Особенности бизнес - планирования инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Дать характеристику бизнес – планирования инновационного проекта, проанализировать составляющие элементы бизнес – плана на примере инновационного проекта по организации общества с ограниченной ответственностью «Латиница», изучить потенциал и возможности развития инновационной деятельности в России.
Полученные результаты:
Изучена сущность бизнес – планирования инновационного проекта,
исследован потенциал инновационной деятельности в России,
составлен бизнес – план инновационного проекта по организации общества с ограниченной ответственностью «Латиница».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

То, что сегодня инновации  стали необходимостью, подчеркивают итоги следующего исследования. Ежегодно компания The Boston Consulting Group совместно с Business Week проводит исследование среди руководителей крупнейших компаний мира. Некоторыми итогами этого исследования в 2007 году стали следующие факты:

  • две трети респондентов указали инновации в числе трех стратегических приоритетов своих компаний, причем в этих компаниях планируется дальнейшее увеличение инвестиций в инновации;
  • в то же время, более половины опрошенных не удовлетворены финансовой отдачей от инвестиций в инновационную деятельность16.

Таким образом, удовлетворены  они или нет, крупнейшим мировым  компаниям приходится все больше инвестировать в инновации только для того, чтобы у них был шанс остаться в лидерах.

Вследствие важности инновационной деятельности естественно  возникает вопрос о том, каковы условия  для инновационной деятельности в России и каковы перспективы  развития этой деятельности в стране. Именно этому вопросу и посвящена работа автора.

Сначала в работе проводится исследование современного положения  инноваций в российском бизнесе, затем того, какую роль играет государство  в поддержке развития инновационной деятельности. Сегодня в бизнесе, в отличие от периода десятилетней давности, инновации перестали постоянно появляться в виде готовых продуктов, предназначенных в основном для конечного потребителя. Прежде конкуренция была номинальной из-за бурного роста почти всех отраслей. Сейчас же конкуренция стала обостряться, изменились ожидания потребителей, так что инновации становятся необходимыми.

Но встает вопрос о  том, насколько эффективно в условиях российской действительности можно получить преимущество перед конкурентами за счет инноваций. Ведь если не развита государственная система защиты интеллектуальной собственности, то инновации защитить крайне сложно (конечно, если это не know-how, но их крайне мало). Также необходимо наличие достаточного количества юристов с международной практикой защиты интеллектуальной собственности. С этим обстоятельством в России ситуация неутешительная. Все страны с быстроразвивающейся экономикой проходят 5 этапов (см. Таблицу 7). Как отметил партнер The Boston Consulting Group Владислав Бутенко, Россия пока находится на первой стадии.

 

Таблица 7 - Быстроразвивающиеся страны проходят через 5 этапов развития инноваций

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 4

Этап 5

Экспорт базовых продуктов

Начало экспорта технологической продукции

Выход на высокие затраты на иностранную ИС*

Значительные инвестиции в инновации и ИС*

Извлечение взаимной выгоды от ИС*

Экономический рост за счет экспорта низкотехнологичных продуктов на основе низких материальных и трудозатрат

 

Минимальное создание стоимости

Постепенное обучение и  инвестиции в НИОКР повышают экспорт высокотехнологичной продукции

Компании развивающихся стран вынуждены платить по мере того как игроки на развитых рынках используют ИС* для защиты своих позиций

20-30% от общей экспортной прибыли

Компании развивающихся стран извлекают уроки из предыдущего этапа и начинают тратить значительные суммы на приобретение, развитие и управление ИС*

Наконец, компании и страны достигают паритета в ИС или становятся чистыми экспортерами знаний


* − Интеллектуальная  собственность

 

Да, Россия находится на самом первом этапе с точки зрения отношения к интеллектуальной собственности, но по научно-исследовательскому потенциалу Россия находится гораздо выше развивающихся стран. Это подтверждено 20 Нобелевскими премиями, а также тем, что в РФ 810 тысяч специалистов научно-технологического профиля, и уступает Россия по этому показателю только США и Китаю с 1,328 и 820 тысячами соответственно.

