Архитектура Италии эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Подробно рассмотреть особенности архитектуры Италии в эпоху Возрождения.
Задачи:
Дать характеристику понятию и эпохе Возрождения
Рассмотреть особенности эпохи Возрождения
Дать полную характеристику архитектуры Ренессанса в Италии
Сделать общие выводы

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2-3
I. Характеристика эпохи Возрождения……………………………………………..4-6
Роль искусства…………………………………………………………..6
Гуманизм………………………………………………………………...6
Периодизация и регионы…………………………………………….....7
Люди эпохи……………………………………………………………...7
Новые виды и жанры…………………………………………………...8
II. Характеристика архитектуры Италии…………………………………………...8-11
1. Архитектура раннего Возрождения……………………………………..11-12
2. Архитектура высокого Возрождение…………………………………....12-16
3. Архитектура позднего Возрождения……………………………………16-24
4. Строительные приёмы и формы…………………………………………24-29
5. Декоративные элементы………………………………………………….29-40
6. Памятники церковной архитектуры……………………………………..40-46
Заключение…………………………………………………………………………..47-48
Список литературы………………………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!.docx

— 680.48 Кб (Скачать файл)

Одним из главных  строителей собора святого Петра  Микеланджело Буаноротти, последний  из великих мастеров великого возрождения  вступил в архитектуру уже, будучи зрелым скульптором и живописцем. Не пройдя обычной архитектурной  школы он оставался в большей  мере скульптором в своем архитектурном  творчестве. Его первый архитектурный  заказ, полученный от Медичи, - проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г). Композиция строилась на основе двухъярусной ордерной схему и должна была быть до предела насыщенна скульптурой. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня. Однако ритм членений здесь тяжелее, а цветовой контраст производит резкое драматическое впечатление. Здесь уже выражен ярко индивидуальный почерк мастера с его пластичностью и внутренним драматизмом.

Во Флоренции  по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы. Стремясь сделать более значительным тесный вестибюль, предшествующий сильно вытянутом и расположенному на более  высоком уровне главному залу, Микеланджело применил в первом необычный прием: он лишил членящие стену спаренные  полуколонны конструктивного смысла, заглубив их по сравнению с плоскостью стены и архитравом. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой  цветовой гаммой серо-белых тонов.  После поражения флорентийской республики, во время обороны которой Микеланджело проявил себя выдающимся военным архитектором, мастер в 1534 году переехал в Рим, где его архитектурная деятельность началась с реконструкции пришедшей в упадок площади Капитолия. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария, и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения. Его идейный замысел связан с некогда высоким общественным значением Капитолийского холма, являвшегося центром и символом Древнего и средневекового Рима. Напротив уже начатого палаццо Консерваторов Микеланджело наметил поставить еще здания, симметричное по расположению и тождественное по архитектуре мастерски подчинив их оба центральному сооружению ансамбля- палаццо Сенаторов, значение которого было повышено при помощи большого ордера, крупных членений и богатой двойной лестнице. Четвертая сторона получившейся трапециевидной площади не была замкнута, благодаря чему раскрылся прекрасный вид на город. Используя особенности рельефа, Микеланджело устроил с этой стороны торжественный подход – широкую и пологую лестницу, на верху которой он поставил античные статуи диоскуров. Законченность ансамбля, строительство которого продолжалось и в XVII веке, была предопределена Микеланджело установкой в центре площади античной конной статуи императора Марка Аврелия в 1538 году. Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции.[2 стр. 340]

Примечательна пространственная связь площади Капитолия с  окружающим городом – не только со стороны главного подхода, откуда открывается широкий обзор города, но и через разрывы по бокам  палаццо Сенаторов (в последствии  завершенные  Виньолой широкими лестницами). Те же новые черты в понимании ансамбля Микеланджело проявил и при завершении начатого Сангалло палаццо Фарнези, который он предполагал связать мостом с расположенной по другому берегу Тибра виллой Фарнезина. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. Микеланджело выполнил также и огромный карниз главного фасада, который в сочетании с центральным порталом и балконом над ним придал композиции исключительную цельность и монументальность.

В середине XVI века, в период усиления общественной реакции, в Тоскане выдвигается группа мастеров нового поколения, которых обычно связывают  с маньеристическим направлением. Маньеризм в архитектуре не составляет полной аналогии к маньеризму в изобразительном искусстве, особенно в живописи. Это направление не получило в зодчестве столь широкого распространения, и в сооружениях архитекторов, причисляемых к маньеристическому лагерю, негативно-разрушительные черты не выразились в такой отчетливой форме. Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. Многие из них  были учениками и последователями Микеланджело, но, переняв от него некоторые приемы и архитектурные мотивы они утратили его главные содержательные качества – гуманистическую направленность и героический характер его образов.  То нарушение архитектурных канонов, которое у Микеланджело воспринималось как необходимое выражение его глубоких замыслов, у них выглядит как самоцель, как проявление субъективного произвола. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла, индивидуальному почерку, «манере» архитектора.

Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных  «жизнеописаний», отличался большой  свободой обращения с формой. Его  наиболее известная работа – улица  Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра. Этот узкий коридор, фланкированный с двух сторон одинаковыми фасадами, с сильно выступающими карнизами, производит впечатление сценической декорации  благодаря замыкающему улицу  корпусу, постеленному над сквозной колоннадой и аркой, которые раскрываются на реку Арно.

Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже  в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. Его  наиболее видное произведение – дворцовый  фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в  себе явные черты маньеризма. Сочетание  мощного руста с наложенными  на стену тремя ярусами ордеров  неубедительно; колонны кажутся  нагруженными и разбухшими, массивная  кладка – декорации. Двор обращен  в сторону обширных поднимающихся  по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит  Амманати. Важное градостроительное  значение имел построенный Амманати мост Санта Тринити во Флоренции, переброшенный через Арно тремя  пологими изящными арками и украшенный скульптурой.

В 40-50гг XVI века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области  (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое», или «академическое», течение. Поддерживаемое последними представителями меценатов-гуманистов прежнего типа (крупнейшим из них был кардинал Аллесандро Фарнези), это течение характеризовалось глубоким интересом к античной архитектуре, стремлением осмыслить корни ее закономерностей и создать теоретическое обоснование,  канонов классического искусства. К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу.

Джакомо Бороццы  да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци  начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией  в Риме, и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях. К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса. Ансамбль развивается по глубинно оси и включает два расположенных на разных уровнях павильона, обращенных своими лоджиями в два полукруглых двора с гротами, нимфеями и фонтанами. Различная трактовка родственных в своей основе элементов и продуманная сценически эффектная смена перспектив, последовательно раскрывающаяся сквозь павильоны и завершающихся обнесенным стеною садом, составляет особенность этого ансамбля, явившегося важным этапом в развитие глубинных пространственных композиций. Окончание виллы Виньоло  предоставил Вазари, Амманати и др. мастерам.

Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло  выставил также близкое ей по характеру  казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим  объемам ораторию Сант Андреа –  первую овальную в плане купольную  постройку, ставшую вскоре предметом  многочисленных подражаний. Веньола  был, кроме того, автором многих фонтанов, в том числе одного из лучших ренессансных фонтанов – в городе Витербо, эффект которого основан на противопоставлении как бы растущих от земли каменных форм стекающим вниз по ним струям воды.

Огромный замок  Капраролла, построенный близ Витербо  для кардинала Форнезе, - мощное пятигранное  сооружение с величественным круглым  двором в центре, прекрасными интерьерами  и знаменитой круглой лестницей. Так возникло это сооружение наделено чертами почти гипертрофированной монументальности и представляющее уникальное в своем роде соединение укрепленного замка и великолепного  дворца, геометрически четкая масса, которого господствует над окружающим ландшафтом. Церковь Джезу, построена  Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала  большое влияние на последующие  развитие церковной архитектуры  и вне Италии. Виньоло развил намеченное еще Альберти сочетание широкого и высокого главного нефа с неглубокими  боковыми капеллами, достигнув большей  выразительности и цельности  главного пространства. Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил  развитие церковных фасадов в  эпоху барокко. [4 стр 300-320]

