Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Новая эпоха утверждает возрождения античной культуры, античного образа жизни, античного мышления, отсюда и новое название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникает как интеграция развития средневековой культуры, а потому несет в себе еще и такие качества, которые не были характерными античности.

Содержание

Введение 3
1.Новые мировоззренческие принципы 4
2. Итальянское Возрождение 9
3. Северное Возрождение и Реформация 22
Заключение 32
Список использованной литературы. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_epokhi_vozrozhdenia.docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1.Новые мировоззренческие  принципы 4

2. Итальянское  Возрождение 9

3. Северное  Возрождение и Реформация 22

Заключение 32

Список использованной литературы. 33

 

 

Введение

Начиная с ХУ вв. в социально-экономической  и духовной жизни Западной Европы происходит ряд изменений, которые  ознаменовали начало новой эпохи, которая  вошла в историю под названием  эпохи Возрождения. Эти изменения  были связаны прежде всего с процессом секуляризации освобождения светской жизни от религии и церковных институтов и происходили сначала довольно медленно и по-разному протекали в разных странах Европы.

Новая эпоха утверждает возрождения  античной культуры, античного образа жизни, античного мышления, отсюда и  новое название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникает как интеграция развития средневековой культуры, а потому несет в себе еще и такие качества, которые не были характерными античности.

Важнейшей отличительной  чертой мировоззрения эпохи Возрождения  была ориентация его на искусство, на свободу индивидуальных способностей. Если средневековья было сориентировано на религию есть Возрождения - это  эпоха художественно-эстетическая. Когда в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, а  в средние века - бог и священная  идея спасения то в эпоху Возрождения  в центре внимания - человек.

 

1.Новые мировоззренческие принципы

Многие идеи эпохи Возрождения  зародились еще в XIII веке, когда основными  были идеи Фомы Аквинского. Но тогда  же в Италии зародились идеи, оппозиционные  господствовавшему в то время  схоластическому мировоззрению.

Первая особенность философии  эпохи Возрождения – ее антисхоластическая направленность. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она развивается независимо от нее и строится в основном на ином понимании средневековых принципов.

Другая особенность философии  Ренессанса - антропоцентризм. Если философия  Средневековья была теоцентрична (ставила в центр всего бога), то характерная особенность философской мысли Возрождения - человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном космического бытия.

Антропоцентризм стал основой  нового направления в философии  – гуманистического. В широком  смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который  провозглашает идею блага человека главной целью социального и  культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как  целостная система взглядов и  широкое течение общественной мысли  гуманизм возник именно в эпоху Возрождения.

Третья ее характерная  черта - создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу. Если в средневековье  Бог и природа, материя и форма  резко противопоставляются, то в  философии Возрождения наблюдается  их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где  Бог не творит мир из ничего, но растворен  в мире и является таким же вечным, как мир. В результате этих процессов  в философии Ренессанса вырабатывается новая картина мира, приводящая как  к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека.

Дальнейшая эволюция мировоззрений  эпохи Возрождения была тесно  связана с бурным развитием естественных наук, что даже вызвало новое течение  и новый термин - натурфилософию.

Таким образом, к характерным  чертам философии эпохи Возрождения  относятся следующие свойства. Во-первых, антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его  безграничные возможности и достоинство, что вызвало торжество индивидуализма. Во-вторых, оппозиционность к Церкви (как к организации, сделавшей  себя посредником между Богом  и верующими) и церковной идеологии (к застывшей, догматической, не связанной  с жизнью философии - схоластики). Далее, с развитием науки появляется принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли  вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности  Вселенной, развитие новых анатомических  знаний и т. д.). В философии перемещается основной интерес от формы идеи к  ее содержанию. Развивается социология - появляется большой интерес к  социальным проблемам, обществу и государству, широкое распространение принимают  идеи социального равенства.

В соответствии с этим основными  направлениями философии эпохи  Возрождения являлись гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское и  социально-политическое. Предметом  исследований гуманистического, неоплатонического  и натурфилософского направлений  были проблемы человека, бытия и  природы. Объектом исследования социально - политического направления философии  являлись проблемы общества, государства  и Церкви. Социально-политическое направление  подразделяется на реформационное, политическое, этическое и утопическо-социалистическое.

