Речевые нарушения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 07:48, реферат

Краткое описание

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы.

Вложенные файлы: 1 файл

дефектология 6.docx

— 89.68 Кб (Скачать файл)

 

Клинико-педагогическая классификация 

 

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

 

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

 

• функциональную;

 

• механическую.

 

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

 

Причины функциональной дислалии:

 

-общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;

 

-недостаточная степень развития  фонематического слуха

 

-неблагоприятные речевые условия,  в которых воспитывается ребёнок;

 

-двуязычие в семье. 

 

Причины механической дислалии:

 

-Недостатки строения челюстно-зубной  системы ( дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка)

 

- Патологические изменения величины  и формы языка.

 

- Неправильное строение твёрдого  и мягкого нёба.

 

-Атипичное строение губ. 

 

Нарушения звукопроизношения в  речи ребёнка при дислалии могут проявляться:

 

-отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

 

-звук произносится искажённо,  т.е. заменяется звуком, отсутствующим  в фонетической системе русского  языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;

 

-звук заменяется звуком, более  простым по артикуляции (л → у).

 

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

 

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

 

 Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

 

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может  быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается  тягуче растянутой, вялой и монотонной.

 

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

 

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может  быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически  тороплива, стремительна, напориста.

 

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

 

Заикание — нарушение темпо-ритмической  организации речи, обусловленное  судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в  ходе речевого развитие ребенка.

 

Симптоматика заикания характеризуется  физиологическими и психологическими симптомами.

 

Физиологические симптомы:

 

-судороги, которые классифицируются  по форме и локализации 

 

- нарушение мелодико-интонационной  стороны речи;

 

-наличие непроизвольных движений  тела, лица;

 

- нарушение речевой и общей  моторики.

 

Психологические симптомы:

 

-наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);

 

-наличием защитных приёмов (уловок) — речевых (произнесение отдельных  звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;

 

-различной степенью фиксированности  на заикании (нулевой, умеренной,  выраженной).

 

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

 

Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна.

 

Ринолалия закрытая — расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

 

Ринолалия открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.

 

Ринолалия смешанная.

 

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

Ведущим дефектом при дизартрии  является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

 

Нарушения звукопроизношения при  дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера  и тяжести поражения нервной  системы. В легких случаях имеются  отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются  искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

 

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе  и первично сохранном интеллекте.

 

Причиной алалии является повреждение  речевых областей больших полушарий  головного мозга при родах, а  также мозговые заболевания или  травмы, перенесенные ребенком в доречевой  период жизни.

 

Моторная алалия развивается при  нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного  мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя .Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с наруше¬ниями интеллектуального развития.

 

Сенсорная алалия возникает при  поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана  с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности  слуха. Она проявляется в недостаточном  понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны  с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в  силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают  сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться  на зов, но одновременно реагировать  на отвлеченные шумы, отмечаются; резко  нарушено слуховое внимание, хотя тембр  речи и интонации не изменены. В  психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения  головного мозга — нередко  в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

 

Афазия — полная или частичная  утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

 

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий.

 

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

 

Проявляется в затруднениях опознания  и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

 

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки, возможно так же побуквенное чтение, искажении звукослоговой структуры слова.

 

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

 

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.

 

Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

 

Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

 

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

 

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного  образа буквы, в смешениях или  пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

 

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

 

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.

 

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

 

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

 

Оптическая дисграфия при оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:искажённое воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв .Одно из проявлений оптической дисграфии — зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

 

Психолого-педагогическая классификация

 

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две  группы. Первая группа — нарушение  средств общения.

 

В ней выделяют:

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН)— это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 

Основные проявления, характеризующие  это состояние.

 

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может  служить для ребенка заменителем  двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

 

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и  представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш.

 

Смешение звуков. Это явление  характеризуется неустойчивым употреблением  целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а  в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить  звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные  сложные речевые расстройства, при  которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой  стороны (лексики, грамматики).

 

Общее недоразвитие речи может наблюдаться  при сложных формах детской речевой  патологии: алалии, афазии (всегда), а  также ринолалии, дизартрии.

 

Несмотря на различную природу  дефектов, у детей с ОНР можно  выделить следующие общие закономерности:

 

• Значительно позднее появление  речи

 

• Ограниченный словарный запас;

 

• Грубые нарушения грамматического  строя;

 

• Выраженные недостатки звукопроизношения;

 

• Речь детей с ОНР малопонятна.

Информация о работе Речевые нарушения у детей