Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями;
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20
Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23
Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26
Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Эмоционально-волевая сфера детей с речевыми наруше.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития

эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми

нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4

1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4

1.2. Особенности эмоционально-волевой  сферы дошкольников 

с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9

Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников

с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14

2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14

2.2. Организация логопедической  работы с целью развития 

эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми

нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18

2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20

Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23

Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26

Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение психологии детей с речевыми нарушениями представляется крайне важным для педагогов, логопедов, дефектологов и специальных психологов, так как положения логопсихологии являются научной основой для методов и содержания обучения детей с речевыми дефектами, коррекционной, реабилитационной и психопрофилактической работы с ними.

Без глубокого знания психологических особенностей детей с нарушенной речью, без знания компенсаторных возможностей высших психических функций ребенка невозможно себе представить дальнейшее успешное развитие научных и практических основ логопедии, и в частности «создание адекватных эффективных средств специального обучения и воспитания этой категории детей»1.

Для педагогов необходимы научные знания психических и психофизиологических особенностей детей с нарушениями речи (их внутреннего мира, учебно-познавательных возможностей, состояния высших форм памяти, воображения, внимания, эмоционально личностной сферы, поведения, мотивов и т. д.). Всестороннее углубленное исследование психики детей с недоразвитием речи важно для совершенствования существующих и разработки новых методов специального обучения и воспитания.

Одним из важнейших компонентов развития психики дршкольников является развитие эмоционально-волевой сферы.

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В.Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).

Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М.Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский,, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д.Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова,Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом прежде всего положительных эмоций и волевого усилия.

Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Задачи исследования:

- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;

- выявить особенности  эмоционально-волевой сферы дошкольников  с речевыми нарушениями;

- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями

1.1.  Развитие эмоционально-волевой  сферы дошкольников в норме

 

 

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со ключевыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением.

Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.

Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность2.

Можно предложить следующие параметры эмоционального развития дошкольника:

- адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

- дифференциация  и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона  понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

- адекватное  проявление эмоционального состояния  в коммуникативной сфере3.

Исходя из этого в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка. В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, поскольку, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада - при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.

Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

- невозможно  избежать субъективизма наблюдателя, так как, интерпретируя результаты  наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается  только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

- наблюдатель  может фиксировать только внешние  выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр - выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр - эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх:

•  приход в детский сад;

•  незнакомая, удивительная игрушка;

•  поломка игрушки;

•  плач, крик сверстника, друга;

•  нападение сверстника, друга;

•  неуспешность в деятельности;

•  незнакомые звуки;

•  запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

•  незнакомое помещение;

•  появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев:

•  уход матери, близкого взрослого;

•  желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

•  желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

•  желание иметь что-то, что нельзя взять;

•  сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

•  внимание близкого обращено на другого ребенка;

•  другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку,

•  сверстники не принимают в игру;

•  неуспешность на занятиях;

•  воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

•  физическое наказание;

•  наличие препятствия.

Радость:

•  приход в детский сад/домой;

•  выполнение задания, действия;

•  восприятие собственного отражения в зеркале,

•  восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

•  сверстник дурачится;

•  внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

•  совместная игра;

•  смешные незнакомые звуки;

•  воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

•  приход в детский сад;

•  уход матери, близкого взрослого;

•  игра, общение со сверстниками;

•  невнимание со стороны взрослого;

•  наказание, порицание взрослого;

• трудности при выполнении задания;

•  сверстники не принимают в игру.

Интерес:

•  приход в группу, прогулка;

•  незнакомый взрослый;

•  незнакомый сверстник;

•  новая игрушка;

•  незнакомая игра;

•  рассказ взрослого или показ чего-либо;

•  проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

•  подготовка к праздникам,

Удивление:

•  появление чего-либо/кого-либо в группе;

•  незнакомая игрушка;

•  на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

•  новая игра;

•  знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

•  близкий взрослый общается иначе.

Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей. Предложенная классификация предполагает наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры.

Информация о работе Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями