Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:52, творческая работа

Краткое описание

Целью своей работы считаю необходимость показать особенности философии эпохи Возрождения, которые отличают ее от философских мыслей предыдущих времен.
Задачи:
- рассмотреть особенности философии и основные направления философии эпохи Возрождения;
-узнать о наиболее выдающихся представителях эпохи, рассмотреть их мысли, взгляды.
- выявить основные идеи философии Ренессанса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Особенности философии эпохи Возрождения ………………………………4
Основными направлениями философии эпохи Возрождения……..……….5
Гуманизм ………………………………………………………………………..7
Неоплатонизм……………………..…………………………………………….9
Натурфилософские идеи……………………………………………………....11
Социально-политическая философия эпохи Возрождения………………...13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы …………………………………………………………....20

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

 

 

 

 

 Факультет педагогики, психологии и управления

Кафедра дошкольной педагогики

Творческая работа на тему:  «Эпоха Возрождения»

 

 

                                              

 

 

 

                                              Работу выполнила студентка

                                                  2 курса заочного отделения  ДПП-10

                                                  Иванова Л.Г.

                                               Проверила: О.Ю. Марковцева

                                     

   

 

                                  Ульяновск,  2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Особенности философии эпохи  Возрождения ………………………………4

Основными направлениями философии эпохи Возрождения……..……….5

Гуманизм ………………………………………………………………………..7

Неоплатонизм……………………..…………………………………………….9

Натурфилософские идеи……………………………………………………....11

Социально-политическая философия эпохи Возрождения………………...13

Заключение……………………………………………………………………..19

Список литературы …………………………………………………………....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важным этапом развития  философской  мысли  является  философия  эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных  сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на  дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с  XIV  по  начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового  феодализма.  Исходя  из того, что эпоха Возрождения является периодом,  отличным  от  Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их  связи  и  точки соприкосновения.

Философская мысль Возрождения  создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог  растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается  совечным миру и сливающимся с  законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.

Целью своей работы считаю необходимость показать особенности философии эпохи Возрождения, которые отличают ее от философских мыслей предыдущих времен.

Задачи:

- рассмотреть особенности философии и основные направления философии эпохи Возрождения;

-узнать о наиболее выдающихся представителях эпохи, рассмотреть их мысли, взгляды.

- выявить основные идеи  философии Ренессанса.

Данную работу считают  актуальной, потому что представители  эпохи Ренессанса оставили значительный след в истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности философии  эпохи Возрождения 

 

"Величайшим прогрессивным  переворотом" явилась эпоха  Возрождения, ознаменовавшаяся достижениями  во всех областях культуры. Поэтому  неудивительно, что для философской  мысли этого периода характерны  несравненные глубина, богатство  и многообразие. Ренессансная философия  пришла на смену многовековому  господству схоластики, разработавшей  систему искусственных, формальных  аргументов для теоретического  оправдания догматов церкви.

Философия эпохи Возрождения  теснейшим образом связана с  развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых  приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно  более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области  естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение  научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.

Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике, обращение  к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе  чертей) и заменой их свидетельствами  естествознания, представлением о единой природе и идеей о посюсторонности  человеческой культуры. Если для средневековых  схоластов все уже было сказано  в Священном писании, то мыслители  новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и  вечными. Они считали, что изучать  природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем  всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений. Также философию  Возрождения отличает ярко выраженный антропоценризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным  звеном всей цепи космического бытия.

С точки зрения это философии  истинно не то, что считалось истиной  в течение столетий, не то, что  сказано Аристотелем или Фомой  Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет  играть роль "служанки" богословия.

 

Основными направлениями  философии эпохи Возрождения  являлись:

 

• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монтер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Последние три течения  принято объединять под общим  названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.

 К характерным  чертам философии эпохи Возрождения  относятся: 

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности  и достоинство;

• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание  не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между  Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

• перемещение основного  интереса от формы идеи к ее содержанию;

• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли  вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности  Вселенной, новые анатомические  знания и т. д.);

• большой интерес к  социальным проблемам, обществу и государству;

• торжество индивидуализма;

• широкое распространение  идеи социального равенства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм 

К основным чертам гуманизма относились:

• антицерковная и антисхоластическая направленность;

• стремление уменьшить  всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его  силы, величия, возможностей;

• жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая  философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты  одновременно были писателями. К ним  прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

 

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

• восхваляет человека;

• отходит от трактовки  человека исключительно как божественного  создания;

• признает за человеком  наличие как божественного, так  и природного начала, которые гармонируют  друг с другом;

• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Тем же духом пронизаны  иные произведения Данте ("Новая  жизнь" и т. д.).

 

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;

• человеку принадлежит  свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и  свои силы, имеет для этого достаточный  потенциал;

• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно  добиться лишь в памяти людей;

• человек не должен приносить  себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

 

Лоренцо Валла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":

• ниспровергал церковные  авторитеты;

• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

• в центр мироздания ставил человека;

• верил в возможности  человека и его разум;

• отвергал аскетизм и самоотрешение;

• призывал к активному  действию, борьбе, смелости в изменении  мира;

• был сторонником равенства  мужчины и женщины;

• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неоплатонизм

 — идеалистическое  направление в философии, которое  ставило своей целью строгую  систематизацию учения Платона,  устранение из него противоречий  и его дальнейшее развитие. Особого  расцвета неоплатонизм достиг  в эпоху Возрождения, в XV в.

 

Теоретики неоплатонизма:

• противопоставляли сложившейся  и чрезмерно систематизированной  схоластической философии новую  философскую систему, основанную на идеях Платона;

• предложили новую картину  мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

• не отрицали божественную природу человека, но в то же время  рассматривали его как самостоятельный  микрокосм;

• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии  и созданию целостной мировой  философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все  имеющиеся философские направления.

 

Наиболее известными представителями  неоплатонизма эпохи Возрождения  являлись Николай Кузанский и  Джованни Пико делла Мирандола.

Информация о работе Эпоха Возрождения