Особенности бизнес - планирования инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Дать характеристику бизнес – планирования инновационного проекта, проанализировать составляющие элементы бизнес – плана на примере инновационного проекта по организации общества с ограниченной ответственностью «Латиница», изучить потенциал и возможности развития инновационной деятельности в России.
Полученные результаты:
Изучена сущность бизнес – планирования инновационного проекта,
исследован потенциал инновационной деятельности в России,
составлен бизнес – план инновационного проекта по организации общества с ограниченной ответственностью «Латиница».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

Предложение по разработке товара (ассортимента новой продукции):

1. Автор предложения

2. Название отдела

3. Наименование предлагаемого товара

4. Мотивация предложения

5. Содержание предложения

6. Эскиз

7. Мнение автора предложения по перспективам сбыта предлагаемого товара или ассортимента, возможной конкуренции его с подобными товарами других предприятий на рынке сбыта и др.

При выявлении источников инновационных идей вызывает интерес классификация Питера Дракера, который выделяет семь источников инновационных идей;

  1. неожиданное событие (для предприятия или отрасли — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);
  2. неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (“такая, какой она должна быть”);
  3. нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и “слабые места”, которые могут и должны быть устранены); внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения;
  4. изменения в восприятия, настроениях и ценностных установках;

новые знания (как научные, так и ненаучные).3

По мнению П. Дракера, систематический инновационный  процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Первые четыре источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках предприятия, и пределах отрасли промышленности или сферы услуг: такие источники доступны для работающих на данном предприятии или и данной отрасли. Последние три источника относятся к внешним источникам инновационных идей, так как они имеют свое происхождение вне данного предприятия или отрасли. Однако между всеми семью источниками нечетких границ, и они могут взаимно пересекаться. Следует отметить, что хотя ни одна из областей не является изначально более важной, чем другие, они располагаются П. Друкером в порядке уменьшения достоверности анализа и предсказуемости.

После формирования инновационных  идей перед фирмой стоит задачи отбора наиболее перспективных идей. Выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку, если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой. Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы: Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта? Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?

Есть ли необходимость  замены одного продукта другим? Является ли новый продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов?

В состоянии ли фирма  вообще осуществить идею выпуска  нового продукта либо получить такой продукт? Сможет ли фирма продать такой товар? Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке? Можно ли охарактеризовать новый продукт как прогрессивный или как ностальгический, т. е. “в стиле ретро”?

Осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно?

Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у конкурентов?

С каким финансовым риском связана идея нового продукта (Может ли идея нового продукта иметь рекламный успех)?

На какой рынок лучше сориентировать идею нового продукта?

Соответствует ли идея нового продукта внутрипроизводственной структуре фирмы?

Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта?

Во-вторых, при принятии окончательного решения в связи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему:

А. Прибыль от проекта  должна быть значительно выше, чем  затраты на его реализацию.

Б. Связанный с проектом риск должен находиться в предельно  допустимом соотношении с прибылью от его реализации.4

Кроме этого, даже очень  перспективная идея сама по себе не гарантирует предприятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от инновационной деятельности, предпринимательской фирме необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям.

1. Необходимо четко представлять объем спроса потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т. г. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества.

2. Для успешного развития инновационного предприятия обязательным условием является соответствие персонала предприятия определенным требованиям. Значительную роль для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30—35 лет) и их личностные качества: высокая работоспособность, коммуникабельность, целеустремленность, компетентность.

3. При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных предприятий играет качество организации и управления. В связи с этим именно малые инновационные Предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

 

1.2 Понятие  и виды инновационного проекта

 

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных  и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и  задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Идеи, замыслы и технические  решения, а также реализующие  их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости5:

- модернизационный (псевдо-инновации), когда конструкция прототипна или базовая технология кардинально не изменяются. Например, расширение размерных рядов и гаммы изделий, установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля;

- новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего. Например, добавление новых качеств, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий;

- опережающий (базисные  инновации), когда конструкция основана  на опережающих технических решениях. Например, введение герметических  кабин в самолетостроении, турбореактивных  двигателей, ранее нигде не применявшихся;

- пионерный (базисные  инновации), когда появляются ранее  не существовавшие материалы,  конструкции и технологии, выполняющие  прежние или даже новые функции.  Например, композитные материалы,  первые радиоприемники, электронные  часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии.

Уровень значимости проекта, а впоследствии и всей инновационной  программы, определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Виды инновационных  проектов по основным типам:

1. По периоду реализации проекта: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет);

2.    По характеру целей проекта: конечные и промежуточные;

3. По виду удовлетворяемых потребностей: ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

4. По типу инноваций могут быть введение нового или усовершенствованного продукта, создание нового рынка, освоение нового источника сырья или полуфабрикатов, реорганизация структуры управления;

5.   По уровню принимаемых решений, могут носить международный федеральный, региональный, отраслевой и фирменный характер;

6. С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

а) монопроекты - проекты, выполняемые, как правило, одной  организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной  инновационной цели (создание конкретного  изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

б) мультипроекты - представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной  цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

в) мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью. Основными разделами инновационного проекта являются:

- содержание и актуальность проблемы (идеи);

-дерево целей проекта, построение на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;

- система мероприятий  по реализации дерева целей проекта;

- комплексное обоснование  проекта;

- обеспечение реализации  проекта;

- экспертное заключение  проекта;

- механизм реализации  проекта и система мотивации.

Любой проект от возникновения  идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту.

 

Таблица 1 - Содержание фаз жизненного цикла проекта

Прединвестиционная фаза проекта

Инвестиционная фаза проекта

Фаза завершения работ по проекту.

Прединвестиционные исследования и планирование проекта

Разработка документации и подготовка к реализации

Проведение торгов и заключение контрактов

Реализация проекта

Завершение проекта 

1. Изучение прогнозов

1. Разработка плана проектно-изыскательских  работ

1. Заключение контрактов

1. Разработка плана реализации  проекта

1. Пусконаладочные работы

2. Анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта

2. Задание на разработку ТЭО  и разработка ТЭО

2. Договор на поставку оборудования

2. Разработка графиков

2. Пуск объекта

3. Предпроектное обоснование инвестиций

3. Согласование, экспертиза и утверждение  ТЭО

3. Договор на подрядные работы

3. Выполнение работ

3. Демобилизации ресурсов, анализ  результатов

4. Выбор и согласование места  размещения

4. Выдача задания на проектирование

4. Разработка планов

4. Мониторинг и контроль

4. Эксплуатация

5. Экологическое обоснование

5. Разработка, согласование и утверждение

 

5. Корректировка плана

5. Ремонт и развитие производства

6. Экспертиза

6. Принятие окончательного решения об инвестировании

 

6. Оплата выполненных работ

6. Закрытие проекта, демонтаж  оборудования


 

Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки6. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи. Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами. Ведь проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы или объекты и из его состава могут удаляться. Проект как всякая система может быть разделен на элементы. При этом между ними должны определяться и поддерживаться связи.

Информация о работе Особенности бизнес - планирования инновационного проекта