Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

- логичную организацию  практических навыков и умений;

- продуманное использование  учебных пособий, технических  средств обучения и оборудования.

Перед планированием следует  провести подготовительную работу, заключающуюся  в сборе и обработке различной  информации, которая систематизируется  и обобщается.

Прежде всего анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, включенные в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ на учебный год». Далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ.

Планирование обычно осуществляется на нескольких уровнях: комплексном, тематическом и поурочном.

На учебный год составляется комплексный календарный план, в  котором определяются основные направления  работы. Как правило, этот план содержит разделы: учебная работа, методическая работа, внеклассная и внешкольная  работа, работа по совершенствованию  учебно-материальной базы.

В тематическом плане производится распределение учебного времени  на изучение каждой темы, уточняется список учебной, методической и другой литературы, определяется учебно-материальное обеспечение  и межпредметные связи, а также устанавливаются формы контроля за качеством подготовки обучаемых.

Поурочное планирование осуществляется в произвольной форме с учетом подготовки и опыта преподавателя  и сложности темы.

Виды планов:

    1. 1.Комплексное
    2. 2.Перспективное
    3. 3.Тематическое

4.Поурочное 

9.Интеллектуальные и практические  умения в курсе ОБЖ и методика  их формирования.

Знания о способах осуществления  деятельности содержат¬ся уже в первом компоненте содержания общего образования базовой культуры личности. Но одних знаний недостаточно. Нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выра¬ботанные человечеством.

Умения можно подразделять на:

- внешние (практические) и 

- внутренние (интеллектуальные)

Они также могут быть

- общими для всех учебных  предметов (составить план, выделить  существенное, сравнить, сделать выво¬ды и т. п.) и

- специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.).

Умения в курсе ОБЖ  можно разделить следующим образом:

УМЕНИЯ:о б щ е у ч е б н ы е                                                        (общеинтеллектуальные)                                                             конспектирование

- аннотирование

- работа с учебником

  и н т е л л е к т у а л ь н ы е                 п р а к т и ч е с к ие    - умения анализировать,  обобщать, оценивать, прогнозировать,                                           рекомендовать

К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную при¬мыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, работа с| учебником, словарями, справочниками и т.п.

К специальным интеллектуальным умениям можно отнести умения анализировать, обобщать, оценивать, прогнозировать развитие ЧС или опасной ситуации, рекомендовать целесообразность тех  или иных действий.

К практическим умениям, которыми учащиеся должны овладеть в результате изучения курса ОБЖ, можно отнести: умения оказывать первую медицинскую  помощь при неотложных состояниях, соблюдать правила дорожного  движения, пользоваться бытовыми приборами, использовать разные способы ориентирования на местности, соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе, пользоваться средствами индивидуальной защиты и  т.д.

Таким образом, практический компонент содержания образова¬ния составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельностей.

Умение и навык представляют собой различные операции учебных  действий.

Умение — это освоенный  человеком способ выполнения деятельности. Существенным свойством умений является их обобщенность, вследствие чего они с успехом реализуются в измененным и разнообразных ситуациях.

Умение — это способность  совершать некое элементарное действие, полностью развернуто и сознательно  фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. При повторении упражнений (тренировке) умение совершенствуется, процесс выполнения действия становится короче (свертывается), таким образом формируется навык.

Навык — это способность  совершать действие автоматизированно, свернуто и без участия сознания.

10. Классификации методов  обучения безопасности ОБЖ. 

1. При проведении занятий следует использовать самые разнообразные методы преподавания.

Методы преподавания –  совокупность приемов и способов организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, с  помощью которых достигается  овладение знаниями, навыками и умениями, развитие умственных и физических способностей учащихся.

Методы классифицируются по следующим основаниям:

1)  по источнику информации  и восприятия. Это традиционный  подход. Источники знаний: слово,  книга, наглядность, практика. Различают  методы: словесный, работа с книгой, наглядный, практический.

(словесные, наглядные,  практические);

2)  по характеру учебных  задач или применительно к  звеньям (стадиям) учебного процесса (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Н. И. Болдырев):

üметоды приобретения знаний,

üметоды формирования умений и навыков,

üметоды применения знаний,

üметоды творческой деятельности,

üметоды закрепления,

методы проверки знаний, умений, навыков

3) по логике учебного  процесса (опора на индуктивные  и де¬дуктивные, аналитические и синтетические методы);

4)  по дидактическим  целям выделяют:

а)  методы организации  учебно-познавательной деятельности обучаемых;

6)  методы стимулирования  и мотивации деятельности

– методы формирования и  стимулирования интереса к учению (метод  создания занимательных ситуаций, познавательные игры, дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха у отстающих  школьников и др.);

– методы стимулирования долга  и ответственности в учении (убеждения  в значимости учения, предъявления требований, поощрения в учении и  др.);

в) методы контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский);

5) по характеру познавательной  дея¬тельности обучаемых (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

ü объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептив¬ный);

ü репродуктивный;

ü проблемного изложения;

ü частично-поисковый (эвристический);

ü исследовательский.

ü 6) по М.И. Махмутову, который, вслед за М.М. Левиной, выделяет методы преподавания и методы обучения, а затем объединяет их в общие методы обучения. Автор полагает, что в реальном педагогическом процессе можно двигаться "снизу" (методы учения ® методы преподавания ® методы обучения) и "сверху" (методы обучения ® методы преподавания ® методы учения):

Методы преподавания Методы учения

Информационно-сообщающий Исполнительский

Объяснительный Репродуктивный

Инструктивно-практический Продуктивно-практический

Объяснительно-побуждающий Частично-поисковый

Побуждающий Поисковый

11.Словесные методы обучения  БЖ. Дидактические требования к  их использованию.

Метод обучения – это упорядоченная  деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Метод — это способ взаимосвязанной  и взаимообусловленной деятельности учителя и учащегося, направленный на наилучшее усвоение знаний учащимися, привитие учащимся определенных умений и навыков, развитие их познавательной активности, са¬мостоятельных и творческих возможностей.

Словесные методы обучения можно  разделить на:

üустное изложение учебного материала

üобсуждение изучаемого материала

Устное изложение учебного материала осуществляется в виде рассказа, объяснения, инструктирования, лекции.

Рассказ — последовательное, образное и эмоциональное изложение  учебного материала педагогом или  учащимся. В нем приводятся преимущественно  конкретные факты в описательной или повествовательной форме. Рассказ  позволяет учащимся не только усвоить  сведения и факты, но и обучает  их умению последовательно излагать материал. Рассказ применяется в  том случае, если материал обучающимся неизвестен. Это может быть описание природного явления, реальных событий, чрезвычайных ситуаций, истории какого-либо открытия. Школьный рассказ имеет общие черты с художественным произведением, характеризующимся сюжетной линией и образностью повествования. Элементами такого рассказа становятся завязка, кульминационный момент и развязка.

Рассказ может быть построен индуктивно, когда из ряда фактов вытекает обобщение, или дедуктивно, когда  общее положение подтверждается рядом конкретных фактов.

Различают повествовательный  рассказ и проблемный.

В первом случае материал излагается в строгом соответствии с логической последовательностью — для создания цельной, яркой картины, способной  возбудить глубокие чувства и  создать образ¬ные представления у учащихся.

Примером повествовательного рассказа может быть описание реального  события — наводнения в Санкт-Петербурге в 1824 г. с использованием текста поэмы  А. С. Пушкина «Медный всадник». Для  составления рассказов по темам  уроков ОБЖ учитель может широко использовать художественную литературу, а также материалы периодической  печати и других средств массовой информации.

Проблемный рассказ чаще применяется перед изучением  нового материала. Цель такого рассказа — вызвать представление у  учеников о недостаточности своих  знаний для объяснения причин, вызвавших  описываемую ситуацию, вследствие чего возрастает интерес учеников к изучаемой  теме. Проблемный рассказ должен основываться на реальных событиях и обязательно  заканчиваться вопросом, постановкой  проблемы.

К рассказу предъявляются  определенные требования. Рассказ должен быть:

1)  научно выдержанным и доступным для учащихся;

2)  ярким и эмоциональным;

3)  тщательно подготовленным;

4)  логически выстроенным;

5)  длительность рассказа  должна соответствовать возрастным  особенностям учеников;

6)  сопровождаться демонстрацией  наглядных пособий.

Рассказ может быть использован  в работе с детьми и подростками  всех возрастов, но наибольший обучающе-развивающий эффект дает при обучении младших школьников.

Объяснение – обеспечивает раскрытие смысла событий, явлений, действий и процессов. Чаще  всего  применяется при изучении теоретического материала и решении различных  задач. Объяснение наиболее эффективно при обучении детей среднего и  старшего школьного возраста. Объяснением  является также инструктаж к проведению практических работ.

Инструктирование – четкие и краткие рекомендации и указания о порядке выполнения того или  иного приема, действия, задачи. Перед  практической работой с приборами, объектами или предметами учитель  дает инструктаж о предстоящей работе, объясняет, как ее следует выполнять, в какой последовательности, каким  образом следует оформить результаты работы. Лекция  предполагает непрерывный процесс подачи материала, который позволяет дать большой объем информации за короткое время. Она представляет собой развернутое изложение достаточно крупных теоретических и практических вопросов. В ней в разном сочетании применяются элементы повествования, описания и доказательства, анализируются факты и приводятся примеры, делаются обобщения и выводы. Наиболее эффективными являются проблемные лекции (метод проблемного изложения), в ходе которых преподаватель создает проблемные ситуации, ставит перед обучаемыми вопросы, рассуждает и побуждает учащихся включиться в поиск решения различных задач. Очень важно использовать на лекции наглядные пособия и ТСО, применять различные приемы по активизации познавательной деятельности учащихся. Лекционную систему наиболее целесообразно применять при обучении старших школьников, которые готовы к достаточно продолжительному техническому и умственному напряжении.

Подготовка эффективной  школьной лекции включает следующее:

1)  составление подробного  плана лекции;

2)  подбор информации, интересных  фактов, цифрового материала;

3)  подбор необходимого  наглядного материала (используются  иллюстрации, демонстрации, видео,  мультимедийные средства);

4) формулировка выводов  и обобщений по пунктам плана  лек¬ции.

Яркая школьная лекция имеет  большое воспитательное и раз-вивающее значение для учащихся. В значительной степени это за¬висит от личности учителя — от его заинтересованности, образ¬ности и логики изложения, эмоциональности и живости языка, научности и проблемности построения лекции.

Можно рекомендовать проведение лекций в курсе ОБЖ в стар¬ших классах по следующим темам:

«Здоровье человека» (IX класс); «Международное гуманитарное право» (IX класс); «Уголовная ответственность  и наказания несовершеннолет¬них». (X класс); «Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (X класс); «Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы» (XI класс) и др.

Обсуждение изучаемого материала. Чаще всего оно проводится в виде бесед и учебных дискуссий.

Беседа преподавателя  с обучаемыми представляет собой  диалогическую форму изложения  и усвоения материала. Задача беседы – использовать знания и личный опыт учащихся для активизации их деятельности и вовлечения в самостоятельный  поиск путей разрешения проблем  и противоречий. Часто элементы беседы включаются в рассказ или объяснение. Беседа помогает формировать у обучаемых умение быстро и четко мыслить, анализировать и обобщать, точно ставить вопросы, ясно и кратко говорить.

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД