Речевые нарушения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 07:48, реферат

Краткое описание

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы.

Вложенные файлы: 1 файл

дефектология 6.docx

— 89.68 Кб (Скачать файл)

 

Алалией называют полное или частичное  отсутствие речи. Она возникает в  результате повреждения речевых  отделов коры головного мозга  в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. У ребенка  с алалией задержка развития речи не связана со снижением слуха  или нарушением интеллекта. Однако без специального обучения такие  дети не могут научиться говорить самостоятельно, некоторые малыши не начинают говорить вплоть до предшкольного возраста, а в редких случаях до более позднего времени. Если коррекционное обучение и лечение проводятся поздно (после 4-5 лет), у ребенка начинает отставать и интеллектуальное развитие, потому что запас его знаний об окружающем мире намного меньше, чем у говорящих сверстников.

 

При алалии нарушаются все стороны  речевого развития ребенка: ухудшаются произношение, речевой слух и способность  усваивать грамматические правила  родного языка, резко уменьшается  словарный запас и др. Малыш  не усваивает правила функционирования всех подсистем родного языка, поэтому  алалию называют системным расстройством  речи. В зависимости от локализации (расположения) очага повреждения  может быть нарушено развитие разных речевых зон головного мозга. Если поражены двигательные (моторные) зоны головного мозга, у ребенка  отмечаются трудности порождения речи: он понимает обращенную к нему речь, но не говорит. Это так называемая моторная алалия.

 

Если повреждены сенсорные речевые  зоны, отвечающие за восприятие и узнавание  речи, ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, в результате нарушается формирование собственной речи малыша. Такую форму алалии принято называть сенсорной. Чаще всего встречается  смешанная форма - сенсомоторная  алалия, при которой одновременно нарушаются и понимание речи и  способность говорить.

 

При алалии может ухудшиться память и умение концентрировать внимание. Если не провести необходимое обучение и медицинское лечение, с возрастом  увеличивается вероятность нарушения  интеллектуального развития ребенка. Отсутствие речи может повлиять на характер малыша: появляется страх  речи и даже речевой негативизм (нежелание  говорить). Чем раньше начинается лечение  и коррекционное обучение, тем  лучше прогноз не только для речевого, но и для интеллектуального развития ребенка.

 

Под анартрией понимают отсутствие речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении. Чаще всего это нарушение встречается при тяжелых формах детского церебрального паралича. Ребенок не может говорить, потому что у него повреждены отделы мозга, управляющие движениями мышц речевого аппарата: языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки.

 

Анартрия может сочетаться с другими речевыми нарушениями, например с алалией, что осложняет специальную коррекционную помощь и прогноз речевого развития малыша. Однако специалисты помогут найти способы, которые научат вашего малыша общаться с вами с помощью жестов, пиктограмм (рисунков-схем) или других доступных ему средств.

 

1.2 Причины, вызывающие речевые нарушения.

 

Внутренние (эндогенные) причины речевых  нарушений.

 

-Заболевания матери во время  беременности (сердечные заболевания,  заболевания печени, почек, легочные  заболевания, диабет, другие заболевания,  требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция)

 

-Травмы, полученные матерью во  время беременности, падения и  ушибы 

 

-Аллергии матери.

 

-Перенесенные переливания крови. 

 

-Токсикоз беременности, не зависимо  от срока беременности.

 

-Иммунологическая несовместимость  крови матери и ребенка

 

-Многообразная акушерская патология  (узкий таз, затяжные или стремительные  роды, преждевременное отхождение  вод, обвитие пуповиной, неправильное  предлежание плода многоплодная беременность).

 

-Курение во время беременности, употребление алкоголя. (В настоящее  время научно доказано влияние  алкоголя на возникновение различных  дефектов речи, описан алкогольный  эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития).

 

-Неблагоприятный возраст матери  для беременности

 

-Особые психические нагрузки  матери в период беременности

 

-Наследственная предрасположенность,  генетические аномалии (По наследству  могут передаваться особенности  строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество  зубов, форма прикуса, предрасположенность  к дефектам строения твердого  и мягкого нёба а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

 

-Заболевания, перенесенные ребенком  в первые годы жизни (Инфекционно-вирусные  заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

 

Внешние (экзогенные) причины речевых  нарушений

 

-Для нормального речевого развития  ребенка общение должно быть  значимым, проходить на эмоциональном  положительном фоне и побуждать  к ответу. Ему недостаточно просто  слышать звуки (радио, телевизор,  магнитофон), необходимо, прежде всего,  прямое общение с взрослыми  на основе характерной для  данного возрастного этапа ведущей  формы деятельности. Важным стимулом  развития речи является изменение  формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена  эмоционального общения, характерного  для 1 года жизни, на предметно-действенное  общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза  возникновения задержки психического  и речевого развития.

