Речевые нарушения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 07:48, реферат

Краткое описание

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы.

Вложенные файлы: 1 файл

дефектология 6.docx

— 89.68 Кб (Скачать файл)

 

Небная занавеска либо ослаблена, либо чрезмерно напряжена, и речь приобретает носовой оттенок.

 

Из-за пареза мускулатуры диафрагмы, бронхов, легких речевое дыхание  осуществляется неправильно. Много  воздуха во время говорения уходит "впустую", его не хватает до конца фразы.

 

При дизартрии также могут проявляться  нарушения темпа и ритма речи (патологическое убыстрение, "спотыкание", "рваная" речь с неожиданными выкриками  и др.).

 

Перечисленные расстройства произносительной сферы могут сопровождаться неречевыми симптомами: повышенное слюноотделение, поперхивание при еде, насильственные смех или плач.

 

Указанные нарушения проявляются  в разной степени и зависят  от характера и тяжести поражения  нервной системы: от легкой "смазанности" до полной невозможности речи. В каждом случае необходимы обследование невропатолога и логопеда для определения вида дизартрии и, соответственно, характера речевых нарушений.

 

Работу по преодолению этих расстройств  нужно вести под контролем  логопеда. Каждое занятие обычно начинается с массажа. Как показывает практика, его применение сокращает сроки  речевой работы в несколько раз. Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус  мышц, координирует их движения, оказывает  благоприятное воздействие на нервную  систему.

 

Эти нарушения обозначаются термином "дислалия".

 

Дислалия -- это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата [13, C. 85]. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

 

Эти нарушения проявляются в  дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, в  их пропусках.

 

Основной целью логопедического  воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить их, нужно уметь узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

 

Как правило, дизартрия не является следствием патологических изменений  корковых центров. Больные с дизартрией в состоянии понимать услышанное, читать и писать, хотя и не могут произнести членораздельно ни одного слова.

 

Спастическая и ригидная дизартрия  встречаются чаще яаретической. Патологические процессы, в которые вовлекается кортико-бульбарный путь, обычно вследствие сосудистой патологии или поражения двигательного нейрона, одномоментно или постепенно приводят к псевдобульбарному параличу. У больного, ранее перенесшего малый инсульт с односторонним поражением коротико-бульбарных волокон, могут не возникать расстройства речи и глотания, так как все мышцы, иннервируемые ядрами продолговатого мозга, по-видимому, представлены в коре головного мозга с обеих сторон. Если развивается инсульт, поражающий оставшийся кортико-бульбарный путь и, возможно, кортико-спинальный путь на уровне моста, среднего мозга или внутренней капсулы, у больного возникает анартрия или дизартрия и дисфагия. Кроме того, часто развивается двусторонняя слабость мимической мускулатуры. В отличие от бульбарного паралича при поражении периферических двигательных нейронов это состояние не влечет за собой атрофии или фасцикуляций в парализованных мышцах; оживляются челюстной и другие лицевые рефлексы; сохраняются рефлексы с мягкого неба; отмечает плохой контроль за эмоциями (патологический смех и плач); временами возникает периодическое (чейн-стоксово) дыхание [6, C.98]. В случае поражения только лобной покрышки расстройство речи может характеризоваться изолированной дизартрией, обычно без изменений эмоциональной сферы. Вначале может отмечаться тотальная анартрия и афония, но если состояние больного начинает улучшаться или поражения не столь обширны, речь становится замедленной, хриплой и неразборчивой, напоминающей таковую при неполном бульбарном параличе.

 

Афазией называют состояние, при котором  возникает в основном потеря продуктивной речи и/или понимания обращенной речи. Она возникает вследствие приобретенных  поражений головного мозга. Чаще возникает менее выраженное расстройство, называемое дисфазией.

 

Большинство поражений, приводящих к  афазии, затрагивает область, окружающую сильвиеву борозду (лобную, височную и теменную) доминантного полушария, т. е. левую сторону у правшей. Локализация поражения может быть установлена с помощью компьютерно-томографического (КТ) или магнитно-резонансного (МРТ) методов исследования [4, C. 119]. Поражения поверхностного серого вещества головного мозга приводят к более значительному неврологическому дефициту, чем поражения белого вещества: опухоли, расположенные преимущественно в белом веществе, обычно достигают значительных размеров, прежде чем возникнут расстройства речи. Инфаркты или травматические повреждения, при которых очаг поражения имеет диаметр 1см и более, приводят к временному неврологическому речевому дефициту, который сглаживается до функционально незначимого состояния в течение нескольких недель или месяцев.

