Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Вложенные файлы: 1 файл

логопедия экзамен.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Раз, два, три, четыре, пять,             (Удары  по  столу  пальчиками  обеих                    

 рук. Левая  начинает с мизинца,                    

 правая  с большого пальца.)      

Вышел дождик погулять.                          (Беспорядочные удары по столу                                                               

 пальчиками  обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,         («Шагают»   средним   и  указательным

А куда ему спешить?                                  пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:                            (Ритмично ударяют то ладоням

«По газону не ходить!»                                       то кулачками по столу.)                  

Дождь вздохнул тихонько:                           (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

— Ох!                                                 (Один хлопок.)                            |

И ушел.                                                 (Ритмичные хлопки по столу.)    

Газон засох.     

Пальчиковая гимнастика

«НА ЕЛКЕ» В. Волина

Мы на елке веселились,

(Ритмичные хлопки  в ладоши.)

И плясали, и  резвились.

(Ритмичные удары  кулачками.)           

После добрый Дед  Мороз 

Нам подарки  преподнес.

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие  пакеты,            

(«Рисуют» руками  большой круг.)

В них же —  вкусные предметы: 

(Делают ритмичные  хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,   

Орешки рядом  с ними,

(Загибают  на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

Груша,

 

Яблоко, один

 

Золотистый мандарин

 

8.1 Стертая  дизартрия

Дизартрия —  расстройство членораздельной речи, нарушение звукопроизносительной  и просодической стороны речи. Стертая дизартрия легко смешивается  с дислалией по внешним проявлениям, но имеет свой механизм нарушения.

Неречевая симптоматика: изменение тонуса мышц, не ярко выраженные гипергенезы артикуляторной, мимической мускулатуры, сглаженность носогубных складок, ограничение движений языка  в сторону, вверх, вперед; напряжение спинки языка, беспокойство языка в заданной позе, повышенное слюнотечение (солевация), переключаемость движений, синюшность языка (цианоз), отмечаются особенности психического статуса ребенка: недостаточность процессов мышления, памяти, внимания, ярко выраженное нарушение общей и мелкой моторики, координации.

Речевая симптоматика:

1) нарушение  звукопроизношения (отсутствие, искажение,  замена). Среди искажений чаще  встречаются: боковое произношение  свистящих, шипящих, межзубное  произношение свистящих и шипящих, смягчение звуков

2) просодические  нарушения (речь монотонная, невыразительная,  тембр чаще низкий, голос тихий,  темп либо замедлен, либо ускорен

3) нарушение  фонематического слуха носит  вторичный характер, т.к. собственная  смазанная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля

4) иногда отмечается  неполноценность лексико-грамматического  строя речи

8.2 Основными задачами коррекционного обучения является:

1) практическое  усвоение лексических и грамматических средств языка

2) формирование  правильного произношения 

3) подготовка  к обучению грамоте, овладение  элементами грамоты

4) развитие навыков  связной речи

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе дошкольного  образовательного учреждения являются:

  1. Укрепление и развитие здоровья детей.
  2. Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющимися возможностями детей.
  3. Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.
  4. Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.
  5. Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.
  6. Развитие мелкой моторики руки.

Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деятельности и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения

В сентябре проводятся дианостики, сбор анамнеза, индивидуальные занятия с детьми, наблюдение за ними в режимные моменты, составление, обсуждение плана на 1й период. С октября начинаются занятия с детьми. Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной сфере, обращает внимание на обогащение представления об окружающем, на развитие сохранных анализаторов. особое внимание должно уделяться развитию восприятия памяти, мотивации, доступных форм словесно логического мышления, создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, формирование интереса к занятиям.

Работа воспитателя  по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, создает необходимую базу познавательную и мотивационную  для формирования речевых умений.

Воспитатель должен постоянно наблюдать за речевой деятельностью детей, в случае необходимости исправляет речь ребенка в тактичной форме. Речь воспитателя должна служить образцом для детей: быть четкой, внятной, выразительной. Воспитатель проводит с детьми занятия по развитию речи. Каждая новая тема начинается с экскурсии, с рассматривания предметов, картин, беседы по картине. Для каждой новой темы необходимо проводить упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти (сравнение предметов, выделение ведущих признаков, выполнение задания по классификации)

Формирование  лексического запаса и грамматического  строя осущ-ся поэтапно:

- дети знакомятся  непосредственно с изучаемым  явлением

- с помощью  правильного образца речи воспитателя  дети учатся понимать словесные  обозначения этих явлений

- воспитатель  организует речевую практику  детей

Ведущими являются рассказывание и чтение воспитателем, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателем и дидактические  игры.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе включает в себя при проведении занятий задания логопеда – это логопедические 5ти-минутки. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, они должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы

- подвижные игры, пальчиковая гимнастика в рамках лексической темы

- индивидуальная  работа (минимум 1р в нед) обязательно

Диагностика и  обследование проводится поэтапно:

1 этап – ориентировочный  (целенаправленный опрос родителей,  изучение спец.документации, проводятся  беседы с ребенком и на основании полученных данных определяется речевой дефект

2 этап – дифференцировочный (обследование интеллекта, слуха,  с целью ограничения детей  с первичной речевой патологией  от сходных состояний, где ведущим  является нарушение слуха и  интеллекта

3 этап – обследование  неречевых процессов, тесно связанных  с речевым развитием

4 этап – тщательно  обследование компонентов языковой  системы, в итоге которой обосновывается  логопедическое заключение

5 этап – заключительный (уточняющий) динамическое наблюдение за ребенком в условиях спец.обучения и воспитания

