Анализ и управление оборотными активами на предприятии на примере ОАО «Алтайвагон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания выпускной работы является изучение процессов анализа и управления оборотными активами в целях выработки обоснованных и оптимальных управленческих решений по повышению эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– охарактеризовать сущность оборотных активов как экономической категории и управление ими;
– привести краткую характеристику предприятия ОАО «Алтайвагон»;
– провести анализ финансовой деятельности предприятия, дать оценку платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, провести анализ ликвидности оборотных активов, проанализировать движение денежных средств.
– провести диагностику оборотных активов предприятия, в которую входят такие процедуры как анализ обеспеченности предприятия оборотными активами, а также анализ показателей эффективности управления оборотными активами предприятия;
– выявить «узкие места» в управлении оборотными активами, для разработки необходимых рекомендаций по оптимизации управления оборотными активами на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………………4
Теоретические основы управления и анализа оборотных активов……………….7
Экономическая сущность и классификация активов…………..………………….7
Общие основы управления оборотными активами…………...………………….14
Анализ оборотных активов предприятия…………………………………………21
Анализ оборотных активов предприятия ОАО «Алтайвагон»…………………36
Характеристика объекта исследования………………………….………………..36
Анализ финансовой деятельности предприятия………..………………………..43
Анализ обеспеченности предприятия оборотными активами……..……………62
Анализ показателей эффективности управления оборотными активами предприятия…………………………….……..68
Разработка мероприятий по повышению эффективности управления оборотными активами предприятия ОАО «Алтайвагон»…………..…………………75
Резервы повышения эффективности управления оборотными активами предприятия………………………………...…75
Рекомендации по управлению оборотными активами и стратегии их финансирования………………………………….……………89
Прогнозные значения коэффициентов с учетом их изменения…………...……..92
Заключение……………………………………………………………………………….98
Список использованных источников………………………...………………………..100

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ казань.docx

— 659.51 Кб (Скачать файл)

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности  [40].

Основными видами деятельности ОАО  «Алтайвагон» являются:

- производство подвижного состава;

- ремонт и модернизация подвижного состава;

- производство и реализация тепловой энергии;

- производство  и реализация запасных частей к подвижному составу и иной промышленной продукции;

- внешнеэкономическая деятельность, в том числе экспортно-импортные и товарообменные операции.

Эти виды деятельности закреплены в уставе. Их перечень   не   является   закрытым. Обладая общей правоспособностью, Общество имеет  гражданские права и исполняет  обязанности, необходимые    для    осуществления    любых    видов    деятельности,    не    запрещенных федеральными законами.

В структуру  предприятия входит головное предприятие в городе Новоалтайске  занимается разработкой и изготовлением новых моделей, а также осуществляет деповской и капитальный ремонт грузовых вагонов; филиал в г. Рубцовске (Алтайский край) производит стальное литье, организационная структура предприятия ОАО «Алтайвагон» представлена а приложении Б. Филиал в г. Кемерово (Кемеровская область) собирает различные модели железнодорожных платформ.

Общество  имеет следующие органы управления:

1) общее  собрание акционеров;

2) совет  директоров (Гридин А.В., Колесников  А.И., Федяев М.Ю., Хачатурян С.Г., Шек  С.А.);

3) единоличный  исполнительный орган – генеральный  директор (решением Совета директоров ОАО «Алтайвагон» от 29.01.2010 на должность генерального директора ОАО «Алтайвагон» назначен Дмитрий Евгеньевич Медведев).

Совет директоров общества осуществляет общее руководство  деятельностью общества, за исключением  решения вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом к компетенции  общего собрания акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (генеральным директором). Структура управления предприятия ОАО «Алтайвагон» представленна на рисунке 2.1. Единоличный исполнительный орган подотчетен совету директоров общества и общему собранию акционеров. Генеральный директор назначается Советом директоров  сроком на  3 года.

В 2010г. предприятие удостоено высшей награды Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири – ГЕММА-2010», проводимого при поддержке полномочного представителя Президента РФ и под патронажем Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (союз губернаторов Сибири и Урала), Диплома III степени конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года» в номинации «За развитие социального партнерства» и Диплома I степени в номинации "За формирование здорового образа жизни на предприятии". Акционерное общество на основании предложения Управления Алтайского края по промышленности и энергетике было включено в Национальный реестр "Ведущие промышленные предприятия России (Свидетельство № 3010).