 

-Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения  (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь  в своей основе подражание.

 

-Речевые нарушения часто могут  возникать при различных психических  травмах (испуг, переживание в  связи с разлукой с близкими  людьми, длительная психотравмирующая  ситуация в семье). Это задерживает  развитие речи, а в ряде случаев,  особенно при острых психических  травмах, вызывает у ребёнка,  психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

 

-Неблагоприятное влияние на  развивающуюся речь детей оказывает  и такой социальный фактор, как  «двуязычие». В этих случаях  ребенок, только начинающий овладевать  речью, вперемешку слышит слова  из разных языков, с разными  особенностями звукопроизношения  и грамматического строя.

 

- Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей и ненормированности произношения. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия.

 

-Речь дошкольника еще не совершенна  и выделяют несколько критических  периодов развития речи: в год  интенсивно развиваются речевые  зоны головного мозга; в 3 года  малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу  и овладевает письменной речью,  чтением. В эти периоды увеличивается  нагрузка на центральную нервную  систему ребенка, что создает  предрасполагающие условия для  нарушения речевого развития.

 

-Речевые нарушения чаще возникают  у мальчиков, у которых и  само появление речи наблюдается  в несколько более поздние  сроки. Это связано с тем,  что у мальчиков позднее, чем  у девочек, развивается левое  полушарие головного мозга, «ответственное»  за речевую функцию. Запаздывает  у них, по сравнению с девочками,  и формирование межполушарного  взаимодействия, способствующего лучшей  компенсации разного рода нарушений.

 

Таким образом, вопрос о причинах речевой  патологии достаточно сложен и требует  одновременного учета многих неблагоприятных  факторов в их взаимодействии.

 

2.1 Классификация речевых нарушений

 

В настоящее время в логопедии  существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной  Р.Е.). При различии в типологии  и группировке видов речевых  нарушений, одни и те же явления рассматриваются  с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют  друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и  выбор средств коррекции.

 

Клинико-педагогическая классификация  нацелена на предельную детализацию  видов и форм нарушений речи и  основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются  межсистемные взаимодействия нарушений  речи с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических  и этиопатогенетических критериях (хотя в данной классификации ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям). Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.

 

1. Нарушения устной речи определяются  двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:

1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: 

·         афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата

·         брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи

·         тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи

·         заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

·         дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

·         ринолалия (гнусавость, палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

·         дизартрия  – нарушение произносительной стороны  речи, обусловленное недостаточной  иннервацией речевого аппарата.

 

2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: 

·         алалия –  отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения  речевых зон коры головного мозга  во внутриутробном или в раннем периоде  развития ребёнка (до 3 лет)

·         афазия

·         дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма

·         дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.

 

Об аграфии и алексии говорят  в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

 

,. 

 

Психолого-педагогическая классификация  группирует нарушения от частного к  общему и строится на основе лингвистических  и психологических критериев (в  которых учитываются структурные  компоненты речевой системы –  звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты  речи, соотношение видов речевой  деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического  развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:

 

1) Нарушение средств общения: 

·         ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение  процессов формирования произносительной системы родного языка у детей  с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации  ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).

·         ОНР (общее  недоразвитие речи) у детей с сохранным  интеллектом и слухом, СНР (системное  недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные  речевые расстройства, при которых  нарушено формирование всех компонентов  речевой системы, относящихся к  звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости  от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

 

 2) Нарушение в применении средств общения:

·         Заикание – нарушение коммуникативной  функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный  дефект, при котором заикание сочетается с ОНР. 

·         проявление речевого негативизма, мутизм и др.

 

  Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.                                

 

  Более подробно тема описана в "Логопедии" под редакцией Волковой Л.С. и Шаховской С.Н.

 

   Раньше логопеды в заключении писали только уровень недоразвития речи по психолого-педагогической классификации. Заключение о виде речевого нарушения по клинико-психологической классификации должны были ставить и ставили врачи-неврологи. Однако в последнее время наблюдается тенденция опускания в диагнозе неврологов вида речевого нарушения и оставление ими прерогативы в постановке заключения логопедам – так как логопед проводит углубленное речевое обследование ребёнка (что в рамках осмотра невролога просто невозможно) и видит более точно симптомы проявления недоразвития речи в каждом конкретном случае. Поэтому последние рекомендации на курсах повышения квалификации говорят о необходимости умения пользоваться двумя классификациями и написании в заключении как уровня речевого недоразвития, так и вида нарушения речи.

 

2.2 Краткое описание речевых нарушений.

 

В настоящее время в логопедии  используются две классификации  речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти  классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек  зрения.

Информация о работе Речевые нарушения у детей