Речевые нарушения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 07:48, реферат

Краткое описание

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы.

Вложенные файлы: 1 файл

дефектология 6.docx

— 89.68 Кб (Скачать файл)

 

Выделяют три уровня ОНР

 

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.

 

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.

 

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой  фразовой речи с элементами лексико-грамматического  и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.

 

Вторая группа — нарушения в  применении средств общения.

 

К этой группе относится заикание, которое рассматривается как  нарушение коммуникативной функции  речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный  дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

 

 

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями

 

Дети с речевыми нарушениями  обычно имеют функциональные или  органические отклонения в состоянии  центральной нервной системы.

 

Наличие органического поражения  мозга обусловливает то, что эти  дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание  на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные  двигательные нарушения: нарушения  равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса).

 

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются  любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью. Двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают  ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко  возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у  них наблюдаются заторможенность  и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление  накапливается в течение дня  к вечеру, а также к концу  недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его  самочувствии. Это может проявляться  в усилении головныхболей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудносохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

 

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания  словесных инструкций, недостаточность  регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

 

Психическое состояние этих детей  неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

 

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

 

 

4.1 Особенности речевых нарушений

При нормальной речевой деятельности сохранными остаются психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

 

 

Речевые нарушения характеризуются  следующими особенностями:

• не соответствуют возрасту говорящего;

• не являются диалектизмами, безграмотностью  речи и следствием незнания языка;

• связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

• часто оказывают отрицательное  влияние на дальнейшее психическое  развитие ребенка;

• носят устойчивый характер и  самостоятельно не исчезают;

• требуют определенного логопедического  воздействия в зависимости от их характера.

 

Такая характеристика позволяет отличать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных  нарушений у детей и взрослых и особенностей, обусловленных террориально-диалектными и социокультурными факторами.

 

4.2 ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  У ВЗРОСЛЫХ

 

А). Трудности заключаются и в том, что одно и то же нарушение может вызываться разными причинами и, наоборот, одна и та же причина может вызывать различные нарушения речи. Так, например, косноязычие может возникнуть вследствие неправильной работы периферического речевого аппарата, а может быть вызвано и более серьезными, органическими нарушениями центрального или периферического речевого аппарата.

 

В основу классификации речевых  нарушений берут обычно причины, которыми эти нарушения вызываются. Поэтому очень важно выяснить самый характер этих причин. Это  дает возможность лучше уяснить  и классификацию речевых нарушений.

 

К нарушениям темпа речи относятся  тахилалия и брадилалия. Эти дефекты могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени мало беспокоят. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические. Развитие, проявления и методы коррекции этих дефектов различны. Исследования показывают, что тахилалия и брадилалия могут быть лишь внешним проявлением изменения мозговых процессов [11, C.88]. Поэтому для их преодоления необходимы неврологическое обследование и комплексное воздействие: медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое.

 

Тахилалия -- патологически ускоренный темп речи (при этом вместо 10--12 звуков в секунду произносится 20--30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз и т.д. Однако при привлечении внимания к речи запинки исчезают.

 

В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора.

 

Тахилалия часто сопровождается нарушениями обшей моторики, вегетативной нервной системы, лексических процессов, эмоционально -- волевой сферы.

 

Поэтому преодоление тахилалии следует начинать с нормализаиии общих движений:

 

-- замедления их темпа;

 

-- тренировки координации;

 

-- формирования ритмичности, плавности  [1, C. 299].

 

Полезны регулярные спортивные нагрузки, традиционные общеукрепляющие процедуры (физиотерапия, закаливание и др.) в сочетании с рекомендованными врачом медикаментозными средствами, консультации психотерапевта. Важно  обратить внимание на режим дня и  спокойный сон.

 

Параллельно необходимо выполнять  специальные упражнения на тренировку зрительного, слухового, речевого внимания, памяти, логики мышления.

 

Речевая работа по преодолению тахилалии предполагает формирование:

 

-- медленного, плавного, ритмичного  дыхания;

 

-- правильного голосоведения;

 

-- ритмического чтения в небыстром  темпе;

 

-- плавного, "чистого", "безошибочного"  письма;

 

--спокойной, внятной, упорядоченной  речи с правильным интонированием, паузацией и установкой логических ударений;

 

-- нового общего и речевого  поведения в коллективе;

 

--внимания к речи, преодоления  трудностей в выборе слов и  выражении своих мыслей [3, C.38].

 

Брадилалия -- неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков речи. При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание: более быстрых и четких речевых движений, темпов письма и чтения, правильного ритма, пауз, ударений.

