Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и задачи ТиМОБЖ.

Предметом ТиМОБЖ  является процесс обучения (система методов, форм, средств организации учебного процесса).

Основные задачи ТиМОБЖ:

  1. раскрыть процесс обучения и воспитания детей через предмет ОБЖ;
  2. обучить студентов основным положениям методики преподавания БЖ;
  3. подготовить студентов к преподаванию БЖ;                                
  4. привить навыки использования педагогических технологий при конструировании учебно-воспитательного процесса;
  5. сформировать и развить творческую личность будущего учителя ОБЖ;
  6. сформировать у студентов научно-гуманистическое и экоцентрическое миропонимание окружающей действительности.

2.Харк-ка междисциплинарного  содержания образования в области  безопасности жизнедеятельности,  принципы отбора содержания.

Центральным звеном в процессе определения содержания курса БЖ являются его принципы, в соответствии с которыми производится переработка и отбор учебного материала.

Рассмотрим базовые принципы отбора содержания БЖ.

Интегративность, системность и целостность - наиболее важные взаимосвязанные принципы, поскольку они непосредственно затрагивают процесс обучения.

Принцип интегративности заключается в объединении разных учебных дисциплин.

Среди смысловых доминант интегративности могут быть фундаментальные понятия БЖ (опасность, безопасность, риск, авария и др.), а также понятийная периферия БЖ (пожар, эпидемия, химически опасный объект и др.).

В основе интеграции знаний по БЖ лежит также триединая формула 6езопасности: «предвидеть опасность — возможность ее избежать — необходимость действовать». Эта формула реализуется посредством взаимодействия естественнонаучных, гуманитарных, экономических и технических знаний.

Триединая формула имеет  два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей,  о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Интеграция содержания науки  БЖ на основе профилактического аспекта отражает объективный процесс стремления человека к повышению безопасности жизнедеятельности.

Содержание БЖ может структурироваться в следующей логической последовательности: безопасность как ключевая потребность человека — воздействие человека на окружающую среду, создание техногенной системы безопасности (техносферы) —> изменения в окружающей среде (появление новых источников опасности) —> пути оптимального управления безопасностью системы «человек - среда обитания».

Перспективным направлением в реализации принципа интеграции в курсе БЖ является объединение знаний по научным закономерностям, методам исследования, воспитательному потенциалу БЖ.

Актуальна также интеграция знаний по фундаментальным экологическим понятиям. К таким понятиям относятся: антропогенные факторы среды, экологические проблемы, охрана окружающей среды, здоровье и его составляющие, качество окружающей среды и др.

Принцип системности логически связывает в единое целое содержание образования в области БЖ. В основе этого принципа лежит системный подход к отбору содержания образования, при котором учитывается и осуществляется взаимодействие всех элементов образовательной системы: цели, содержания, процесса, принципов, методов, средств и форм обучения, а также деятельность учителя и учащихся.

Принцип системности позволяет в содержании образования формировать:

•  системное видение  мира;

•  системные знания;

•  знания и умения в  систему как составную часть  общего образования и как самостоятельную  дидактическую целостность, имеющую  свою структуру, цель, содержание, средства.

Принцип целостности предполагает при отборе содержания образования соблюдение критерия целостного отражения потребностей общества, а также современной, научной, производственно-технической, культурной и общественно-политической информации.

Принцип функциональной полноты образования означает то, что всякая система, в том числе и образовательная, не может функционировать, если набор ее значимых подсистем (элементов) не является функционально полным.

Принцип стандартизации. Обязательными условиями организации и функционирования ОУ, без выполнения которых невозможно сохранение и воспроизводство педагогического образования, как части социокультуры, является государственные образовательные стандарты. Основными объектами стандартизации учебного курса БЖ стало описание содержания образования и самые необходимые требования подготовки учащихся в рамках того или иного объема содержания дисциплины.

Принцип общезначимости предполагает, что вопросы, затрагиваемые в курсе БЖ, должны быть максимально значимыми для многих людей, а не узкоспециализированными..

Принцип фундаментальности обуславливает наличие в содержании образования теоретического фундамента (понятийного ядра, закономерностей и законов, принципов и подходов, теорий и гипотез), опирающегося на базовые положения и идеи современного естествознания, общественных и технических наук.

Принцип гуманизации предполагает наличие развивающегося потенциала в материале содержания. этот потенциал кроется в гуманистической направленности и инструментальной конструктивности.

Культурологический  принцип. Высшая цель образования — формирование культуры личности: глубокого, осознанного, уважительного отношения к историческому наследию, способности творческого восприятия и преобразования настоящего.

Ценностный принцип (аксиологический) в содержании базируется на усвоении личностных ценностей, адекватных общечеловеческим и общественно значимым ценностям. Таким образом, в учебные курсы по БЖ необходимо ввести понятие ценность, а обучающимися должны быть выработаны оценочные умения, с помощью которых можно ранжировать принятие решений, прогнозировать, отстаивать свои позиции.

Мировоззренческий принцип. Учебный предмет БЖ должен активно формировать мировоззрение учащихся и учить ценить человеческую жизнь. Истинное мировоззрение может формироваться только на основе целостной, единой научной картины мира, создание которой — цель образования в области.

Принцип эвристичности предполагает преобладание в содержании образования не «готовых знаний», а проблемных, нацеленных на формирование опыта разрешения затруднительных ситуаций, навыков мыслительной деятельности, в частности альтернативного мышления.

Принцип практичности заключается в нацеленности на решение актуальных практических задач, жизненных проблем и ситуаций. Само появление БЖ было обусловлено практической деятельностью человека и решениями проблем безопасности, которые возникали в процессе данной деятельности.

Деятелъностный принцип тесно связан с принципами практичности и эвристичности. Этот принцип особенно значим при быстрой изменчивости каких-то конкретных показателей, стремительной смене ситуаций, приобретающей чрезвычайный характер, где для учащихся важны не «готовые знания» описательного характера, а четкий алгоритм деятельности в той или иной ситуации.

Принцип историзма обуславливает включение в содержание образования вопросы истории развития общества и обобщение знаний по БЖ.

Принцип экологизации. Сущность экологизации заключается не только в насыщении учебного процесса материалом по экологии, но и в формировании сознания у обучающихся того, что их физическое, духовное, социальное благополучие во многом определяется системой взаимоотношений с окружающей средой. Такое сознание следует реализовывать на практике.

Принцип профессиональной направленности преподавателя предполагает конкретизацию содержания образования в соответствии с потребностями системы общего образования. Согласно государственному образовательному стандарту, неотъемлемой частью БЖ являются психолого-педагогические знания. Данные знания позволяют преподавателю:

  • создать условия для становления обучающегося как субъекта образо- вательной и профессиональной деятельности;
  • найти оптимальные для конкретной группы учащихся образовательные технологии;
  • найти «предметную интерпретацию» педагогических технологий, ори-| ентированных на личностно-профессиональное развитие учащихся;
  • определить возможности преподаваемого предмета, что позволит уча- щемуся реализовать себя;
  • реализовать концепцию образования, отражающую единство и свое- образие традиций и инноваций конкретного ОУ.

3. История и логика развития курса ОБЖ в школе.Первые научные представления о безопасности  возникают одновременно с процессами разделения труда. С развитием капитализма К.Маркс и Ф.Энгельс изучали условия труда и безопасности промышленных рабочих как фактор социально-экономического развития капитализма. Другим направлением развития области знаний по безопасности жизнедеятельности явились гигиена и санитария.

В дальнейшем исследования ученых были посвящены возникновению профессиональных заболеваний, их профилактике. В России вследствие особенностей исторического  развития страны особое внимание уделялось  международной безопасности, безопасности государства. Безопасность в советское  время являлась монопольной сферой высшего руководства страны и  касалась в основном военной области, нося прикладной военно-технический характер.

Направления безопасности жизнедеятельности  приобретают государственное значение, что отражается в введении курсов «Охрана труда» в программу вузов страны и издании учебников по охране труда (Н. А. Шевалев. Ф. Ф. Эрисман, Л. К. Хоцынянов, П. И. Мустель, С. И.Каплун и др.).

Для решения проблем безопасности, постоянно возникающих в процессе производственной деятельности, приказом Государственного комитета РФ по высшей школе № 292 от 13 мая 1993 г. была утверждена новая учебная специальность  «Безопасность жизнедеятельности» для подготовки соответствующих  специалистов. Таким образом, в 90-х  гг. XX в. сформировалась новая образовательная  область – «Безопасность жизнедеятельности», сложились ее концептуальные подходы, выработались идеи и закономерности, а также определились ее структура  и содержание.

 «Основы безопасности  жизнедеятельности» (ОБЖ) в виде  специального курса (предмета) был  введен в общеобразовательных  учебных заведениях России с  1 сентября 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР №253 от 14 мая 1991 г..С первых лет советской власти в общеобразовательных школах вводится курс «Гражданская оборона». На разных этапах развития советского общества тот курс носил различные названия («Защита и оборона», «Гражданская оборона»).

В 70 гг. ХХв. вводиться курс «Начальная военная подготовка». Этот курс включает в себя разделы гражданской обороны и подготовки к военной службе.

В 1990 г. курс начальной военной  подготовки (НВП) в школах ликвидируется, и вместо него 1 сентября 1991 г. в государственных  общеобразовательных заведениях вводится новый курс – «Основы безопасности жизнедеятельности».

В приказе Министерства образования  РСФСР от 27 мая 1991 г. «О введении в  государственных общеобразовательных  заведениях РСФСР нового курса "Основы безопасности жизнедеятельности"»  было определено:

• с 1991/92 учебного года проводить обучение учащихся II(III), III(IV), VI, VII классов общеобразовательных школ по временной программе, прилагаемой к настоящему приказу;

• допризывную подготовку учащихся X – XI классов осуществлять в ходе предлагаемых по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» предметов, а также в кружках, спортивных и военно-прикладных секциях, на факультативах и уроках физической культуры.

Первые авторы: Руссак О.Н. 1992г., Топоров И.К. 1992г., Михайлов Л.А. 1995г.

Программа курса ОБЖ: Вишневская Е. Л., 1994, Топорова И.К., Вишневская 1997,

4. Структура и содержание  курса «ОБЖ», его основные задачи

Структурно программы  курса состоят из трех содержательных линий:

1)  безопасность и защита  человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

2)  основы медицинских  знаний и здорового образа  жизни;

3)  подготовка по основам  военной службы.

Учебные вопросы программы  по ОБЖ распределяются по ступеням начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования  с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным  программам. В основной школе (V-IX классы) в курсе ОБЖ изучаются три  раздела.

1. «Основы здорового образа  жизни».

2. «Безопасность и защита  человека в опасных и чрезвычайных  ситуациях».

3. «Основы медицинских  знаний и правила оказания  первой медицинской помощи».

В образовательных учреждениях  среднего (полного) общего образования (X—XI классы) в курсе ОБЖ изучаются  все ч е т ы ре раздела.

J. «Основы здорового образа  жизни».

2.  «Безопасность и защита  человека в опасных и чрезвычайных  ситуациях».

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД