Архитектура эпохи Возрождения в Португалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:18, реферат

Краткое описание

Уже со времени средневековья сложились определенные отношения между двумя странами Пиренейского полуострова — занимающей его основную часть Испанией и маленькой, целиком обращенной к океану Португалией. Испания постоянно стремилась подчинить себе соседнее государство. II тем не менее к началу 16 столетия Португалия сумела не только сохранить политическую и экономическую самостоятельность, но и во многом опередить Испанию. Уже в 14 в. Португалия, которую Ф. Энгельс называл «Иберийской Голландией», активно участвовала в западноевропейской морской торговле. В Португалии раньше, чем в Испании, была преодолена феодальная раздробленность и к концу 14 в. сложилась единая монархия.

Содержание

Введение 3
Архитектура эпохи Возрождения в Португалии 4
Заключение 13
Список использованных источников 14

Вложенные файлы: 1 файл

история архитектуры.docx

— 994.66 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

 

 

ГОУ ВПО Кубанский  государственный технологический  университет

(КубГТУ)

 

 

 

 

Кафедра архитектуры  гражданских, промышленных зданий и  сооружений

 

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

 

 

РЕФЕРАТ

на  тему: Архитектура эпохи Возрождения в Португалии.

 

 

 

 

 

Факультет МИППС

Студента 1 курса

Группы СТ-1

Специальность 270800

Шифр зачетки 08-ЗСс-135

Разработал  Мешков А.Н. 

Проверил: Данилеян А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Краснодар 2013 г.

 

Содержание

 

Введение             3

Архитектура эпохи Возрождения  в Португалии     4

Заключение            13

Список использованных источников       14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Целью данной работы – изучить особенности  архитектуры Португалии в эпоху Возрождения, рассмотреть основные этапы ее возникновения и развития, а также влияние социально-политической сферы.

 

Уже со времени  средневековья сложились определенные отношения между двумя странами Пиренейского полуострова — занимающей его основную часть Испанией и  маленькой, целиком обращенной к  океану Португалией. Испания постоянно  стремилась подчинить себе соседнее государство. II тем не менее к  началу 16 столетия Португалия сумела не только сохранить политическую и  экономическую самостоятельность, но и во многом опередить Испанию. Уже в 14 в. Португалия, которую Ф. Энгельс называл «Иберийской  Голландией», активно участвовала  в западноевропейской морской торговле. В Португалии раньше, чем в Испании, была преодолена феодальная раздробленность  и к концу 14 в. сложилась единая монархия. Однако ничто так не способствовало выдвижению Португалии среди других стран Европы, как ее первостепенная роль в Великих географических открытиях  этой эпохи. Отважный и предприимчивый народ неудержимо устремился на освоение далеких земель. Одновременно с продвижением на Восток португальцы проникли далеко в Атлантический океан. Так, в  начале 16 в. в результате поистине триумфальных географических открытий Португалия в  чрезвычайно краткий исторический срок превратилась в огромную колониальную державу, владевшую землями от Бразилии до Индонезии. Торговые связи португальского купечества простирались до Китая и  Японии. Суда, груженные золотом, слоновой костью и живым товаром — неграми-рабами из Африки, пряностями, драгоценными камнями, жемчугом, тканями и коврами из Индии, Индонезии и с Цейлона, чаем и фарфором из Китая, направлялись в Лиссабон, который был тогда, по существу, общеевропейским складом  восточных товаров.

Стремительный и кратковременный подъем Португалии, который охватывает приблизительно одно столетие (от середины 15 в. до середины 16 в.), составляет Эпоху португальского Возрождения. Данный период обычно справедливо  называют культурой времени «великих морских открытий». В поэзии, особенно в творчестве великого португальского поэта Луиса Камоинша (1524—1580), в  живописи и архитектуре ярко отразился  дух этой героической эпохи, насыщенной новыми, необычными впечатлениями.

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура эпохи Возрождения  в Португалии.