 

Рекомендуются также медикаментозная, психологическая помощь, занятия  спортом, выполнение упражнений на координацию, точность, смену скорости и ритма  движений, активизация мыслительной деятельности (неречевое и речевое  мышление, быстрое словесное оформление мысли), внимания, памяти, восприятия, переключений.

 

Заикание -- это нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [13, C. 193]. Чаще всего заикание возникает в детском возрасте на фоне раннего психического и речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей ослабленности, неврологических изменений.

 

При заикании нарушаются дыхание, голос, артикуляция. Кроме того, заикающиеся  имеют психологические особенности: страх речи, скованность, фиксированность  на своем дефекте, избегание речевого общения и другое.

 

Поэтому лечение заикания должно проводиться  комплексно, с участием психотерапевта, невропатолога, психолога, логопеда. Но решающим является участие самого заикающегося в процессе реабилитации, его настрои  на лечение и самостоятельная  работа над своей речью.

 

Логопедическая работа имеет следующие  цели:

 

-- снятие напряжения с органов  артикуляционного аппарата;

 

-- отработка правильного речевого  дыхания;

 

--тренировка "трудных" звуков: гласных, согласных, "энергетических" звуков -- И, Е, Ё, Ю, Я;

 

-- выработка четкости произношения;

 

-- совершенствование интонационной  выразительности речи;

 

-- работа над голосом [12, C. 48].

 

Заикающемуся необходимо овладеть навыками общего мышечного расслабления. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким, а расслабление длительным.

 

Важно запоминать приятное состояние  расслабленных мышц.

 

Применение методик аутогенной тренировки также способствует снятию общего и психологического напряжения, усталости, помогает владеть собой, своей речью независимо от эмоционального состояния.

 

Регулярные спортивные нагрузки (плавание, лыжи, бег, коньки, гимнастика), длительно  проводящиеся под контролем тренера, снимают вегетативные расстройства (общую напряженность, возбудимость, истощаемость, склонность к потливости, покраснению, дрожанию) и нормализуют мозговые процессы.

 

Поскольку у заикающихся органы артикуляционного аппарата находятся в состоянии напряжения, повышенного тонуса, особое значение нужно уделять расслабляющим упражнениям. Расслабление нижней челюсти и языка должно быть доведено до полного автоматизма.

 

Еще один важный вид работы -- упражнения на интонацию.

 

Отработка различных речевых интонаций  производится в определенной последовательности. Сначала необходимо тренировать  интонации приказа, требования, призыва. Постепенно можно перейти к интонациям убеждения, приглашения. В конце  нужно заниматься интонациями просьбы  и приветствия.

 

Наконец, самым сложным видом  речевой работы при заикании является тренировка речи в различных ситуациях. Как правило, существует определенный ряд ситуаций, сложных для заикающихся в речевом и психологическом отношении. Мы предлагаем продумать свое поведение и речь, отрепетировать и разыграть следующие сюжеты:

 

-- интервью: ответы на вопросы,  которые обычно провоцируют заикание;

 

--телефонный разговор: звонок-осведомление, сообщение, предупреждение, приглашение,  угроза и др;

 

-- разговоры в магазине, в институте,  в кафе, на улице, в транспорте;

 

-- ситуации на работе: взять отпуск  за свой счет у раздраженного  начальника летом; спор с непосвященным  человеком, с неспециалистом, который  не хочет вас понимать;

 

-- заказать билет на самолет,  когда билетов нет;

 

-- знакомство с девушкой;

 

-- переубедить собеседника;

 

-- остановить кричащего на вас  человека, пользуясь не громкостью  и силой голоса, а приобретенными  навыками;

 

--объяснить на шумной улице  или при плохой телефонной  слышимости, как доехать куда-либо [3, C. 98]

 

Дизартрия -- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата ("иннервация" -- снабжение нервной энергией) [13, C. 84].

 

Такое нарушение возникает вследствие пареза (неполного паралича) органов  артикуляции: языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, дыхательных  мышц. Дизартрия может проявиться после инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции.

 

Основным дефектом при дизартрии  является нарушение звукопроизношения. Для образования звуков необходимы тонкие, согласованные движения органов  артикуляции. Когда это невозможно, речь становится нечеткой, замедленной, звуки -- искаженными.

 

Выразительность также страдает. Это  проявляется в однообразии интонаций, монотонности, некоторой "скандированности" речи.

 

Вследствие пареза голосовых складок  голос теряет силу и гибкость.

Информация о работе Речевые нарушения у детей