9.1 Коррекционная работа включает в себя несколько разделов: медикаментозное лечение, ортопедическое лечение, физиотерапия, ЛФК, психотерапия и логопедическое воздействие. Которое включает в себя следующие направления:

- нормализация  звукопроизношения

- нормализация дыхания,  работа над речевым дыханием

- нормализация темпа, ритма  речи

- нормализация голосовой  функции

- работа по обогащению  словаря, устранение аграматизмов

- воспитание слухового  восприятия, дифференциация звуков речи

- развитие фонематического  анализа и синтеза

Логопедическая работа основной упор делает на нормализацию фонетической стороны речи

Задачи:

1) воспитание потребности  в речевом общении, в правильной  речи и в развитии пассивного словаря

2) преодоление сенсорных  нарушений и формирование фонематического  восприятия, анализа и синтеза,  и фонематических представлений

3) развитие дыхательной  и голосовой функции

4) развитие артикуляционного  аппарата 

9(2) Важно, что предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, Только тогда среда  способствует формированию познавательной, речевой, двигательной  и творческой активности. Главным в работе с  детьми (в логопедических группах) является привитие интереса к языку и речи. Группы должны быть оборудованы речевыми зонами, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран, наглядно- иллюстративный материала по лексическим темам, основным  фонетическим группам,  сюжетные картинки для работы  над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально- речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Организована развивающая среда для создания  функционального  базиса письма и чтения.Организация   «Предметно-развивающей  среды» в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.Д.б.картотеки стихов,загадок,считалок и т.д.Центры природы,муз,изо,строительный и т.д

10.1 Ринолалия. Формы ринолалин. Особенности детей.

Ринолалия (гнусавость)- это патологическое изменение тембра голоса, искажённое произношен речи, в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.

В зависимости от характера  нарушения функции небно-глоточного смыкания выделяются различные формы  ринолалии:

 .1. Открытая (набл при дефектах мяг или тв нёба; струя проходит через нос, а не через рот; речь станов не понятной, с нос оттенком): а) органическая (бывает врожд или приобрет. Причина чаще бывает в ращелине мяг и тв.нёба Приобретёная – образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого неба; б) функциональная ( наруш только произнош гл звуков и после спец.упражнений изчезает назальный тембр, а нарушения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии)). 2. Закрытая (закрыт проход воздуха в нос.полипы, искрив) а) при органической ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и дефект) б) функциональная чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

Смешанная ринолалия  – вызвана утечкой воздуха  через нос при патологически  уменьшенном носовом резонаторе. В результате страдает артикулящионная  и акустическая характеристика всех звуков, искажается тембр голоса.

Общая симптоматика ринолалии:

Речевая симптоматика: импрессивная речь (речь понимания  развита нормально) или экспрессивная  речь (речь произношения претерпевает качественные изменения:

- нарушено речевое  дыхание (речевой выдох проходит  через рот и нос)

- нарушен оральный праксис (положение языка неправильное, корень гипертрофирован, кончик языка почти не развит)

- голос тихий,  немодулирован, с носовым оттенком, речь интонационно не выразительна

- грубо нарушено  звукопроизношение (гл И,Э,У: переднеязычные, щелевые и смычные)

может быть недоразвитие словаря и грамматического строя  речи

Неречевая симптоматика: дети физически ослаблены, расположены  к простудным заболеваниям верхних  дыхательных путей, 85% тугоухости, вторичные  психологические отклонения.

10 (2) Методика проведения специальной артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков [С, 3, Ц ). Артикуляция Зв. Губы при произношений свист Зв находятся в положен оскала(улыбки).Зубы на растоянин1-1,5мл. Язык широкий,кончик упирается в нижние резцы,спинка яз выгнута,посредине ее образуется желобок по которому проходит узкая воздуш струя.Боковые края яз прилегаят к внутренней стороне верхи коренных зубЛри произнесении              Зв  С   принимает участ  голос.Зв С-дети заменяют (Т,Ш,       З,Ф,СЬ,Ж)  3в - (Д,С,Щ,В,ЗЬ,Ж,Ц-(С,Т,ТЬ,С,СЬ) Спец.артикуляц гимнаст по Хватцевой:

-улыбка –трубочка -опустить  нижнюю губу

-поднять нижнюю губу

—поднять верхнюю губу

-лопаточка на нижней  губе

-широкий язык на верхней  губе

-широкий  язык вверх,вниз

-пожевать язык

-пропевание  зв   И

-дутье  в пузырек

Постановка исправление  зв.

Устранение межзубного сигманизмаг  ребенку сидящему перед зеркалом предлагают соеденить верх и ниж  резцы,чтобы между ними не видно  было щели и в такой положении  длительно произносить зв С.Потом  вводим спичку. Исправление губно-зубного сигмат:ребенку предлагают произносить зв С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов.Если ребенок не может воспроизвести это положение органов артикуляции то взрослый придерживает нижнюю губу ребеи обнажая резцы предлогая произнести зв С.Когда Зв будет правильно следует произносить его с гласными,сначала с механической помощью.потом без нее. Призубиый сигмат:1)при исправлении призуб сигмет при помощи шпателя легким нажатием из кончик яз опустить за нижние резцы.чтоб образовать выход воздуха через зубную щель.2)Сначала предлож ребенку держать яз за зуб широко расплостав его.При таком положении яз, ребенок выдыхает воздух ощущает его струю на кончике яз производя Зв похожий на межзубное произношение-Затем слегка нажимая шпателемна распластанный кончик яз следует постепенно отодвигать егоза нижние резцы.Эгот способ применяется при исправлении шипящего .носового и бокового сигмат.

Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"