 

Эпоха высшего могущества Португалии вызвала интенсивное строительство. Стремление к преизбытку роскоши  и вместе с тем к созданию фантастически  причудливого образа, как бы навеянного впечатлениями европейца, впервые  увидевшего новый мир и неизвестные  страны, отличает португальскую архитектуру  стиля мануэлино — одну из самых  своеобразных страниц в истории  национального искусства.

Особенностью  в этой стране стал португальский  готический стиль "мануэлино" (его  еще именуют "канатным"), названный  по имени короля Мануэля I и сильно отличающийся от всего, что можно  увидеть в других местах Европы. В нем используются непривычные  для архитектуры морские мотивы - всевозможные канаты, якоря, кораллы, а также крест ордена рыцарей  Христа. Самое впечатляющее архитектурное  сооружение столицы Португалии Лиссабона, выполненное во всем блеске вычурного  и изящного стиля мануэлино - кремовато-белый  монастырь Жеронимуш.

  Еще одним шедевром в стиле мануэлино является Беленская башня. Трудно представить, что этот ажурный белый замок на воде служил сторожевой крепостью, таможней и тюрьмой. К сожалению, Жеронимуш и Беленская башня - единственные крупные памятники эпохи великих открытий, сохранившиеся в Лиссабоне со времен небывалого для Европы землетрясения в 1775 году.  

Вторая  отличительная черта в архитектуре  Португалии - это облицовка не только дворцов и соборов, но и некоторых  жилых зданий (причем как внутри, так и снаружи) изразцами. Это  искусство - по существу, национальное искусство Португалии, - называется "азулежуш" и в нем используются, как правило, белый и синий  цвета, напоминающие гжель. 

В архитектуре мануэлино сочетаются элементы готики, мавританского зодчества, отчасти Ренессанса и экзотические декоративные мотивы. Стиль этот во многом напоминает архитектуру испанского платереска, особенно его ранней стадии. Здесь основные новшества относятся  также к решению внешнего облика здания. Как и в Испании, наследие мавританской культуры является тем  главным носителем светского  начала, к которому обратились зодчие в поисках нового образа. Вместе с тем в своеобразном налете ориентализма, присущем португальским постройкам, чувствуются далекие отзвуки  архитектурных традиций таких стран  Востока, как Индия. Сходно с платереском  и плоскостное понимание стены, контрастирующей с насыщенными  пятнами декора. Однако архитектура  мануэлино более внушительна  и монументальна, формы ее убранства  в целом динамичнее и сочнее, чем  в испанском «ювелирном» стиле. Как удачно заметил один исследователь, архитектурный узор проемов напоминает у испанцев плетения из кружев, у  португальцев — из веревки. Но основное отличие — это необычный, фантастический как по общему впечатлению, так и по отдельным мотивам облик португальских зданий.

Цистерцианское  аббатство в Алькобасе (начало строительных работ – 1178) – один из самых выдающихся и лучше всего сохранившихся  памятников ранней готики в Португалии. Однако главный свой вклад в развитие средневековой архитектуры Португалия внесла позднее. В 13 – 14 веках инициаторами развития архитектуры здесь оставались главным образом монашеские ордена.