 

Сочетание расстройств, способности  говорить и понимать речь, в меньшей  степени связано с поражением определенных образований. По морфологическим  признакам расстройства речи можно  разделить на две большие группы. Обширные поражения передних отделов, включая большую часть лобной покрышки (ту область, которая располагается  под островком) и сам островок, приводят к аграмматизму, характеризующийся сокращением структуры предложения, отсутствием большинства односложных слов и сохранением слов, обеспечивающих преимущественно предикативные, восклицательные и субстантивные функции [4, C. 116]. Больной может произнести лишь "эй", "нет", "хеллоу" или использовать простые существительные, например мяч, верх, ключ. При обширных поражениях образований, лежащих кзади от сильвиевой борозды, возникает почти противоположная симптоматика с путанием простых элементов речи или их заменой, при которой высказанное лишь приблизительно напоминает желаемое (парафазии). Эти ошибки могут заключаться в неправильном произношении (литеральные парафазии) или ошибочном подборе слов (вербальные парафазии). Вербальные парафазии могут проявляться в замене нужного слова сходными звуками или близкими по звучанию словами (формальные вербальные парафазии), например "сток" (stock--ствол) вместо "стоп" (stop), или сходство значения (семантические вербальные парафазии), например "слоу" (slow--медленный) вместо "стоп" (stop--задержка). В обоих случаях происходит нарушение понимания устной и письменной речи.

 

Поражения, расположенные на значительном расстоянии от сильвиевой борозды, не вызывают подобных расстройств или приводят к вторичным нарушениям речи. Примером последнего может служить поражение передних отделов лобных долей, особенно в средней доле и глазничной части, при котором ухудшаются все виды двигательной активности и часто возникает потеря внимания и восприимчивости (абулия), что напоминает состояние акинетического мутизма. Речь бывает лаконичной, с долгими паузами между высказываниями, отмечается неспособность вести монолог и рассказывать о чем-либо подробно. При обширных очагах в затылочной области нарушается процесс чтения и снижается использование всех зрительных лексических стимулов. При поражении зрительного бугра и глубоких отделов головного мозга меняется уровень настороженности и периодически возникают состояния невнимательности и дезориентации, что приводит к фрагментации слов (неологизмы) и фраз, а также к длительному неконтролируемому разговору (логорея) [5, C. 7]. Мощная стимуляция вызывает мгновенное повышение уровня настороженности и бодрствования, что свидетельствует о сохранности механизмов речи.

 

Субдоминантное полушарие контролирует двигательные реакции подражания, социальное предвидение (улыбка, пожатие руки) и самообслуживание (умывание, прием пищи); изменения поведения в ответ на надпороговые раздражения; способность к зрительному согласованию текста и унков. Из этого следует, что тексты, выявляющие эти особенности поведения, не свидетельствуют о функциях доминантного полушария.

 

Некоторые расстройства речи могут  повлечь за собой изменения голоса. Парез дыхательной мускулатуры, как это бывает при полиомиелите и остром инфекционном полиневрите, а также нарушение координации  как часть экстрапирамидного  поражения оказывают влияние  на силу голоса, так как не обеспечивается достаточное количество воздуха  для фонации и речевой продукции. Как правило, при ограничении  экскурсии дыхательной мускулатуры  сила голоса снижается, больной может  говорить только шепотом. Близкая шепоту речь является также характерным  признаком ступора, однако в этом случае интенсивное надпороговое раздражение  может привести к усилению голоса.

 

К полной афонии приводит парез обеих  голосовых связок. Голос пропадает, становится беззвучным. Поскольку в  норме голосовые связки во время  вдоха расходятся, невозможность  этого в случае паралича может  приводить к инспираторному стридору. При параличе одной голосовой связки голос становится хриплым, низким и скрипучим. Одностороннее поражение блуждающего нерва, например, опухолью может привести к появлению носового оттенка голоса, так как задние носовые ходы не закрываются во время фонации. Согласные звуки "б", "п", "н" и "к" возникают при прохождении воздуха через носовые ходы. Патологические изменения голоса могут быть менее выраженными у человека, находящегося в положении лежа, и усиливаться при наклоне головы вперед. Осиплость голоса может возникнуть и при органических изменениях голосовых связок, вызванных курением, хроническими воспалительными процессами, полипами и т. д.