Для инноваций важна  среда, в которой их можно будет  успешно коммерциализировать. Для этого необходимы эффективно работающие технопарки, в том числе при ВУЗах, с прозрачной и открытой системой поддержки инновационных проектов, налоговые и таможенные льготы для компаний, построенных вокруг венчурных проектов, наличие венчурных фондов с опытом поддержки успешных венчурных проектов и т. д. В работе проведено исследование этих условий в РФ и можно сделать вывод, что эта среда постоянно становится все более эффективной, в этом существенную роль играет тесное сотрудничество с западными технопарками и венчурными фондами.

В итоге, если государство разработает систему защиты интеллектуальной собственности российских инноваций во всем мире, а также начнет привлекать инвестиции в долгосрочные венчурные проекты, то Россия вполне может стать одним из мировых центров НИОКР.

 

1.2 Рекомендации к усовершенствованию инновационной деятельности

 

1. Нормативно- правовая база научно-технической  и инновационной деятельности.

Нормативно - правовые акты, регламентирующие и обеспечивающие государственное регулирование в области развития науки и технологий и направленные на:  
-      развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок (формирование системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий, а также приоритетов научно-технической и инновационной деятельности);  
-      повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности и формирование рынков потребления научно-технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу);  
-      правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности; 
-      совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса - субъектами инновационной деятельности; 
-      создание, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и инновационного комплексов, повышение престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности; 
-      организацию финансирования инновационной деятельности, повышение эффективности деятельности федеральных, межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития, интеграцию в этом направлении усилий государства и предпринимательского сектора экономики; 
-      регулирование сферы международного научного, научно-технического и технологического сотрудничества, стимулирование создания международных научных организаций, научно-производственных структур, поддержку продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции.

Перечень законов и иных нормативных актов об инновационной деятельности представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Г.

 

2. Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства

 

Главное, из чего следует  исходить при разработке механизмов идентификации оценки вклада каждого  или групп исполнителей в реализацию бизнес-планов предприятия - это уровень  экономического проявления их созидательных  действий (творческой энергии)17. Интеллектуальные накопления образуют интеллектуальный капитал – сумму знаний, опыта, профессиональной подготовки и интуиции каждого и всех работников предприятия.

Интеллектуальный капитал  организации обеспечивает:

а) эффективное управление средствами производства, товарно-материальными, финансовыми и информационными потоками;

б) снижение уровня совокупных затрат;

в) внедрение инновационных  методов управления.

Поэтому естественным стремлением  производителя, желающего обеспечить себе конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, является поиск путей увеличения отдачи интеллектуально-креативной энергии каждым из специалистов. Это возможно только с помощью управления развитием и поддержанием интеллектуально-креативных возможностей всех сотрудников и хорошо развитого структурного (организационно-технического) капитала.

Для того, чтобы человеческий капитал заработал, необходимо управление движением знаний. Нужна коллективная работа, и, следовательно, соответствующая  организационная структура, которая включала бы в себя исследовательские лаборатории, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, центры доведения исследований и разработок до конкретных «ноу-хау» широкого применения.

Самоценность структурного капитала, как капитала вообще, определяется не его наличием, а эффективностью использования. Таким образом, можно утверждать, что структурный капитал является проявлением организационных способностей предприятия реагировать на изменения рынка, дает  возможность  создавать новые ценности для потребителя. Он должен обеспечивать эффективное использование человеческого ресурса в организационных системах, преобразовывать информацию и, как следствие, обеспечивать производительный труд работников.

Проблема качественного  развития деятельности в области создания интеллектуальной собственности, ориентированной на инновационное развитие российской экономики, в том числе и логистики, является одной из наиболее актуальных задач. Организация единого эффективно действующего комплекса - «образование-наука-производство» поможет ускорить вхождение российской экономики в число стран постиндустриального развития.

В настоящее время  назрела необходимость создания механизма управления человеческим капиталом и инновационными процессами высшей школы, призванного сформировать новую организацию – экономическую среду, благоприятную для ускоренного создания нововведений и их восприятия производством и рынком.