Две главные  постройки той эпохи связаны  с именем мастера-каменщика Домингеса  Домингеса, который явно пользовался  королевским покровительством. В 1308 – 1311 годах он построил клуатр в  Алькобасе и более значимую в  архитектурном отношении церковь  Санта-Клара-а-Велью в Коимбре (освящена в 1330). Для португальской готики, по духу преимущественно консервативной, в начале 14 века характерен массивный  внешний вид зданий, все еще  близкий к романскому типу. Именно так выглядит снаружи церковь  Санта-Клара. Что касается интерьера  этого трехнефного храма без  трансепта, то он, впервые в истории  португальской архитектуры, был  полностью перекрыт сводами (в центральном  нефе использованы цилиндрические своды  со стрельчатыми арками); правда, бросается  в глаза, что техника эта еще  плохо освоена. Странно представить, что это здание, на 5 метров занесенное песками реки Мондегу, позднее послужило  толчком к развитию португальской  псевдоготики.  
При короле Афонсу 4 (1325 – 1357) к романскому собору в Лиссабоне, несколько раз пострадавшему от землетрясений, было решено пристроить новую алтарную часть. Первоначально предполагалось, что восточная оконечность собора будет состоять из высокого и узкого двухъярусного хора и деамбулатория с венцом многоугольных капелл. В 15 веке этот план был реализован в исправленном варианте. Единство свода, перекрывающего деамбулаторий, подчеркнуто непрерывным продольным ребром. Снаружи массивные контрфорсы выступают далеко за плоскость внешних стен – явная попытка уберечь здание от новых землетрясений. 
Примечательные постройки были воздвигнуты также в Алентежу – области к югу от Лиссабона. Особенно интересен клуатр собора в Эворе, строительство которого началось после 1350 года. Четыре крыла, окружающие его, перекрыты круто уходящими ввысь нервюрными сводами. Травеи здесь также связаны воедино продольным ребром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Бойтак. Внутренний двор

монастыря в Баталье. Начало 16 в.

Качественным  скачком в развитии португальской  архитектуры стало возведение монастыря  в Баталье.  Этот доминиканский монастырь с королевской заупокойной часовней ознаменовал возвышение новой Ависской династии, которая правила вплоть до прихода к власти Филиппа 2 (1598 – 1621). Монастырский комплекс расширялся и дополнялся новыми постройками вплоть до середины 16 века и, таким образом, в нем отразилось несколько эпох истории архитектуры в Португалии. Первый этап строительства начался в 1388 году; работы проводились по общему проекту Афонсо Домингеса, дополненному планом трехнефной церкви с трансептом и пятью капеллами.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В основе этого строения – тип храма, вполне характерный для нищенствующих  орденов, но пропорции его необычны: длина здания – 80 м, ширина – 22 м, высота – 32,5 м. По своим масштабам оно  явно ориентировано на образец монастырской церкви в Алькобасе.

В начале 16 в. средневековые сооружения расширялись и украшались новыми пристройками. Архитектор Бойтак (ум. в 1510 г.) богато оформил внутренний двор средневекового монастыря в Баталье. В том же монастыре Бойтак и  Матвиш Фернандиш (умер в 1515 г.) создали  роскошную так называемую Незаконченную  капеллу. В Томаре, в монастыре  св. Креста, к романской ротонде  тамплиеров зодчим Диогу ди Арруда, работавшим в 1508 —1531 гг., был пристроен  новый неф — один из самых выразительных  памятников мануэлино. Это двухэтажное  здание с выступающими по углам 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Диогу ди Арруда. Монастырь св. Креста в Томаре. 1508-1531 гг.

северного фасада подобиями контрфорсов. Гладкая поверхность массивных  стен оттеняет сложное убранство  окон, ограды кровли и боковых выступов. У основания контрфорсов каменная резьба в виде переплетающихся водорослей переходит как бы в нагромождение кораллов, которые образуют выше прихотливый силуэт башенных завершений. Совершенно необычно оформление розы второго этажа северного фасада. В обрамлении круглого оконного проема изображено некое подобие раздуваемого ветром паруса, сдерживаемого перехватами морского каната. Еще более причудлив декор помещенного в центре нижнего этажа прямоугольного окна. Наросты кораллов, извивающиеся водоросли, орнамент из листьев пробкового дуба, якорные цепи, странные, трудно объяснимые формы, словно навеянные таинственным миром океана,— все это, перевязанное запутанными, взбухающими узлами каната, создает грубовато-сочное словно охваченное внутренним напряжением обрамление окна. Не считаясь с тектоникой здания, его пересекают горизонтальные тяги то в виде гладких, то с нанизанными на них поплавками мощных канатов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.  Диогу д и Арруда.                  