Одним из первых представителей Высокого Возрождения  в северной Италии явился Джулио Романо, лучший ученик Рафаэля не только в  живописи, но и в архитектуре, в  которой его значение еще не вполне оценено. Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под  Римом. Трудно определить личный творческий вклад Романо в архитектуру виллы, но в ее замечательном декоре и  росписях роль мастера был без  сомнения значительна. В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города. Он был начат в качестве полуутилитарного сооружения при знаменитом коневодческом хозяйстве герцогов Гонзага, для недолгих наездов которых имелось несколько жилых и парадных комнат, и только в процессе строительства превратился в великолепную резиденцию увеселительного типа. Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца. Это каре является лишь ядром большого ансамбля, включающего хозяйственные постройки, конный двор и обширный сад с бассейном и замечательными садовыми павильонами. Композиция ансамбля развивается по глубинной оси с запада на восток и завершается полукруглой в плане ордерной аркадой. Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе. Портал на противоположной стороне двора выходит на обращенную в сад лоджию, перекрытую цилиндрическим сводом, опирающимся на устои, каждый из которых образован четырьмя колоннами. По сторонам  центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные , по видимому , для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном). Воздушность аркады галерей и светлая оштукатуренная плоскость стены над ними резко отличают этот фасад от остальных, придавая ему легкость и сложную пространственную структуру, объединяющий его с садом, куда из главной лоджии переброшен мостик. Лепнина, орнаменты, фрески палаццо дель Те сильно отличаются от отделки виллы Мадама и интерьеров самого Рафаэля и Перуцци , указывая на отход от стиля высокого возрождения.

Джулио Романо, один из первых познакомивший северную Италию с достижением римского зодчества, в позднем периоде своего творчества изменяет простоте и правдивой тектоничности  своих ранних композиций. В архитектуре  его последних сооружений  – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе , фасад которого расчленен огромными гермами - пилястрами,  и корпус (так называемая Каваллериция ) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами,  - проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к  маньеристическим  тенденциям в архитектуре.

Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества  был Микеле Санмикеле (1484-1539). Несмотря на то, что он был на 15 лет старше Джулио Романо, начало самостоятельного творчества  Санмикеле относится уже к 1530г. Быть может, это объясняется тем, что годы его ученичества в Риме оборвались в самом начале подъема римского зодчества и что со многими его художественными достижениями и приемами мастер ознакомился уже позднее по внеримским  работам  Сангалло, Джулио Романо и других. Интенсивная строительная деятельность ( руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора. В качестве такого он поступает на службу Венецианской республики, для которой расширяет или возводит превосходные новые укрепления в самых различных местах, начиная с Венеции и кончая Кипром. С 1533 года Санмикеле  занят укреплением родного города – Вероны, где впервые раскрылась в полной мере его своеобразное дарование и зрелое мастерство и где сосредоточенно большинство его позднейших и более важных произведений. В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). В архитектуре этих сооружений видно дальнейшее развитие приемов, введенных в употребление Сангалло и Джулио Романо, применение ордерной системы к обратной стене и в то же время распространение рустовки на колонны.

В своих великолепных веронских дворцах Сан Микеле создал первые образцы нового типа зданий широко распространившегося  в европейской архитектуре в  последующие два столетия. Палаццо  Бекилаква в Вероне - характерный пример этих сооружений. Мощная рустованная стена внизу, а вверху – огромные арочные окна, обработанные наподобие античных триумфальных арок с изящным, иногда почти вычурным ордером, придают дворцам небывалое прежде великолепие. Палаццо Каносса и особенно Помпеи представляют более строгие примеры веронских дворцов мастера. Палаццо Гримане в Венеции – переработка того же архитектурного типа соответственно условием этого своеобразного города, в котором главные фасады зданий выходят на каналы: нижний этаж палаццо Гримане обработан не рустом, а пилястрами и включает открытую на Большой канал лоджию.

В дворцах Сан  Микеле необходимо отметить и более  глубокие качественные отличия: в то время как во всех предшествующих палаццо помещения статически располагались  вокруг двора, у веронского мастера  главным ядром сооружения служат нарядные помещения верхнего, второго  этажа, вокруг которых и завязывается вся композиция, торжественно разворачивающаяся  по пути гостей от входа ( в Венеции  причала) через парадную лестницу –  к пиршественному залу с огромными  окнами и – в Венеции – с  традиционной лоджией.

Информация о работе Архитектура Италии эпохи возрождения