Речевые нарушения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 07:48, реферат

Краткое описание

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы.

Вложенные файлы: 1 файл

дефектология 6.docx

— 89.68 Кб (Скачать файл)

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах  и педагогах-психологах учреждений образования"

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению  обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования

Письма Министерства образования  и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения  образования детьми с ограниченными  возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Постановлением Правительства  РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении  Типового положения об общеобразовательном  учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об  организации работы логопедического  пункта общеобразовательного учреждения» 

Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска

Должностной инструкции учителя –  логопеда средней общеобразовательной  школы №… .

 

Психолого-педагогическое обеспечение:

 

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных  нагрузок, вариативные формы получения  специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

 

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального  режима; использование современных  педагогических технологий, в том  числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

 

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных  задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся  с речевым недоразвитием; использование  специальных методов, приёмов, средств  обучения, специализированных коррекционных  программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное  обучение с учётом специфики нарушения  развития ребёнка; комплексное воздействие  на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

 

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

 

Программно-методическое обеспечение

 

В процессе реализации программы коррекционной  работы используются коррекционно-развивающие  программы, диагностический и коррекционно-развивающий  инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

 

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант  тестовой логопедической диагностики  – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

 

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими  рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

 

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для  осуществления полноценной речевой  деятельности);

 

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в  развитии устной речи детей;

 

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических  и коммуникативных предпосылок  к обучению, формирование полноценных  учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной  деятельности).

 

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

 

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических  процессов и формированию универсальных  учебных действий является психологическая  программа развития когнитивной  сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

 

Материально-техническое и информационное обеспечение 

 

В МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая  обеспечить коррекционно-развивающую  среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования  РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации  работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в  соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

 

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий  и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

 

Подробно материально–техническое  и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического  кабинета»

 

Этапы реализации программы коррекционной  работы (Приложение 1)

 

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся  с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей  и перспективный план работы с  детьми с фонетико-фонематическим и  общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

 

2. Направления коррекционной работы

 

Программа коррекционной работы учителя  – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2).

 

3. Характеристика отклонений в  речевом развитии обучающихся  общеобразовательной школы

 

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных  учебных заведениях, имеют различную  структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают  процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

 

Наличие у школьников даже слабо  выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в  усвоении программы общеобразовательной  школы.

 

Учащихся, имеющих отклонения в  формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств  языка, можно разделить условно  на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически  изолированный дефект); учащиеся с  фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3).

 

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта  помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной  работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического  воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен  учителем-логопедом общеобразовательных  школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

 

4. Перспективный план работы  с группами учащихся с речевым  недоразвитием

 

Работа с детьми, имеющими общее  недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

 

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную  работу над всеми компонентами речевой  системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она  осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных  представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о  морфологическом составе слова  – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой  системы ведется методом устного  опережения, т.е. создается база для  дальнейшей целенаправленной работы при  обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

 

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

 

Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР совпадает  с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.

 

В результате реализации программы  коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования  у обучающихся с речевым недоразвитием

 

1) будут восполнены пробелы:

в развитии звуковой стороны речи

в развитии лексического запаса и  грамматического строя речи

в формировании связной речи

 

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и  коммуникативные универсальные  учебные действия как основа  умения учиться в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного  стандарта.

 

 


Информация о работе Речевые нарушения у детей