Монастырь св. Креста в Томаре. Окно.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Франсишку ди Арруда. Башня Белем. 1515-1520 гг. Общий вид.

Наряду с расширением старых зданий в Португалии развернулось строительство  церквей, монастырей и дворцов. Оборонительное назначение имела башня св. Винсента, или башня Белей (1515 —1520), расположенная  в широком устье реки Тахо у  впадения в океан. Ее создатель —  брат Диогу, Франсишку ди Арруда (ум. в 1547 г.). Квадратная, по-романски мощная башня расположена на каменной платформе, передний край которой выдвинут в  водное пространство. Типичное для  архитектуры мануэлино впечатление массивности здания и вместе с тем прихотливости его общего силуэта присуще этой постройке, богато украшенной зубцами, дозорными башенками, окнами, балконами и открытой лоджией. Словно неприступный страж, высится башня у входа в португальскую столицу, рядами выставленных вперед щитов, которые образуют гербы церковного ордена на крепостных зубцах, защищая расположенный рядом монастырь Белей. И в то же время образ белокаменной причудливой башни, омываемой океанскими волнами, по-восточному сказочен, полон особой морской романтики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Жуан ди Каштилью. Монастырь иеронимитов в Белеме. Внутренний двор. После 1517 г.

Монастырь иеронимитов в Белеме, усыпальница королей и героев Португалии — крупнейшая постройка  начала 16 в. Сооружение его было начато в 1502 г. архитектором Бойтаком, а в 1517 г. продолжено талантливым зодчим Жуаном ди Каштилью (умер в 1552 г.). В творчестве Каштилыо сильнее проявились элементы собственно ренессансной архитектуры, которые органически слились  с элементами стиля мануэлино. Особенно интересен квадратный, со стороной в 50 м внутренний двор монастыря. Торжественный  ритм охватывающей обширное пространство клуатра двухъярусной ренессансной аркады с ее богатейшей резьбой из бледно-золотистого камня, сочетание  крупных и более мелких дробных  форм, типичная для мануэлино сочность и пышность декора создают один из самых впечатляющих образов среди  произведений архитектуры подобного  типа на Пиренейском полуострове.

В новом стиле возводились в  Португалии и гражданские сооружения. С середины 15 в. летней королевской  резиденцией стал расположенный  в скалистых горах дворец в  Синтре. Ансамбль Синтры, называемый португальской  Альгамброй, представляет собой живописное нагромождение различных построек, необычайный облик которого усиливают  высокие конусообразные вытяжные трубы  дворцовых кухонь. Фантастический, нарядный характер дворцу в Синтре сообщают пристройки Эпохи мануэлино, а также обильно украсившие его интерьеры поливные изразцы (азулежо), производство которых, заимствованное у мавров, широко развилось в Португалии.

К середине 16 столетия национальный стиль  мануэлино был вытеснен итальянизирующим направлением, представителем которого был португальский зодчий Диогу  ди Торралва (1500—1566). Однако произведения собственно ренессансных форм не отличались в португальской архитектуре  ни особой самостоятельностью, ни высоким  художественным совершенством. Печатью  провинциализма и подражательности отмечена сооруженная Диогу ди Торралва церковь Милосердия в Эворе (1530—1537). Большей зрелостью обладает другая постройка мастера—внутренний двор монастыря св. Креста в Томаре (1562).

Португальская скульптура первой половины 16 в. в основном имела декоративное назначение и была подчинена архитектуре, особенно в постройках мануэлино. И  здесь ренессансные мотивы постепенно становились ведущими. Главными проводниками традиций Возрождения в скульптуре были работавшие в этот период в  Португалии французские мастера. Их произведения свидетельствуют о  том, насколько сильно под воздействием местной художественной среды изменялись на почве Португалии традиции французской  пластики.

Информация о работе Архитектура эпохи Возрождения в Португалии