Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Вложенные файлы: 1 файл

логопедия экзамен.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Постановка Зв Ц:1)Кончик яз упирается в нижние зубы и произносится многократно Зв Т-нижняя артикудяция.В момент произношения на кончик яз нажимом шпателя отодвигать его в глубь рта,2)Отодвигать губы в стороны в момент произношения Зв Т-нижняя артикуляцйяЛри этом образуется цель и в след за Т звучит Ц.З)Последовательно произносить Зв АТ,С-А,Т,С с возрастающим ускорением.

- У Сени и  Сани в сенях сом с усами. 
- У осы не усы, не усища, а усики. 
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.  
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб

- По семеро в сани  уселись сами

- Свиристель  свиристит свирелью.

- Около колодца  кольцо не найдется.

- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. 
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов

11.(1) ОНР.  Этиология. Патогенез, Особенности,  (Обшее Недоразвитие Речи)

ОНР-это форма  речевой аномалии, при которой  нарушаются все компоненты: лексики, грамматики, строя речи, фонетики, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени; от полн. отсутствия речевых средств общения, до связной речи с отдельными элементами фонетического и лексикограмматического недоразвития. ОНР может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня:

I Уровень:  характеризуется отсencndbtv рчи (так называемые безречевые дети) активный словарь не сформирован, состоит из звукоподражаний и лепетных слов, высказывания сопровождаются жестами, мимикой, заменяют названия предметов названиями действий и наоборот, пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен, дети не понимают категории числа сущ, глагола, рода, падежа, времени, не сформировано звукопроизношение, фонематическое развитие в зажаточном состоянии. Для 1 гр характерны несформированность зрительного, слухового внимания, памяти, работоспособность низкая. 2. Уровень: д-ти владеют обиходным словом, пользуются простыми фразами, не могут употреблять местоимения, предлоги., отсутствует связ. речь, запас слов не соответствует возрасту, грубые ошибки: смешение падеж, форм, не согласованы глаголы с существ., ошибки в употр. Числа, рода сущ-х, не согласов. прилагательных с сущ-ми. не используют союзы, предлоги, предлож. из 2-3 слов, нарушено произношение твердых зв-в, звонких и глухих, шипящих и свистящих. Не сформир-но фонематическое восприят д-ти не различают близкие на слух звуки. . 3 Уровень: фразовая речь в целом сформир-на, есть только остаточные прояви, Лекснко-грамматического и фонетяко-фонематического недоразвит. Неправильное употребл. существит. и прилагат. множеств, числа в косвен. падежах. Часто д-ти плохо различают формы предметов, не могут найти овальн., прямоугольные фомы, незнание оттенков цветов, смешивают основ-е цвета. Речь смазанная, артикуляция не четкая, дефференциация мягких и твердых зв-в,согласных, звонк. и глухих.

Для детей с  ОНР характерна низкая речевая активность, они не инициаторы речевого общения, у них специфическое общение, нарушены мыслительные операции: сравнение, обобщение, синтез. Низкая познавательная активность, плохо запоминают слова, быстро забывают. Нарушена мелкая и общая маторика. Движения неточные, их объём не полный.

11.2 Организация и проведение игр, упражнений по развитию голоса.Работа над голссом-фонепедия. Голос заикающегося характеризуется: захлебывающийся голос,резкий крикливый голос, тремолирующий голос.У детей отличается твердая атака голоса,изменение напряжения голоса.1)Упр.на раскрепощение мышц артикуляционного аппарата нижн. челюсти Язык находится в положении зв Н. Произносятся Зв.НА,НО,НУ челюсть медленно опускается.Далее НЕ, НИ,НЭ-Челюсть поднимается. Эти упр проводятся регулярно и раскрепощают кончик языка. 2)Отрабатывается мягкое голосоначало.Сначала А-прртяжно,затем в сочетанииАО-АУ.Затем подключаем Х-ХА,ХУ.З)Упр над усилением голоса без напряжения, (рисунок). 4)Плавность непрерывность голоса на сочетании нескольких глас-АУОЭАА и т д.5.Проиэнесение гл эй в сочетании с сонорными-Л,Р,Н (ЛА,ЛИ,ЛЫ,НА,НО,НЫ,РА,РО,РЫ) Под6ирают слова на сонорный Зв.

12(1)ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Левина выделила три уровня речевого развития, детей с ОНР: 1 уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход. 2 уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Н-р, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”. 3 уровень речевого развития хар-ся наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. вместо “С мамой ездила в зоопарк.Причинами (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. Основные направления логопедической работы:На 1 ур-не главные задачи: развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памятиНа 2- обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Предложения, составленные детьми по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются.На 3-: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

12.2Создание воспитателем условий в группе для коррекционной работы с заикающимися детьми. Коррекц задачи реализуются воспитателы-логопедРежимные моменты должны проходитьтак чтобы оказыв прямое или косвенное воздей на физич            и псйхич  здоровье ребенка,

-обязат прогулки, сон на свежем воздухе

-режим молчания  более значим(для этого индив  спокойные игры в 1и2лоловинедня)

-Долее режим  молчан только к отдельн детям  (тяжелым) -правильная организация индив игры (рассредоточ по группе,количество игр и игрушек).Можно проводить х/и с пением.