Эти направления развивались  не одновременно. В хронологическом  отношении развитие философии западного  Возрождения условно принято  разделять на три периода и  на три основных течения мысли:

1-й период (гуманистический,  или антропоцентрический): середина XIV - середина XV веков. 

2-й период (неоплатонический): середина XV – первая треть XVI века.

3-й период (натурфилософский): конец XVI - начало XVII века.

Термин «гуманизм» в переводе с латинского означает «человечность». Как уже отмечалось, к основным чертам гуманизма относились: антицерковная  и антисхоластическая направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, а также антропоцентризм - особое внимание к человеку и его деятельности. У истоков антропоцентрического гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1321). В своей бессмертной «Комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.

Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа  человека обуславливает и его  двоякое предназначение: внеземное  существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском  обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.

Таким образом, человек реализует  себя в земном предназначении и в  вечной жизни. Разделение земной и загробной  жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.

Теоцентризм средневековья «преодолевает» и Ф. Петрарка (1304-1374) и делает это с большей уверенностью, чем Данте Алигьери. Обращаясь к проблемам человеческого бытия, Ф. Петрарка заявляет: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое». Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти (1396-1459) в своем трактате «О достоинстве и превосходстве человека», где подчеркивается, что человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в своих деяниях.

Мировоззренческая .направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии — философии эпохи Возрождения.

Теоретическое основание  новой философии составили переводы классической античности. Очищая аристотелевские  тексты от средневековых «варваризмов», гуманисты возрождали подлинного Аристотеля, возвратив его наследие в систему  классической культуры. Благодаря филологической и переводческой деятельности гуманистов эпохи Возрождения, европейская  философия получила в свое распоряжение многочисленные памятники греческой  и римской философской мысли, а также их комментарии. Но последние, в отличие от средневековых, были ориентированы не на противостояние, а на диалог, взаимопроникновение земного, природного и божественного.

Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а  раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это относится как к  природе человека, так и к положению  человека в окружающем мире — мире природы и общества. Ценностям  средневековья гуманизм противопоставляет  ценности земного мира. Следование природе провозглашается обязательным условием. Аскетический идеал рассматривается  как лицемерие, состояние, противоестественное  природе человека.

Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо  она следует природе тела и  не может действовать без него. «В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания», — отмечает Казимо Раймонди (умер 1435). Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая дикость и варварство, человек прощается со своим ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние.

Человеческое в человеке — это всего лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от человека существенных усилий, культурной и творческой деятельности. В процессе жизнедеятельности природа дополняется  культурой. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до того, по чьему образу и  подобию он сотворен. Творческая деятельность человека является продолжением и завершением  божественного творения. Творчество, как атрибут Бога, включенное в  человеческую деятельность, становится предпосылкой обожеетвления человека. Благодаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным богом.

Мир и человек — творение Бога. Прекрасен мир, созданный для  наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслаждения миром. Но предназначение человека заключается  не в пассивном наслаждении, а  в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Таким образом, этика гуманизма, приписывая уму человека и его  деяниям атрибут божественности, противостоит средневековой этике  аскетизма и пассивности.

В качестве резюме можно  сказать, что философия гуманизма  «реабилитировала» мир и человека, поставила, но не решила проблему соотношения  божественного и природного, бесконечного и конечного. Решение этой онтологической проблемы стало содержанием неоплатонического  периода развития философии Возрождения.

2. Итальянское Возрождение

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).

Родоначальником гуманизма  единодушно считается поэт и философ  Франческа Петрарка (1304-1374). В его  творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других»  он решительно отвергает присущую Средневековью  схоластическую ученость, по отношению  к которой демонстративно провозглашает  свое якобы невежество, ибо считает  такую ученость совершенно бесполезной  дня человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется  принципиально новый подход к  оценке античного наследия. По убеждению  Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных  предшественников, а стремление подняться  до высот античной культуры и в  то же время переосмыслить и в  чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении  гуманизма к античному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии  должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию  на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями  Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи  Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый  человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его  поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал  себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в  корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый  подход к пониманию человека, в  котором огромную роль играет понятие  деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью  ее деятельности.

Ярким воплощением этого  подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

Информация о работе Эпоха возрождения