Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:02, реферат

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.
Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями

Вложенные файлы: 1 файл

эстетика.docx

— 50.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Возрождения – очень  важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую  историю европейских народов, возникшее  в недрах феодальной культуры, Возрождение  открывает принципиально новую  культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в  обществе.

На этой ранней стадии развития буржуазная идеология была идеологией прогрессивной и отражала интересы не только самой буржуазии, но и всех других классов и сословий, находившихся в подчинении изживающей себя феодальной структуры отношений.

Формирование буржуазной идеологии в эпоху Возрождения  характеризуется ориентацией на материалистическое истолкование законов  природы (принцип «природосообразности»), антропоцентризмом (человек рассматривается как венец Природы), рационализмом (человек познает окружающий мир и самого себя благодаря Разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является). Возникновение буржуазной идеологии приводит к постепенному разрушению средневековой концепции мира и человека, устанавливавшей непосредственную иерархическую связь не только между людьми, но и между человеком и всем сущим (концепция отношений «от камня до Бога»).

В то же время эпоха Возрождения  – это период разгула Инквизиции, раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших  на фоне формирования буржуазного индивидуал8изма. Это – совсем не период безоблачного торжества человечности над схоластической косностью, как иногда представляют себе время, деятели которого получили гордое имя гуманистов.

Религиозная жизнь Ренессанса по своей обширности необозрима, подобно  точной науке, хронологически связанной  с Возрождением, и в религии  совершается колоссальный переворот. Речь идет о зарождении в первой половине XVI века в Германии протестантизма, который, так же как и коперникианство, был продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомы8слия. Раньше церковь мыслилась как некоторого рода таинственный коллективный организм, в котором каждый его член имеет самое непосредственное общение с Христом. Теперь же все таинства обряда были отменены, а церковь превратилась в молитвенный дом, где уже ничего не оставалось, кроме пения молитв и слушания проповедей. Быть членом такого коллектива молящихся вне всякой церковной иерархии, которая производила себя от самих апостолов; и вне всяких таинств и обрядов, в которых непосредственно присутствовал сам Христос, – это и значило отколоться от католической церкви и стать протестантом. Таким образом, протестантизм появился как результат столь огромного развития начал свободомыслия эпохи Ренессанса, что он стал подлинным и настоящим самоотрицанием Ренессанса. В этом смысле и коперникианство, и протестантизм представляют собой явления одного порядка.

Глубокий переворот, переживаемый ренессансной Европой, не мог не коснуться  и католической церкви. С одной  стороны, папы, разделявшие античные интересы соотечественников гуманистов, способствовали собиранию древних  рукописей и толкованию античной философии, занимались меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собственные  земельные, экономические  и  властные приоритеты, способствовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой Европы к положению первого среди равных  светских  дворов в многочисленных королевствах тогдашней Италии. Кроме того, Рим  не  забывал  своих  интересов  и за пределами Италии и по возможности удерживал в своих руках все идеологические влияния.

Соседство  государств,  несовместимое,  на  первый  взгляд, оказывается  внутренне связанным  той общей почвой христианской культуры, на которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя политическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчиненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участвующий в национальных и гражданских войнах.

Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как для католической  церкви, которая  поспешила внести большую часть шедевров гуманизма в «Индекс запрещенных книг», так и для протестантов. Таким образом, еще раз обнажился глубоко противоречивый  характер  гуманистической  культуры, как  в ее отношениях с недавним культурным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными наследниками.

Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы  практического творчества человека, мимо которого проходила до этого  европейская культура. Речь идет о  художественном творчестве. Конечно, и  в Античности, и в Средневековье  создавалось искусство, однако ни в  той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз глядев в человеке – создании  Божьем  высшую способность к самостоятельному творению, нашли в художниках  не  только  своих единомышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или художник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изобретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл «тонким изобретением», но любое конструирование – механический, мы бы теперь сказали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные способности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да Винчи, Микеланджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера  и многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника,  архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуальным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессансной литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало литературе Нового времени – авантюрному, психологическому, реалистическому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической поэзии.

И гуманисты, и реформаторы  по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими  же  и  были  найдены  слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия – эпоху Нового времени. И те, и другие предвидели и старались  по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.

Все изменения явились  необходимыми и достаточными условиями  для того, чтобы Европа вступила в Новое время – время страшных событий, новых социальных бурь и  катаклизмов, первых буржуазных революций, колониальных войн и освоения новых  земель.

Со временем же и идеалы гуманизма, и практицизм протестантов в равной степени вошли в культуру Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философские социально-этические  теории и наука эпохи возрождения.

 

Стремление осознавшей свою силу буржуазии получить доступ к  политической власти привело к формированию особой идеологии. Ее характерные черты: интерес к природе, стремление эмпирически  познать и исследовать ее законы, антропоцентризм, рационализм, – перекликаясь с идеями необычайно популярных в  тот период античных авторов, находят  воплощение в философских учениях  эпохи Возрождения.

Новая картина мира требовала  философского осмысления. Для многих ученых успехи науки являлись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик  Рене Декарт (1596-1650 г.г.) создал новую  картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мир  представлялся ему огромным механизмом, движение которого определено Богом  – «великим геометром», как называл  его Декарт.

Английский ученый и политик  Ф. Бэкон (1561-1626 г.г.) в своем знаменитом труде “Новый Органон” доказывал, что окружающий мир, природу следует  изучать, доверяя только опыту, научному эксперименту. Ему же принадлежит  идея, которой суждено было сыграть  ключевую роль в интеллектуальной жизни  XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения.

Николай  Кузанский, будучи  не только кардиналом и философом, но также математиком  и естествоиспытателем, изучая законы природы, не противопоставлял Бога земному миру, но  указывал  на их тесную взаимосвязь. Интересны  также его рассуждения о человеке, которого  он  рассматривал  как  микрокосм – миниатюрное творение всей природы, гармонично в него вписывающееся.

Глубокий интерес к  природе, характерный для людей  этой эпохи, закладывает основы  натурфилософии. Учение  это  обосновывалось  как  с  умозрительных позиций, так и с точки  зрения  эмпирического  познания (так создавали теории Н. Коперник, Д. Бруно, Леонардо  да  Винчи, а позже Ф. Бэкон сформулировал  основы эмперико-индуктивного метода познания).

Для философии Возрождения  характерна пантеистическая тенденция; именно проповедь безличного начала и является тем, что привело цветущий Ренессанс к падению. Наиболее ярко пантеизм проявился в трудах Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы.

Так, для учения Телезио характерно то, что и бог, и его творение, включая бессмертную человеческую душу и целесообразно построенную природу, оказываются безличными началами.

У Патрици выше всего свет, а все мироздание вместе с человеком и материальными вещами есть только иерархийная эманация этого первосвета, т.е. перед нами неоплатонизм.

Бруно создал одну из самых  глубоких и интересных форм пантеизма  в Италии XVI века; в основе его учения о красоте божественной вселенной и, следовательно, о красоте каждого отдельного элемента такой вселенной, героически стремящегося слиться с божеством (оно же тут и материальная вселенная), лежит основной онтологический принцип – все во всем (этот принцип используется в науке XX в.).

Весьма противоречива  пантеистическая система Кампанеллы, так как в ней выступает  самый настоящий монотеистический бог и вместе с тем провозглашается  полная свобода чувственного восприятия человека, полная свобода основанной на нем логики, гносеологии и науки, а тем самым и полная независимость  от божества и его установлений. Противоречия системы Кампанеллы и  его заигрывания с точными  науками, в которых он мало что  понимал, свидетельствуют как о  прогрессирующем развале Ренессанса, так и о прогрессирующем становлении  новейшего естествознания.

Одним из самых ярких явлений  эпохи Ренессанса в традиционном изложении обычно представляется гелиоцентрическая  система Коперника и учение о  бесконечных мерах Джордано Бруно. Тем не менее, открытие Коперника  было передовым и революционным  событием для последующих веков, но для Ренессанса это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания. Дело в том, что Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человека, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой. Но Коперник и Бруно превратили Землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной Землей и вечно подвижным небесным сводом. Но теперь оказалось, что Земля – это какое-то ничтожество, а никакого неба и вообще не существует. Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая для него была образцом его творений, а сам он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю – Великому художнику. Но вместе с великими открытиями Коперника, Галилея и Кеплера все это могущество человека рухнуло и рассыпалось в прах. Возникла картина мира, в которой человек превратился в ничтожество с бесконечно раздутым рассудком и самомнением. Таким образом, гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием.           

Именно в данный период появляется такое направление как  утопический социализм, основоположником которого был известный политический деятель Томас Мор, в 1516 году опубликовавший  свою «Утопию». В ней он рассматривал социально-экономические проблемы современной ему Англии и предлагал  свое видение общественного устройства.

Параллельно растет недовольство католической церковью и римской  «счетной камерой», собиравшей  доходы  из всех католических стран; особенно серьезным было положение в Германии, княжества которой входили в  Священную Римскую империю, причем деятельность папских сборщиков  не была ограничена централизованной властью.

Попыткой  преодолеть  противоречия раннебуржуазной культуры, а также традиционное  влияние католической церкви стала идеология нового движения в за альпийской Европе, получившего  название Реформации. Появление учения, где «дорогая» католическая церковь объявляется отошедшей от идеалов раннего христианства, получает широкую поддержку: немецкие  феодалы  видят  возможность  уйти  от  тягостных  сборов, не теряя при этом истинного контакта с Богом, и в 1526 году требуют, чтобы Шпейерский Рейхстаг принял  постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных.

Реформация началась в  Германии и связана с именем Мартина  Лютера (1483-1546 г.г.), августинского священника, профессора аристотелевской диалектики Виттенбергского университета. В ходе Реформации возникла новая церковь и новое вероисповедание в рамках  христианской  веры – протестантизм. Это название, вошедшее в историю, возникло на Шпейерском  рейхстаге 1529  года, где сторонники Лютера выступили с протестом против отмены решения этого же рейхстага 1526 года о предоставлении права выбора вероисповедания населению их  территории. Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютера. В День  всех святых – 31 октября 1517  года – Лютер прибил на дверях дворцовой церкви  в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, в которых оспаривал право церкви  отпускать грехи человека  путем продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью.

Идея божественного предопределения, согласно которой возможность спасения определялась не положением человека, но закладывалась при его рождении (этот тезис лишал смысла сословные  привилегии феодального общества и  давал буржуазии обоснование  притязаний на руководящую роль в  политической жизни) обеспечила движению Реформации широкую поддержку «третьего  сословия» и быстро  распространилась  в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564 г.г.), которого прозвали «женевским папой». В то же время под предводительством Т. Мюнцера в Германии в движение Реформации активно включаются и народные массы, увлеченные идеей «возвысить земную жизнь до небес», очистив от зла, что сопровождалась Крестьянской войной (1524 – 1525 г.г.), которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья.

Информация о работе Эпоха Возрождения