Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В России в настоящее время в ходе реформирования экономической, политической и социально-культурной  сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного аппарата, в том числе той его части, в которой предусмотрено исполнение военной службы.

Проведение военной реформы в Российской Федерации – это общегосударственная задача, непосредственно затрагивающая различные сферы деятельности государства (внутреннюю и внешнюю политику, экономику, социальную и духовную жизнь страны) и  касающаяся деятельности различных государственных и общественных институтов.

Военнослужащим, выполняющим функции военной организации государства, являющейся частью государственного аппарата, принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым обеспечения возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

Процесс реформирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба,  требует дальнейшего развития и совершенствования военного законодательства в целях  оптимизации  структуры военной организации государства, демократизации отношений в ней, а также обеспечения законности в деятельности органов военного управления и должностных лиц.

Решение о создании Вооруженных Сил Российской Федерации было принято 7 мая 1992 г.1 на основе принципов подконтрольности военных структур федеральным органам государственной власти, соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) концепции безопасности России, многонациональной кадровой армии, единоначалия, постоянной боевой готовности, учета национально-исторических традиций, норм международного права и мирового опыта военного строительства.  В последующем были созданы другие государственные военные организации и органы, вошедшие в военную организацию Российской Федерации.

16 июля 1997 г. Президент РФ издал  Указ “О первоочередных мерах  по реформированию Вооруженных  Сил Российской Федерации и  совершенствованию их структуры”2, которым с 1 января 1999 г. установлена штатная численность Вооруженных Сил страны 1,2 млн. человек и определены  основные направления проведения организационных мероприятий и их финансирования. В соответствии с принятыми решениями о дальнейшем проведении военной реформы в  Российской Федерации численность Вооруженных Сил   сократится до 850 тыс. человек, также значительно будут сокращены другие элементы военной организации государства3. Конечной целью военной реформы является создание меньших по численности, но мобильных, хорошо оснащенных и подготовленных к решению поставленных задач войск, воинских формирований и органов, в которых исполняется военная служба.

Таким образом, в условиях реформирования военной организации Российской Федерации  необходимо уточнить понятие “военная служба”, которое бы отражало специфику особого вида человеческой деятельности – государственной службы. Концептуальный подход к определению военной службы намечен в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 7064, которая, раскрывая понятие военной организации государства, уточняет, что ядром ее являются Вооруженные Сил, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами. Однако проблема заключается в том, что ни Концепция национальной безопасности, ни Военная доктрина Российской Федерации не определили задачи военной безопасности и военные методы, которыми они должны решаться. Содержание понятия “военная служба” раскрывается  через исследование ее целей, задач и функций, принципов, сфер ее применения, общих и особенных признаков военной службы как разновидности государственной службы. Следовательно, назрела необходимость разработки концепции военной службы как системы  научных взглядов  на  специфическую деятельность граждан Российской Федерации в интересах государства и общества.

Другим важнейшим направлением военной реформы в Российской Федерации является совершенствование правовых отношений, складывающихся в процессе организации и прохождения военной службы.  Проблема совершенствования правового регулирования этих отношений имеет непреходящее значение для теории права, а также  практической  деятельности государственных  органов  по совершенствованию законодательства в этой области.

Военная служба, являясь по определению особым видом федеральной государственной службы5, представляет собой сложный комплексный институт. Она регулируется нормами как административного, так  и конституционного, финансового, уголовного и некоторых других отраслей российского права, определяющими ее особенности и отличия от других видов государственной службы. Формирование современной высокоэффективной военной службы находится в центре внимания Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, многих государственных органов. Как от реформы государственной службы, так и от достижения целей военной реформы, одной из которых является реформирование военной службы, во многом зависит решение вопроса  становления в  России истинно демократического федеративного правового государства.

Все вышеизложенное позволяет  утверждать,  что  исследование всей совокупности проблем  военной службы входит  в настоящее время в число актуальных задач российского права. 

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации и целого ряда «военных законов» коренным образом был изменен порядок прохождения военной службы в Российской Федерации. Приняты и вступили в законную силу основополагающие федеральные законы, в том числе, предусмотренные Конституцией страны, регулирующие введение чрезвычайного положения и военного положения; устанавливающие принципы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы. Однако, ряд нормативно-правовых актов, и в первую очередь законы, направленные на обеспечение социальной защиты военнослужащих, выполняются не в полном объеме. Это обусловлено, прежде всего, недостаточным их финансовым обеспечением, а так же практическим отсутствием юридической ответственности за их неисполнение.

Современное законодательство в военной области не представляет собой единой, целостной системы, в нем имеются пробелы и противоречия. Положения отдельных законов носят декларативный характер, они изобилуют отсылочными нормами и бланкетными нормами, в них отсутствуют или имеются в недостаточном количестве нормы прямого действия.  Разнообразная, не унифицированная терминология затрудняет правоприменительную деятельность, создает правовые коллизии.

Законодательное расширение перечня оснований для освобождения от военной службы по призыву и отсрочки от призыва на военную службу привело к дефициту призываемых на военную службу людских ресурсов и низкому уровню призывного контингента. В результате возникли серьезные проблемы комплектования Вооруженных Сил и других войск, особенно с учетом того, что законодательством установлено досрочное увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и участвующих в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Государство, законодательно установив военную службу по контракту, не создало для нее необходимых условий и не несет ответственности перед военнослужащими за невыполнение контракта со стороны государства. Не обеспечение и невыполнение отдельных льгот, а также неполная реализация части прав, установленных законами, усиливает социальную напряженность среди военнослужащих и является одной из главных причин массового досрочного увольнения военнослужащих, прежде всего офицеров, с военной службы.

В последние годы в нашей стране произошли существенные изменения. Существенные изменения проводятся в области военной организации государства, активным образом осуществляется административная реформа. Неоднократно уточнялись предназначение и функции органов государственной власти, преобразовывались федеральные органы исполнительной власти, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, решающих задачи обороны и безопасности государства, составляющих ядро ее военной организации.

 Однако реформирование военной  организации Российской Федерации  невозможно без значительной  переработки действующего законодательства, регулирующего, в частности, и порядок  прохождения военной службы. Нормативно-правовые  акты, регулирующие социально-правовую  защиту военнослужащих, нуждаются  в безусловной, тщательной правовой  экспертизе, существенном обновлении  и очищении от балласта.

Комплексное обоснованное проработанное законодательство, регламентирующее порядок прохождения военной службы, с продуманным механизмом внесения в него изменений и дополнений и безусловным соответствием Основному закону страны – Конституции Российской Федерации, позволит обеспечить единство регулирования вопросов прохождения военной службы, ответственности военнослужащих, их правовой и социальной защиты, будет способствовать поддержанию высокого престижа военной службы, боеспособности и боеготовности войск, воинских формирований и т.п.

До настоящего времени в научных кругах идут споры вокруг правового содержания понятий «военная служба», «прохождение военной службы», не исследованы основные элементы прохождения военной службы, не осуществлен комплексный анализ правовых норм, регламентирующих порядок прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации, не достаточно изучен опыт армий ведущих иностранных государств с развитой системой военного законодательства.

Проблема правового регулирования прохождения военной службы рассматривалась и прорабатывалась как учеными дореволюционного периода (Греков А., Добровольский А.М., Лобко П.В., Лузанов, Редигер А.Ф., Штейн и др.), так и советского (Антошин А.М., Артамонов Н. В., Бурдин П.К., Колибаба Г.Н., Корольков Н.Н., Кузнецов Н.И., Лунев А.Е., Овсянко Д.М., Романов П.И., Серегин В.П., Скрипилев Е.А., Старов Б.Ф., Стрекозов В.Г. и др.), а также современного российского периода (Вахидов А.Т., Глущенко П.П., Кудашкин А.В., Мигачев Ю.И., Смирнов Д.В., Фатеев К.В. и др.).

Актуальность темы, дальнейшей проработки и совершенствования вопросов, связанных с прохождением военной службы в Российской Федерации, обусловлена следующими факторами:

  • произошли существенные политические, экономические и социальные изменения в Российской Федерации, обусловившие формирование новых взглядов во внутренней и внешней политике на роль и место в государстве Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба;
  • изменились ценностные ориентации большинства населения страны, значительно понизился престиж военной службы;
  • реформируется военная организация Российской Федерации. Подчас в результате отказа «от старого», без учета положительного многовекового опыта правового регулирования военной службы в России, появляются недостаточно продуманные правовые нормы, которые способны даже привести к утрате отдельными правовыми институтами своего первоначального назначения. Так, например, в современном законодательстве исключено важнейшее условие присвоения воинского звания – положительная аттестация. Воинское звание военнослужащему стало присваиваться в случае истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании и занятия им соответствующей должности. Тем самым, из пяти функций системы воинских званий (отражения заслуг, авторитета, военной и специальной квалификации военнослужащего, его служебного стажа и служебного положения) утрачены первые две и частично третья, и как следствие, система воинских званий перестала являться стимулом надлежащего исполнения военнослужащими своих обязанностей, что может отрицательно сказаться в дальнейшем на военной службе в целом;
  • коренным образом изменилось законодательство Российской Федерации, в том числе и в военной области. Часто без изменения действующих законов принимаются новые нормативные правовые акты. В связи с этим появляется достаточное число пробелов и коллизий права, что привело к недостаточному совершенству действующего законодательства, в том числе и в вопросах прохождения военной службы по контракту.

Таким образом, выбор указанной темы исследования обусловлен ее актуальностью и недостаточной степенью научной проработанности вопросов, связанных с прохождением военной службы, в том числе по контракту в Российской Федерации.

Объектом настоящего исследования является прохождение военной службы, под которым понимается процесс служебно-правового положения военнослужащего в связи с наступлением определенных юридических фактов с момента поступления этого гражданина на военную службу и до ее окончания.

Предметом исследования являются нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы.

Целями  исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.

В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:

  • определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
  • определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
  • провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
  • осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
  • проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;
  • сформулировать основные направления совершенствования военного законодательства в области  регулирования военной службы по контракту;
  • выработать конкретные предложения по повышению действенности  нормативно-правовых актов, регулирующих прохождение военной службы и  социально-правовой статус военнослужащего.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы