Бизнес-планирование инвестиционного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес - плана. Таким значимым он стал сегодня, в эпоху рыночных преобразований.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и значение бизнес-плана инвестиционного проекта 3
2. Технология бизнес-планирования 5
3. Состав и структура бизнес-плана инвестиционного проекта 7
4. Проблемы современного бизнес-планирования 10
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

рефнрат бизнес.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы заключается в том, что сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес - плана. Таким значимым он стал сегодня, в эпоху рыночных преобразований.

В условиях рынка и  жестокой конкурентной борьбы предприятие  должно уметь быстро и адекватно  реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие; планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей; администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации. Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

Бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся перед  предприятием на ближайшую и дальнюю  перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

 

 

 

 

 

1. Понятие  и значение бизнес-плана инвестиционного проекта

Инвестиционные проекты представляют собой совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватывающий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации.

К инвестиционным проектам, обычно, относят такие, в которых  главной целью является вложение средств в различные виды бизнеса  с целью получения прибыли. В  зависимости от объекта, его стоимости, сроков реализации инвестиционные проекты разнообразны. Это и создание новых предприятий, выпуск новой продукции, вовлечение в производство новейшей техники, и технологии, проведение технического перевооружения и реконструкции. С помощью инновационных проектов осуществляется достижение целей и задач стратегического планирования предприятий. Инновационные проекты обычно имеют долговременный характер и связаны со значительным риском.

Бизнес-план инвестиционного  проекта – это технико-экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Бизнес-план инвестиционного  проекта разрабатывается для  обоснования:

- степени жизнеспособности и устойчивости проекта;

- возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

- предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

- целесообразности оказания мер государственной поддержки;

- служит ориентиром, как должен развиваться проект.

Бизнес-план является главным  документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя (руководителя). От правильности его  составления зависит – получит  ли проект одобрение, и какова его жизнеспособность.

Бизнес-план инновационного проекта опирается на общие методологические принципы. При этом при подготовке бизнес-плана необходимо учитывать  специфику этих проектов, их высокий  экономический, интеллектуальный и  социальный потенциал.

Основным критерием  актуальности разработки бизнес-плана  является уровень проработки научной  идеи, и её близость к возможной  коммерческой реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Технология  бизнес-планирования

Рассмотрим требования, предъявляемые к бизнес-плану инвестиционного проекта.

Бизнес-план для привлечения  инвестора имеет свою специфику. Основными задачами в данном случае является убедить инвестора в  выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.

Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии, простыми словами, не содержать декоративных элементов и прочего украшательства.

Объем бизнес-плана - порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и объем может достигать 50 листов.

Бизнес-план инвестиционного  проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать  ссылки на документы, результаты исследований, источники информации, отчеты и заключения экспертов.

Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые  придают бизнес-плану солидность и наглядность, что очень любят  многие инвесторы и банкиры, для которых это часто является показателем основательности похода к делу, качества проработки и серьезности проекта.

Должна быть приведена  достоверная информация о рисках от участия в инвестиционном проекте, по которым должен быть сделан беспристрастный  анализ и рассмотрены возможные варианты его избежания или минимизации.

Бизнес-план, как официальный  документ, оформляется в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнёров по бизнесу.

Эффективность инвестиционных бизнес-планов характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам участников. В соответствии с категориями участников различают показатели:

- коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для республиканского и/или местного бюджета;

- экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Кроме того, в процессе разработки проекта производится оценка его социальных и экологических  последствий.

Основными показателями оценки эффективности инвестиционных проектов являются:

- чистый доход;

- чистый дисконтированный доход;

- внутреннюю норму доходности;

- потребность в дополнительном финансировании;

- индексы доходности затрат и инвестиций;

- дисконтированный срок окупаемости;

- группу показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия участника проекта.

 

 

 

 

 

 

 

3. Состав  и структура бизнес-плана инвестиционного проекта

Структура бизнес - плана  выглядит следующим образом:

- краткое описание  бизнеса;

- описание предприятия и анализ его финансового состояния;

- описание планируемой  к производству продукции (приобретаемых  фондов, технологии);

- анализ рынка;

- производственный план;

- маркетинговый план;

- финансовый план;

- организационный план;

- резюме бизнес - плана;

- приложения.

Описание предприятия  и его финансового состояния

Описание компании включает следующее:

- год создания;

- юридический статус;

- описание развития производственных  мощностей, освоение производства  новых видов продукции, формирование на предприятии научно - исследовательской базы;

- описание производственных площадей, зданий и сооружений.

Раскрытие данного раздела  бизнес - плана показывает, насколько  целесообразно инвестировать или  ссужать финансовые ресурсы той  или иной компании. Для того чтобы  инвестор имел представление о финансовом состоянии предприятия, представляются отчеты этой компании за последние 2 - 3 года и на последнюю отчетную дату, а именно: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Для иностранного инвестора финансовые отчеты должны быть в обязательном порядке приведены в соответствие с международными стандартами бухгалтерского учета. В приложениях к отчетам раскрываются принципы отражения операций: начисления износа, оценки запасов и т.д.

На основе представленных отчетов анализируется финансовое состояние компании в динамике:

- ликвидность;

- финансовая зависимость и платежеспособность;

- прибыльность;

- оборачиваемости ресурсов.

Только после тщательного  исследования финансового состояния  компании можно принимать окончательное  решение об инвестициях.

Анализ рынка

В данном разделе должны быть отражены:

- состояние спроса  и предложения на планируемую  к производству продукцию, объем  производства в России или  регионе;

- экономическое, социальное, инфраструктурное, возможно, и политическое  значение данного производства (строительства)  для развития страны или региона;

- анализ и расчет  ожидаемой доли компании после  выхода на рынок новой продукции  либо после расширения производства;

- определение собственной  доли рынка;

- потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны,  доля рынка конкурентов, планы их развития и финансовое.

Производственный план

В производственном плане  описываются:

- программа производства  и реализации продукции;

- влияние инвестиции  на объемы производства: направлены  ли они на закупку нового  или модернизацию существующего  оборудования, предусматривается ли использование этого кредита для пополнения оборотных средств; что повлияет на размеры запасов и дебиторской задолженности, т.е. объемы производства должны быть тесно связаны с направленностью инвестиций;

- действующая на предприятии технология производства и влияние внедрения новых технологий на объемы производства;

- анализ основных средств ,их поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг), поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены;

- потенциальные альтернативные  источники снабжения сырьем и  материалами в случае возникновения  проблем у партнеров предприятия;

- система управления  персоналом на предприятии: численность  работающих, затраты на оплату  труда, квалификация инженерно  - технического персонала и специалистов среднего и высшего звена управления;

- управленческий учет  на предприятии: годовые затраты  на выпуск продукции, переменные  и постоянные затраты, себестоимость  единицы продукции.

Резюме проекта

В резюме проекта показываются основные цели проекта и средства их достижения. Кроме того, необходимо кратко показать выгодность проекта, его сильные стороны и воздействие на экономику города, региона или страны, влияние на решение социальных вопросов. Подчеркиваются основные финансовые показатели, подтверждающие рентабельность проекта.

Приложения

В качестве приложений представляется отчетная документация предприятия - получателя инвестиций, проектно - сметная и  исходно - разрешительная документация, конструкторские и научно - исследовательские разработки, договора и протоколы о намерениях, которые в перспективе будут способствовать реализации проекта, необходимые чертежи и т.д.

4. Проблемы современного бизнес-планирования

Среди основных проблем бизнес-планирования можно выделить:

1. Отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана.

2. Недостаток информационного  обеспечения. 

3. Огромная проблема - гарантии будущих инвесторов.

4. Высокая стоимость разработки бизнес-плана.

5. Отсутствие гарантий  в получении финансирования под бизнес-план.

Специалисты выделяют три основных субъективных препятствия для осуществления эффективного бизнес-планирования.

Первая и наиболее важная причина неудач - это чрезмерное давление, приоритет краткосрочных  показателей над долгосрочными. У любой фирмы есть много неотложных задач, которые она стремится решить в максимально короткий период времени. Но срочное - это не всегда самое важное: пожалуй, наиболее важным является определение общего направления действий организации, ее главных целей, долгосрочных задач. Поэтому управляющий должен научиться предпочитать действительно важное срочному, текущему, а иногда и просто мимолетному.

Вторая причина связана  с природой личности менеджера. Ее можно  определить как слабые навыки управляющих  в планировании. Управляющие и особенно высшие менеджеры - это чаще всего люди, которые добились высоких должностей за счет энергии и предпринимательской одаренности, т.е. люди, которые умеют делать. Причем вынуждены делать все быстро и решительно. Однако накопленный хозяйственный опыт не приучил их к дисциплинированному, систематическому мышлению. До сих пор нечасто встречается такой менеджер, который предпочел бы в первую очередь думать, а не делать. Поэтому первые попытки заняться систематическим бизнес-планированием своей деятельности часто приводят к неудаче.

Информация о работе Бизнес-планирование инвестиционного проекта