Анализ кредитования населения банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по увеличению объёмов кредитования на примере ОАО "Белгазпромбанк".
Исходя, из цели работы были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы кредитования населения;
исследовать виды кредитования населения, применяемые в ОАО "Белгазпромбанк";
рассмотреть кредитную процентную политику ОАО "Белгазпромбанк";
рассмотреть зарубежный опыт выдачи потребительских кредитов с позиции возможности использования его в Республике Беларусь;
дать оценку практики выдачи и погашения потребительских кредитов в ОАО "Белгазпромбанк";

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кредитования населения………………………………5
Сущность и принципы банковского кредитования………………………….5
Формы и виды кредитования населения……………………………………..12
Определение объёма эффективных кредитных ресурсов…………………...17
Показатели, характеризующие эффективность использования кредитных ресурсов…………………………………………………………………………19
Кредитная процентная политика банка……………………………………...21
Нормативные правовые акты по кредитованию населения……………….23
Зарубежный опыт кредитования населения………………………………..24
Анализ кредитования населения в ОАО «Белгазпромбанк» за 2010-2012 годы…………………………………………………………………………….28
Краткая характеристика деятельности банка……………………………….28
Анализ состава и структуры объёмов кредитования населения по срокам..33
Анализ состава и структуры потребительского кредитования……………..35
Анализ кредитования населения по видам валют…………………………..38
Анализ процентных ставок по кредитованию……………………………….40
Анализ показателей эффективности использования кредитных ресурсов..42
Факторный анализ……………………………………………………………..45
Направления роста объема кредитования населения ОАО «Белгазпромбанк»…………………………………………………………….48
Расчёт резерва роста кредитных ресурсов для населения…………………48
Мероприятия, обеспечивающие реализацию резервов……………………50
Заключение…………………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

2 КУРСАЧ СЕРГЕЙЧИК - копия.docx

— 195.88 Кб (Скачать файл)

Инструментом коммерческого кредита традиционно является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. 

Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского:

  • в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;
  • предоставляется исключительно в товарной форме;
  • ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур, включающих в себя предприятия различной специализации и направлений деятельности;
  • средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;
  • при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

Основной признак государственного кредита - участие государства или местных органов власти различных уровней. Государственный кредит предоставляется за счет бюджетных средств.

Осуществляя функции кредитора, государство через центральный банк производит кредитование:

  • конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены вследствие действия факторов конъюнктурного характера;
  • коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов;
  • целевых программ международных отношений.

Международный кредит - совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых являются государство и международные финансовые институты (МВФ, МБРР и др.). Отличительным признаком является принадлежность одного из участников кредитных отношений к другой стране.

Гражданская форма кредита (частная, личная, ростовщическая). Данная форма кредита была первой в истории кредита и существовала в товарной форме, затем получила развитие и в денежной форме. Она носит ростовщический характер. Этот кредит реализуется путем выдачи ссуд физическими лицами, а также хозяйствующими субъектами, не имеющими соответствующей лицензии от центрального банка. Характеризуется сверхвысокими ставками ссудного процента и зачастую криминальными методами взыскания с неплательщика.

Производственный кредит предоставляется на предпринимательские цели: расширение объема производства, работ, услуг, активов. Производственный кредит напрямую воздействует на увеличение предложения товаров, работ, услуг, активов, факторов производства, повышение уровня жизни населения.

Характерной чертой потребительского кредита являются отношения как денежного, так и товарного капитала, причем потенциальными заемщиками выступают физические лица. В отличие от производственной формы этот кредит используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости. [10]

Виды банковских кредитов населению:

  1. В зависимости от срока:
  • краткосрочные: кредиты на неотложные нужды со сроком погашения до 3 лет; кредиты под заклад ценных бумаг со сроком погашения до 6 месяцев;
  • долгосрочные - кредиты на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости со сроком погашения до 10 лет. [4, с.6]
  1. По целям кредитования:
  • кредит на потребительские нужды (потребительский кредит) – это кредитование физических лиц с целью покупки необходимых товаров небольшой стоимости . Кредит этого вида характеризуется высокими процентными ставками и низкими суммами, которые предоставляются в качестве кредита заемщику. Разновидность данного банковского продукта - товарный кредит, который выдается на покупку определённого товара, чаще всего, в торговых точках работниками кредитных организаций.
  • автомобильный кредит — кредит на приобретение автомобиля, выдаваемый в размере от 70 до 100 % от стоимости транспортного средства; как правило, приобретаемый автомобиль выступает обеспечением по кредиту. Также автокредит — разновидность потребительского кредита, когда банк выдает целевую ссуду на покупку автомобиля. Согласно кредитному соглашению, полученная сумма не может быть потрачена ни на что другое. Чаще всего, она перечисляется непосредственно продавцу машины, у которого вы решили приобрести транспортное средство.
  • ипотечное кредитование – займ на покупку жилья (квартира, дом) как на вторичном, так и на первичном рынке. Разновидность ипотеки - ипотечный потребительский кредит. Это сочетание признаков и ипотечного кредита и потребительского кредита.
  • нецелевой кредит на потребительские нужды – банк выдает средства заемщику средства на любые цели. Особая разновидность этого банковского продукта - кредитная карта, именной платежно-расчетный документ в виде персонифицированной пластиковой карточки, выдаваемый банком-эмитентом своим клиентам для безналичной оплаты, приобретения ими в кредит товаров и услуг в розничной торговой сети.

Есть и другие типы розничных кредитов – ссуда на образование, отдых, на неотложные нужды и т.д.

  1. По способу погашения:
  • кредит, погашаемый в рассрочку (например, ипотека);
  • кредит, погашаемый единовременно (например, нецелевой экспресс-кредит).
  1. По наличию обеспечения:
  • беззалоговые кредиты (например, на неотложные нужды)
  • кредит, под который банк требует обеспечение (машина, квартира и т.д.). [7]

Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Он выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд и отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производственных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, по размеру процента и др. Кредит ускоряет получение населением определенных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь только в будущем – при условии накопления суммы денежных средств, необходимой для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению с одной стороны, увеличивает его текущий платёжеспособный спрос, повышает жизненный уровень, а с другой – ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капитала производителей товаров.

Субъектами кредитных отношений являются кредитополучатели – физические лица и кредиторы – банки, небанковские кредитно-финансовые организации (ломбарды, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, пункты проката), предприятия и организации. Между банком и населением может существовать посредник, например, торговая организация.

Потребительский кредит важен для кредитора, потому что:

  • повышает его имидж в решении социальных проблем общества;
  • имеет относительно небольшой кредитный риск благодаря широкому диапазону кредитополучателей; не слишком крупным для самого кредитора суммам и четко определенному залогу возврата кредита;
  • заключение кредитных договоров часто является предпосылкой для использования кредитополучателем и других услуг, особенно банковских.

Потребительский кредит регулируется со стороны государства более тщательно по сравнению с другими формами кредита, так как связан с потребностями населения, регулированием его уровня жизни. Регулирование может затрагивать уровень процентных ставок, сроков с соблюдением принципов социальной справедливости, доступности кредита для населения. Потребительский кредит способствует относительному выравниванию уровней жизни лиц с неодинаковыми доходами, сокращает разрыв между уровнем и структурой потребления различных социальных слоёв населения.

Основными объектами кредитования являются затраты населения, связанные с удовлетворением потребностей текущего характера, а также затраты капитального характера на строительство и поддержание недвижимого имущества.

Классификация потребительских кредитов осуществляется по определенным признакам:

  • целевому характеру;
  • субъектам кредитных отношений: банковские и небанковские кредиты;
  • способу организации предоставления ссуженных средств: кредиты организованные и неорганизованные, прямые и косвенные;
  • формам выдачи: товарные и денежные кредиты;
  • степени покрытия кредитом стоимости потребительских товаров, услуг: кредиты на полную стоимость или частичную их оплату;
  • способу погашения кредита: погашаемые постепенно или разовым платежом;
  • срокам выдачи: краткосрочные и долгосрочные.

В зависимости от целевого назначения потребительские кредиты бывают:

  • инвестиционные;
  • для покупки особых товаров или оплаты услуг;
  • на развитие личных хозяйств;
  • целевые кредиты отдельным социальным группам;
  • на целевые потребительские нужды;
  • чековые;
  • под банковские кредитные карточки. [3, с.233-236]

 

    1. Определение объёма эффективных кредитных ресурсов

 

Величина кредитных вложений определяется объемом собственных и привлеченных средств. Однако в соответствии с принципом регулирования деятельности банка вся сумма этих средств, даже если из нее исключить стоимость зданий, сооружений и другие материальные ресурсы, не может быть использована для кредитования. Поэтому одной из задач банка является определение объема эффективных ресурсов, которые могут быть направлены на осуществление кредитных вложений. Для исчисления их объема может быть использована формула 1:

 

КРэ =УФ + Осс + Д + Ор + Опр - НЛА - 0,14*Об1 – 0,11*Об2 –            (1)

0,08*Об3 -  0,09*В - 0,05* П,

 

где  КРэ  - кредитные ресурсы эффективные; 

УФ - уставный фонд; 

Осс  -остатки собственных средств банка;

Д - депозиты;

Ор - остатки на расчетных и других счетах клиентов;

Опр - остатки прочих привлеченных средств;

НЛА-ресурсы, вложенные в здания банка, оборудование и другие низколиквидные активы; Об1 - остатки привлеченных средств до востребования и срочные вклады до 30 дней (14% - отчисления от привлеченных средств); Об2 -срочные обязательства от 31 дня до 90 дней (11% - отчисления от привлеченных средств); Об3 - срочные обязательства свыше 90 дней (8% -отчисления от привлеченных средств);

В - остатки по валютным счетам (9% -отчисления от остатка на валютных счетах);

П - средства размещенные в ликвидные активы, исключающие их использование для выдачи ссуд (5% -минимум отчислений от итога пассива).

Согласно приведенной выше формуле объем эффективных ресурсов определяется, как разница между суммой пассивов баланса банка (за вычетом вложений в активы — здания, сооружения и др., которые не могут быть высвобождены и направлены на кредитные вложения) и остатков привлеченных средств, направленных в фонд регулирования кредитных ресурсов, а также размещенных 
в ликвидные активы, исключающие их использование для выдачи ссуд. 
 Объем свободных кредитных ресурсов (КРс) так же, как и дефицит

кредитных ресурсов (КРд), можно определить как разницу между суммой эффективных кредитных ресурсов (КРЭ) и фактических кредитных вложений (КВф).

                                        (2)

 

Следует отметить, что размещение свободных ресурсов производится с учетом фактора времени — возможного периода их применения. Для этого необходимо распределять ресурсы кредитных вложений по срокам использования. 
 Эффективность использования кредитных ресурсов рассчитывается по формуле 3:

 
Экр = ,                                                   (3) 

где КВфi – фактические кредитные вложения;

Тi – период, на который выданы ссуды;

КРэi – эффективные кредитные ресурсы.

Рассчитав эффективность кредитных ресурсов, можно определить степень недоиспользования ресурсов, или процент резерва в использовании кредитных ресурсов:

 

                                             (4)

 

При анализе эффективности использования кредитных ресурсов следует иметь в виду, что за расчетами степени недоиспользования кредитных ресурсов скрываются реальные потери прибыли банка. [8]

 

    1. Показатели, характеризующие эффективность использования кредитных ресурсов

Информация о работе Анализ кредитования населения банком