 

К малоизученным неврологическим  заболеваниям, сходным с дистонией, относится спастическая дисфония у большинства больных среднего и старшего возраста (в остальном здоровых), постепенно нарушается способность говорить спокойно и плавно. Любая попытка заговорить вызывает сокращение мышц речедвигательного аппарата, что приводит к искажению голоса и затрудняет фонацию. Подобные люди не страдают неврозами, поэтому психотерапия и логопедические занятия не приносят пользы. Данное состояние отличается от стридора, возникающее вследствие спазма мышц гортани при тетании. Спастическая дисфония не прогрессирует, однако может сочетаться с экстрапирамидными заболеваниями, ограничивающими подвижность мышц, например с блефароспазмом и спастической кривошеей. Установлено, что хирургическая перерезка верхнего гортанного нерва с одной стороны, по меньшей мере, частично уменьшает ригидность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Наиболее опасными нарушениями  речи считаются нарушения у детей, поскольку вместе с утратой нормальной речи нарушается их адаптация к окружающему  миру, поскольку им трудно воспринимать речь на слух, а соответственно, в  дальнейшем, читать и писать. В этом плане с взрослыми проще. У  взрослых нарушения речи не разрушают  восприятия речи на слух. Как человек  слышал и понимал сказанное, так  и после обретения какого либо органического нарушения речи, он все понимает. И читает так же, как читал раньше. И на его письменных способностях болезнь не отразилась. Изменилась речь.

 

Причинами возникновения нарушения  речи у взрослых могут быть несколько  факторов.

 

Во-первых, это инсульт (нарушение  кровообращения в головном мозге). Это  самая распространенная причина  нарушения речи у взрослых. Среди  прочих причин можно назвать сосудистые нарушения, воспаления и опухоли  головного мозга, болезнями Альцгеймера (постепенным разрушением центральной  нервной системы), Паркинсона (хроническим  прогрессирующим заболеванием центральной  нервной системы), Хантингтона (генетическим заболеванием нервной системы). В этот список можно добавить рассеянный склероз и астенический бульбарный паралич.

 

Гораздо реже нарушение речи возникает  в результате травм головы, отравлений (свинцом или угарным газом) или  передозировки приема лекарства. Закончат этот перечень инфекции и токсины, вызванные  употреблением наркотиков и алкоголя. Как видим, в отличие от детей, дизартрия у взрослых может возникнуть и от "сознательных" актов.

 

Причины возникновения нарушений  речи мы обозначили, а дальше та же история, что и у детей. Речевой аппарат, как у ребенка, так и у взрослого  человека требует слаженной одновременной  работы ряда систем. И нарушение  в любом звене системы (или  взаимодействия систем) может привести к дизартрии.

 

Основной способ лечения различных  нарушений речи у взрослых - лечение  того заболевания, которое ее вызвало. Но чаще всего, этого оказывается  недостаточно. Лучше всего сразу  начать тренировать все системы, участвующие в формировании речи.

 

Для того, чтобы усилить (натренировать) дыхательную систему довольно часто используют упражнения системы А.Н. Стрельниковой. Эту дыхательную систему еще называют парадоксальной. В чем ее парадоксальность? В том, что она идет в разрез с общепринятыми дыхательными гимнастиками. Мы привыкли к тому, что наклоняясь - делаем выдох. А распрямляясь - вдох. У Стрельниковой все наоборот: наклон, и резкий вдох; выпрямляясь - выдох.

 

Артикуляционная система тоже поддается  тренировке. Мы уже описывали несколько  комплексов артикуляционных упражнений, с помощью которых можно "научить" правильным действиям органы речеобразования. Конечно же, нужно делать массажи: при спазме мышц расслабляющие; при чрезмерном расслаблении мышц наоборот, активизируем.

Информация о работе Речевые нарушения у детей