
  3. Коррекционная работа по устранению открытой ринолалии по 4-м взаимосвязанным направлениям.
  4. Развитие орального праксиса.
  5. Развитие фонематического восприятия. (в тетр. + доп)

Развитие  речевого дыхания. (в тетр. + дополнить)

  1. Коррекция произношения.

Нормализация двигательной функции органов артикуляции  является необходимой предпосылкой для воспитания правильного произношения.

Приступая к постановке согласных  звуков, следует придерживаться определенного  порядка. Коррекция начинается с  формирования артикулем глухих звуков: губно-зубного фрикативного [ф] и губно-губного взрывного [п].

Работа начинается с беззвучного  показа артикуляции, избегая называния  фонемы. Нельзя говорить ребенку, какой  звук мы будем учиться произносить. Патологический стереотип произношения, как правило, бывает настолько сильно закреплен, что ребенок произносит звук по-старому. Беззвучный показ артикуляции используется и в дальнейшем при постановке остальных согласных, чтобы предотвратить воспроизведение дефектных артикуляций.

 

  1. Закрытая ринолалия. Смешаная ринолалия. Определение, причины, механизм нарушения.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.

Причина: чаще всего органические изменения в носовом пространстве (вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание) или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.

Механизм: В процессе артикуляции звуков  м, м' н, н'  носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые б,б', 
д, д . 
Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.

Смешанная ринолалия – состояние речи, хар-ся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра.

Причина: сочетание непроходимости носа и недостаточность небно-глоточного контакта ф-го и орг-го происхождения.

  1. Постановка звука П при ринолалии.
  2. Постановка звука Т при ринолалии .
  3. Постановка звука Ф, С, Ц при ринолалии.

Ф: Ребенка просят приблизить нижнюю губу к верхним зубам, осуществляя при этом длительный направленный выдох, отработанный на подготовительном этапе. У детей с небно-глоточной недостаточностью, когда снижена подвижность мышц мягкого неба,  а ротовой выдох является слабым и непродолжительным, приходится зажимать крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха в носовые ходы. Только таким путем можно создать необходимое внутриротовое давление и помочь ребенку ощутить требуемые кинестезии. Этот прием применяют в течение первых занятий (2-3) и с каждой последующей тренировкой уменьшают механическую помощь, доводя ее до легкого прикосновения. Таким образом удается снизить утечку воздуха в нос. Лучше стараться вызвать звук непосредственно в слоге, чтобы избежать трудностей при переходе к сочетанию с гласным.

 

 

  1. Постановка шипящих звуков при ринолалии .

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"