В феврале-марте 2-Знед режим молчания(при необходимости невролатолог-лечение)

-Необход компенсировать  потребность в движ через подвиж игры на прогулке(переход на спокойные игру(стабилизируют дыхание)

Занятия -в утренние час-логопед, воспит. Вечер-фронт и  индивид(по заданию логопеда)Длительность занят в ст. гр-1ч.сред-35мин.через  кажд15мин-физкультминутка,Между занятиями перерыв10-15мин.Вечер-фронт занятия: матем,физ-ра,окруж.                                                                     мир, ИЗО. Главное для воспитателя осуществ типовой программы. Воспит. много времени уделяет словарной работе т.к. слово является основой, детской речи.Во время проведения режимных моментов важ значение имеет организац детей в момент общен-я. Детей целесообразно расположить   так   чтобы   они   видели   и   слышили   друг.

друга. Научить  выполнять действия без лишнего

шума, вслушиваться в реч взросл и отвечать.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения являются:

  1. Укрепление и развитие здоровья детей.
  2. Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющимися возможностями детей.
  3. Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.
  4. Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.
  5. Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.
  6. Развитие мелкой моторики руки.

Развитие  регулирующей функции речи, речевого опосредствования деятельности и овладение  коммуникативно-речевыми средствами общения

13.1Алалия. Симптоматика. Классификация. Характеристика раз. форм Алалин.             

Алалия-отсутствие или недоразвитие речи в следствии органич. поражения речевых зон коры головного мозга, внутриутробно или в раннем развитии реб-ка. Причины: внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг. Это  системное недоразвитие речи при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическикая сторона, ликсико-граммат строй. Выделяют две формы алалии: моторная и сенсорная. Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органическогохарактера, обусловленное несформированностью языковых операций. Симптоматика моторной алалии: речевая: у ребенка полностью искаженное произношение звуков, не может найти правильную последовательность звуков в слоге, слов во фразе, не переключается с одного слова на другое, это ведет к парафазии(перестановка), персеверации(застревание на слове), что говорит о нарушении подвижности основных нервных процессов. У ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и дост. понимании речи не развивается речь самостоятельно, она остается на уровне отдельн. звуков, слов.словарь разв. медленно, искаженно, замена слов по сложности, сходству, контрасту. Словари. Состав ограничен обиходно-бытовой тематикой, не умеет пользоваться словообразованием. Граммат. строй речи: детям трудно согласовывать слова в предложении, не используют предлоги, нет четкости в родовых и числовых окончаниях. Фраза состоит из 1-2 слов. Речь сбивчатая, непонятная, страдают причинно-следственные и временные связи. Неречевая с-ка: при моторной ал-и наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности: от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждений ЦНС, до выраженных неврологических расстройств(парезов). Выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, нарушение динамическ. и статическ. равновесия(падает) пальцы рук не сгибаются, слабые, не держат предметы. Память: ребенок не запоминает стихи, не может пересказывать. Не может выполнять команды, инструкции, зрительная память лучше. У детей с алалией наблюдается вторичная задержка умственного развития.

Сенсорная алалия – основным симптомом является нарушение  понимания речи вследствие нарушения работы речи слухового анализатора. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком.

13.2 Организация  и методика проведения игр, упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания.Рождественская В.И. предлагала включать упр. на развитие дыхания: 1.«задуть свечу»-вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть на свечу произнося шопотом звук «ф».2«сдуть ватку с руки»3.«душистый цветок»-понюхать цветочек, вдох через нос, выдох через рот.4.«подуть на ушибленное место»5.«погреть руки»-на звук «х»

Упр.на развитие речевого дыхания голоса:

К голосовым  упр.уделяется особое внимание, особенно в 1 полугодии работы, а во 2 полугодии – зарядка. Это игровые упр.на звукоподражания:

1. «как гудит  паровоз» - у-у-у

2. «как шипит  гусь, жук»

3. «как воет  волк в лесу»

4. «звукоподражание  гуся, жука, кур»

Речевые игры на координацию слова и движения:

1.В понедельник  мы стирали

Пол во вторник мы помыли

В среду мы пекли  калач,

А в четверг  играли в мяч,

Чашки в пятницу  помыли

А в субботу  торт купили,

Воскресенье, воскресенье  мы пошли на д.р.

2. Аист , аист  длинноногий

Покажи домой  дорогу!

Топай правою ногой

Топай левою  ногой

Снова правою ногой

Снова левою  ногой

Вот тогда дойдешь  домой.

Рождественская  предлагает также использовать в  работе считалки, т.к. при произнесении каждого слова считалки ребенок  дотрагивается указательным пальцем  до груди играющего ребенка:

1.Жили-были 100 ребят

Все ходили в детский сад

Все садились за обед

Все съедали 100 котлет

А потом ложились спать

Начинай считать опять.

2.Шли бараны вдоль дороги

Промочили в лужи ноги

Стали ноги вытирать

Кто платочком, кто тряпицей

Кто дырявой полоницей.

3.Кады-дады нашей воды

Коров поить

Тебе водить.Также Рождественская рекомендует испол.подв.игры с текстом, настольно-печатные игры. Работа над  связным текстом происходит при  чтение коротких рассказов. Работа с  сюжетными картинами, сначала рассматривание. Название предметов по картине и далее связный рассказ по картине.

Запомните параметры  правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует  сильный вдох через нос - "набираем  полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время  выдоха губы складываются трубочкой,  не следует сжимать губы, надувать  щеки;

- во время  выдоха воздух выходит через  рот, нельзя допускать выхода  воздуха через нос (если ребенок  выдыхает через нос, можно зажать  ему ноздри, чтобы он ощутил, как  должен выходить воздух);

- выдыхать следует,  пока не закончится воздух;

- во время  пения или разговора нельзя  добирать воздух при помощи  частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка  дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

 

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"