Формирование речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

Особенности речевого дыхания.
Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Вложенные файлы: 1 файл

речевое дыхание.docx

— 24.79 Кб (Скачать файл)

Список используемой литературы:

 
1 Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 132 с.

2 Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 141-145.

3 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Л.С. Выготский / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

4 Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.

5 Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой. ? 5-е изд. ? М.: Владос, 2008. - 703 с.

6 Ткаченко Б.И. Нормальная физиология человека. - 2-е изд. - М.: Медицина, 2005. - 928 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

  1. Особенности речевого дыхания.
  2. Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности речевого дыхания

    Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.

    В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

    При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

    При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

    В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

 

 

 

3.Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи

    Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

    С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стёртой формой дизартрии. В связи с этим среди педагогов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания. Диафрагма участвует в дыхании, является главной движущей силой в его обеспечении. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны с и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

    Существуют определённые методики, направленные на восстановление этой важной функции. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

    Вообще различают три типа дыхания: верхнерёберный, грудной и грудобрюшной. У детей по мере их физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обеспечение и активация физиологической роли диафрагмы с помощью специальных коррекционных упражнений.

     В дошкольном  возрасте у детей в процессе  речевого развития одновременно  формируется связная речь и  речевое дыхание. У детей 4-6 лет. Не  имеющих речевых нарушений грудобрюшное  и речевое дыхание находятся  в стадии интенсивного развития, а к 10 годам становлениеречевого дыхания завершается.

   Физиологическое  дыхание у детей с нарушениями  речи имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчи, легко нарушается при физиологической и эмоциональной нагрузке.

    В процессе  речевого высказывания у них  отмечаются  задержки дыхания, судорожные  сокращения мышц диафрагмы и  грудной клетки, дополнительные  вдохи. Помимо этого, у детей отмечается  недостаточный объем выдыхаемого  воздуха перед началом речевого  высказывания, а также укороченный  и нерационально используемый  речевой выдох. Произнесение отдельных  слов происходит в разные фазы  дыхания – как на вдохе, так  и на выдохе. Таким образом, дошкольникам  с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем лёгких и формировать грудобрюшной тип дыхания.

     Суть данной методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на развитие речевого дыхания и оздоровление организма.

     Комплексное  воздействие на дыхательную систему  осуществляется в двух аспектах:

-Участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).

- Использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах в игровой форме ( на прогулке: дети имитируют «ловят в ладошки снежинки или листочки» даётся задание, сначала вдохнуть и подуть так, чтобы снежинка не улетела с ладони, а затем так, чтобы улетела далеко-далеко; в самостоятельной деятельности: в группе есть уголок воздушной струи, где дети с удовольствием занимаются, развивая силу выдоха и увеличивая объём лёгких, дети часто надувают воздушные шары  украшая групповую комнату или зал для празников; на занятиях и в театральной деятельности дыхательные упражнения используются наряду с физминутками, развивая просадическую сторону речи детей ( т.е. интонацию, выразительность).

Работа ведётся в четыре этапа:

1. создаётся фундамент для формирования правильного дыхания, т.е. дети учатся направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции и к самому акту дыхания; а также сохранять вертикаль позвоночника. Эти задачи реализуются через упражнения и эмоционально-игровые настрои. Например, упражнение «Медвежонок в берлоге», здесь активизируется глубокий вдох и шумный выдох носом.

2. затем тренировать дыхательные мышцы с целью увеличения дыхательного объёма и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры, за счёт контраста напряжения и расслабления.

Например, упражнение «Медуза» дети учатся лёжа на ковре расслаблять мышцы всего тела, на сигнал: «Шторм» дети сворачиваются калачиком и напрягаются, «Шторм закончился» - дети расслабляются.

3. создание активного вдоха с акцентом на качественные его характеристики ( силу, скорость и объем воздушного потока) и регуляцию речевого потока.

Такое упражнение как «Ветер, ветерок. Ветрище» формирует напрвленность и силу выдоха. Дети дуют на подвесные мобайлы, изображая ветер разной интенсивности. По сигналу ветерок – изображают малую силу, а ветрище – большой силы, ураган.

4. на четвёртом этапе ставится задача: автомотизация нижне-рёберного диафрагмального дыхания и формирование речевого дыхания.

    Дети очень любят такое упражнение – лёжа на ковре, сажают игрушку себе на живот в область диафрагмы и начинают дышать, игрушки «оживают», на вдох поднимаются, на выдох – опускаются.

В результате такой работы  удастся сформировать у большинства детей умение диафрагмального типа дыхания без ущерба для психофизического здоровья, обеспечиваем комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразования и просодия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

Отделение: логопедия

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: « Речевое дыхание»

 

На тему: «Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка III курса

Калугина Ю.В.

Научный руководитель:

Голицына Н.В .

 

 

 

 

 

 

Москва

2013 – 2014 учебный год


Информация о работе Формирование речевого дыхания у детей с нарушениями речи