Архитектура Италии эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Подробно рассмотреть особенности архитектуры Италии в эпоху Возрождения.
Задачи:
Дать характеристику понятию и эпохе Возрождения
Рассмотреть особенности эпохи Возрождения
Дать полную характеристику архитектуры Ренессанса в Италии
Сделать общие выводы

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2-3
I. Характеристика эпохи Возрождения……………………………………………..4-6
Роль искусства…………………………………………………………..6
Гуманизм………………………………………………………………...6
Периодизация и регионы…………………………………………….....7
Люди эпохи……………………………………………………………...7
Новые виды и жанры…………………………………………………...8
II. Характеристика архитектуры Италии…………………………………………...8-11
1. Архитектура раннего Возрождения……………………………………..11-12
2. Архитектура высокого Возрождение…………………………………....12-16
3. Архитектура позднего Возрождения……………………………………16-24
4. Строительные приёмы и формы…………………………………………24-29
5. Декоративные элементы………………………………………………….29-40
6. Памятники церковной архитектуры……………………………………..40-46
Заключение…………………………………………………………………………..47-48
Список литературы………………………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!.docx

— 680.48 Кб (Скачать файл)
  1. Периодизация и регионы.

Периодизация  Возрождения определяется верховной  ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время  служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», около 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (XIII в.), а также треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.) и чинквеченто (XVI в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (XIV-XV вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца XIV-XV вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. [4 стр. 165]

  1. Люди эпохи.

Закономерно, что  время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних  талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей -«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса.А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изоискусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир — если назвать лишь крупнейшие имена — не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

  1. Новые виды и жанры.

Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены.

 Формируются  типы абсолютно круглой, требующей  специального обхода статуи, конного  монумента, портретного бюста  (во многом возрождающие античную  традицию), складывается совершенно  новый тип торжественного скульптурно-архитектурного  надгробия. Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами, которой, являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания).

Характерные для  Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно  одухотворяют новые архитектурные  ансамбли, чей размах акцентирует  «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск. В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. [4 стр. 170]

II.Характеристика архитектуры Италии

Первые ростки культуры Возрождения в сфере  изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, в архитектуре  же они обнаружились только в начале следующего столетия.

Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV—XV веках  она была передовой страной, через  нее проходили в это время  торговые пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело  к развитию мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии быстро растут города — промышленные, такие, как Флоренция, портовые — Генуя, Венеция. Городская жизнь здесь носила развитые формы. Идеи гуманизма, характеризующие эпоху, нашли конкретное выражение в области литературы, философии, во всех сферах искусства.

Развитие архитектуры  Возрождения в Италии в течение XV—XVI вв. может быть разделено на три этапа:

- Ранний Ренессанс — XV век (1420—1500 гг.). Ведущим архитектором этого периода был Ф. Брунеллески (1377—1446), а основным центром — Флоренция.

- Высокий Ренессанс — первые три десятилетия XVI века. Ведущим архитектором становится Д. Браманте (1444—1514), а центр перемещается в Рим.

- Поздний Ренессанс — 1530—1580 годы. Ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475—1564).

Ранний период связан с провинцией Тоскана и  ее главным городом Флоренцией —  колыбелью искусства и архитектуры  итальянского Ренессанса. Первые сооружения с чертами нового стиля здесь  появились в начале XV века, в Северной Италии и Венеции они отмечаются лишь в середине столетия. Дальнейшее перемещение центра архитектурной  деятельности Италии в начале XVI века в Рим объяснялось ростом политической активности папства. Рим сохраняет  свою роль архитектурной столицы  Италии на протяжении последующих веков. Значительные архитектурные памятники  были созданы в XVI веке и в других районах Италии — на Севере и  в Венеции.

К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры  раннего Возрождения следует  отнести:

- аркаду на небольших  колонках (пяты арок опираются  непосредственно на капители  или же иногда на «вырезки»  антаблементов, в свою очередь  покоящихся на капителях);  
- филенки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру;

- лопатки или пилястры  с цепочным, канделябровым орнаментом; мотив руста — рваного или  фацетированного (на севере Италии) для обработки фасадных стен;  
- большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий (в Италии) и др.;

- в период зрелого  Возрождения — мотив римской  архитектурной ячейки, заменившей  аркаду раннего Возрождения, и  проч.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Это был период разложения феодального строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. Развитие культурной жизни Италии в  это время проходит под знаком выковывания буржуазной идеологии, создания новой гуманистической  культуры. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. Поэтому античные памятники внимательно изучались, формы их использовались при создании новых сооружений.

Архитектура возрождения  выросла в борьбе со старой готической архитектурой. На смену старым готическим конструкциям приходят новые формы, старые типы зданий вытесняются новыми сооружениями. Завоевывают свои права  иные, чем раньше архитектурно - композиционные приемы.

Все эти процессы происходили постепенно, в течение  длительного времени. Архитектура  возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода  – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Для раннего периода характерно смешение уходящих в прошлое готических форм с новыми, связанными с античностью. Архитектура зрелого периода  не содержит уже никаких элементов  готики, орнаментальные украшения применяются  в меньшем количестве, основное внимание уделяется архитектурным ордерам, пропорциям фасадов и их частей. Здания приобретают монументальный, величественный облик.

Не все области  Италии совершенно одинаковую архитектуру. В отличие от Флоренции и Рима с их несколько суровыми и замкнутыми сооружениями, северная Италии и соседняя с ней Венеция создают более  разнообразную, легкую и декоративную архитектуру.

Дворы палаццо  опоясывались в первом этаже открытой галереей. От основной, центральной  части двора эта галерея отделялась легкой аркадой на небольших мраморных  колоннах. Мотив аркады являлся по существу основным в итальянском  Ренессансе. Он применялся по всей Италии. Этот мотив можно наблюдать и  в архитектуре общественных зданий, и не только во внутренних дворах, но и на фасадах домов. Дворцы-палаццо Северной Италии, в отличие от флорентийских , римских и венецианских, двухэтажны. На их фасадах грубоколотые камни рустовки заменялись фацетированным , то есть граненым рустом. На фасадах не редко появлялись поэтажно расположенные пилястры сплошь покрытые ренессансным орнаментом античного происхождения. Вход во двор приобретал вид арочного портала. Он оформлялся по сторонам стоящими на пьедесталах колонками  или пилястрами, поддерживающими антаблемент. Выше антаблемента помещался дугообразный фронтон. Все эти части покрывались мелким орнаментом, архитектурными деталями. Подобные порталы характерны для северо-итальянского Возрождения. На фасаде того или иного североитальянского палаццо можно нередко наблюдать балкон. Чаще всего этот балкон располагается на углу здания, охватывая часть главного фасада и часть бокового. На самом углу высекался как бы навешенный на здание фамильный герб владельцев сооружения.  Палаццо Венеции, так же как и североитальянские , отличались большой декоративностью, но имели не два, а три этажа. Фасады их оформлялись полуколоннами, распределяющимися поэтажно. Первый ряд полуколонн размещался в пределах первого этажа и завершался антаблементом, второй и третий ряды соответсвенно находились на уровне вышележащих этажей. Такое применение ордеров характерно для всей архитектуры Возрождения и в Италии и в других странах.

Архитектура итальянского зрелого Возрождения сохранила  кубическую форму дома и замкнутый  внутри его двор, но отказалась от рустованной  поверхности фасада. Наряду с использованием античного мотива римской архитектурной  ячейки на фасадах начали применяться оконные наличники, украшенные по сторонам небольшими полуколоннами и увенчанные треугольными или лучковыми фронтончиками. Эти наличники рельефно выступали на гладкой поверхности фасадной стены.

Внутренние помещения  дворцов итальянского возрождения  имели четкую прямоугольную форму, темные дубовые балочные потолки, дубовые  панели и в наиболее парадных комнатах на стенах ковры – шпалеры или  даже сплошную геометризованную роспись, заменившую обои. В комнатах устанавливались  также большие богато декорированные камины. Мебель была дубовой, довольно тяжелой на массивных ножках. Главными принципами стиля итальянского Возрождения были симметрия планов и композиций зданий и равномерное распределение, размещение на равных интервалах друг от друга всех элементов фасада – окон, колонн, скульптурных деталей. Все это придавало сооружения простой четкий и гармоничный облик. [5 стр. 32-35]

  1. Архитектура Раннего Возрождения.

Начало Возрождения  в архитектуре связано с Флоренцией, достигшей к XV веку необычайного экономического расцвета. Здесь в 1420 г. началось возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре.  Работа была поручена Филиппо Брунеллески, сумевшим убедить городской совет в правильности конкурсного предложения. В 1421 году Брунеллески приступил к перестройке Сан-Лоренцо и сооружению при ней Старой сакристии – небольшой капеллы. Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями. В 1444 году по проекту Брунеллески было закончено крупное городское здание – Воспитательный дом. Портик Воспитательного дома интересен как пример сочетания колонн, несущих арки, с большим ордером обрамляющих пилястр. Брунеллески построил и капеллу Пацци – одно из самых изящных произведений раннего Возрождения. Здание капеллы, завершено куполом на невысоком барабане, открывается зрителю легким коринфским портиком с широкой аркой.

Во второй половине XV века во Флоренции строится много дворцов городской знати. Микелоццо в 1452 году заканчивает сооружение дворца Медичи; в том же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллали, Бенедетто да Майано и Симон Полайола возводят палаццо Строцци. Несмотря на определенные различия, эти дворцы имеют общую схему пространственного решения: высокое трехэтажное здание, помещения которого группируются вокруг центрального двора, обрамленного арочными галереями. Основной художественный мотив – обработанная рустом или декорированная ордером стена с величественными проемами и горизонтальными тягами, соответсвующими этажным членениям. Сооружение венчалось мощным карнизом. Стены выполнялись в кирпичной кладке, иногда с бетонным заполнением, и облицовывались камнем. Для междуэтажных перекрытий кроме свода применялись балочные деревянные конструкции. Арочные завершения окон заменяются горизонтальными перемычками.

Информация о работе Архитектура Италии эпохи возрождения