Создание комплекса  «образование-наука-производство»  означает:

а) развитие интеграции по уровням образования, повышения качества подготовки специалистов на основе научной и инновационной деятельности учёных и специалистов;

б) интеграцию высших учебных  заведений и реального промышленного  сектора, где необходимо претворять результаты научных разработок в реальную наукоёмкую продукцию, то есть в товар, востребованный рынком.

Миссия современных  научно-образовательных производств  –ускорение адаптации российских предприятий  к условиям постиндустриальной экономики, которую обеспечивают:

· высококвалифицированные специалисты нового интеллектуально-креативного типа, как особый вид инновационного продукта;

· информационная продукция – новые фундаментальные и прикладные разработки, программная продукция;

· материальный инновационный продукт – практическая реализация научных разработок в виде востребованной на рынке наукоёмкой инновационной продукции, в том числе в качестве логистических систем или системных логистических новообразований18.

Реализация инновационного логистического процесса даёт ряд преимуществ: практически на всех этапах инновационного процесса обеспечивается необходимый  уровень подготовки специалистов, единство и близость разработчиков идей, создателей инноваций и исполнителей, ускоряет процесс реализации нововведений, даёт возможность осуществления авторского надзора и делает инновационный процесс более результативным.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнение этапа разработки бизнес-плана в прединвестиционной фазе инновационного проекта призвано обеспечить данные, необходимые для принятия заинтересованными лицами решения об инвестировании. Коммерческие, технические, финансовые, экономические предпосылки и состояние окружающей среды по отношению к проекту должны быть определены и тщательно проверены на основе рассмотрения альтернативных решений, изученных в предварительном ТЭО.

Результатом является бизнес-план, фоновые условия и цели которого четко определены по отношению к главной цели и возможным маркетинговым стратегиям, достижимой доле рынка, соответствующим производственным мощностям, расположению предприятия, существующим сырью и материалам, подходящим технологии и оборудованию, оценке влияния на окружающую среду. Финансовая сторона исследования касается масштаба инвестирования, включая оборотный капитал, производственных и маркетинговых затрат, доходов от продаж и прибыли на вложенный капитал.

Окончательные оценки инвестиционных и производственных затрат и последующие  расчеты рентабельности проекта  имеют значение лишь в том случае, если размеры проекта определены однозначно.

При одинаковой структуре и форме построения не существует каких-либо обязательных образцов бизнес-плана. Более того, глубина и приоритетность рассмотрения различных вопросов варьируют от проекта к проекту. Для большей части бизнес-планов форма, предлагаемая в этом издании, общеприменима, но следует помнить, что чем крупнее проект, тем более сложной будет требуемая информация.

Бизнес-план следует разрабатывать  с максимальной точностью как  оптимизационный процесс с обратной связью, взаимосвязью отдельных частей, а также оценкой коммерческого, технического и предпринимательского рынков.

При возникновении узких  мест или неадекватной рентабельности бизнес-плана нужно внимательно  проанализировать такие чувствительные параметры, как размер рынка, производственная программа, оборудование, и попытаться найти лучшие альтернативы с тем, чтобы повысить осуществимость проекта и его эффективность. Все допущения, использованные данные и выбранные решения должны быть описаны и обоснованы в бизнес-плане для того, чтобы он стал более понятным инвестору, проводящему собственный анализ.

Последнее, однако, не отменяет того, что неоднократно нами здесь  подчеркивалось: при всей стандартной  логике и документированности бизнес - планирования (объемности соответствующих приложений к бизнес-плану) следует как можно более творчески подходить к форме изложения бизнес-плана, сообразуясь с вероятными предпочтениями, требованиями и вкусами конкретных привлекаемых в проект венчурных инвесторов.

В заключение отметим, что никакую структуру бизнес-плана нельзя абсолютизировать, она должна быть лишь канвой для наиболее выигрышно представленного и продуманного в своих логических внутренних взаимосвязях, в вольной форме излагаемого материала, который в состоянии на уровне здравого смысла и, конечно, продемонстрированной профессиональной управленческой компетентности) убедить инвестора в перспективности вложения средств в проект. В этом и состоят вся наука и все искусство бизнес - планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 1


Информация о работе Особенности бизнес - планирования инновационного проекта