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1- Структура управления ОАО «Алтайвагон»

По итогам работы в 2011 году ОАО «Алтайвагон» было награждено Почетной грамотой Российского Союза промышленников и предпринимателей за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта.

Среднесписочная численность работающих на «головном  предприятии» ОАО "Алтайвагон" за 2011 год составила 3 845 человек (3 778 человек  всего за 2010 год), увеличение на 67 человек. С 2003 года одним из приоритетных направлений кадровой политики предприятия стало омоложение коллектива: на завод было принято много молодых специалистов, которые сейчас уже перешли во вторую категорию – от 25-до 30 лет, и составляют почти треть всего персонала. Основная же возрастная категория  от 35-до 55 лет. Она составляет около половины всех работников. Это высококвалифицированный, опытный костяк предприятия. Сокращается количество работников свыше 55 лет и младше 25. На такую динамику опять же повлиял кризис – вследствие которого пришлось увольнять  работников. Также предприятие создает условия для профессионального и культурного развития своих работников, роста их благосостояния. ОАО «Алтайвагон» является  социально ориентированным предприятием.

Обладая   общей правоспособностью,   Общество  имеет  гражданские права  и  исполняет  обязанности, необходимые    для    осуществления видов    деятельности,    не    запрещенных федеральными законами.

Основную  часть своей продукции Алтайвагон реализует в России, остальное  направляется на экспорт — в Казахстан, Эстонию, Узбекистан и Монголию.

Завод является фактически единственным поставщиком  крытых грузовых вагонов для всей сети железных дорог СНГ, а также  единственным в России серийным производителем автомобилевозов. Доля «Алтайвагона» в 2011г на рынке грузовых вагонов СНГ составляет 6,76 %. «Алтайвагон» занимает второе место среди самых динамичных компаний среднего бизнеса в России. Выручка от реализации ОАО «Алтайвагон» за 2011 год сложилась в сумме 17,9 млрд. рублей, что выше показателя предыдущего года на 3,1 млрд. рублей.

Отдел главного конструктора занимается разработками различных видов подвижного состава по разовым заявкам заказчиков. Это могут быть платформы, цистерны, полувагоны и специализированные крытые вагоны.

Производственные  мощности ОАО «Алтайвагон» позволяют  изготавливать до 7500 грузовых вагонов, а ремонтировать и модернизировать  до 1200 в год. Основные производственные цеха способны обеспечить изготовление трех моделей вагонов одновременно, проведение ремонтов различной сложности шести видов грузовых вагонов одновременно. При этом ремонт может быть различной сложности: деповской, капитальный, капитальный с продлением срока эксплуатации. Сегодня Рубцовский филиал изготавливает свыше 3300 тонн стального литья ежемесячно, номенклатура продукции насчитывает более 55 позиций отливок, включая мелкое, среднее и крупное литье.

Ниже  представлены основные экономические  показатели деятельности ОАО «Алтайвагон» за 2009-2010гг.

Рисунок 2.2 - Объем производства ОАО «Алтайвагон» за 2009-2011 гг.

Как видно на рисунке 2.2 объем производства вагонов имеет максимальный показатель в 2010 г. Удельный вес во всей товарной продукции ОАО "Алтайвагон" от производства вагонов в 2010 году составил 98,32% (в 2009 году составлял 83,8% товарной продукции). Структура продукции в 2011 году изменилась в плане увеличения количества крытых вагонов и количества платформ  различных модификаций. Удельный вес вагонов в 2011 году составил 87,5% (в 2010 году составлял 98,32%). Причинами падения объемов производства вагонов является дефицит литья. Ремонт вагонов в 2011 году не проводился, что говорит о повышении качества производимой продукции.

Рисунок 2.3 - Объем товарной продукции, тыс. руб.

На рисунке 2.3 представлена динамика объемов товарной продукции за 2009-2011 гг. Из рисунка 2.3 мы видим, что объемы товарной продукции ежегодно увеличиваются, несмотря на сокращение производства. Это связано с тем, что нереализованная продукция скапливается на производственных складах, увеличивая тем самым запасы готовой продукции, но при этом сокращая доходность предприятия.


Рисунок 2.4 - Доля ОАО "Алтайвагон" на рынке России в объеме производства 2011 г.(шт)

На рисунках 2.4 и 2.5 представлены Доля ОАО "Алтайвагон" на рынке России в объеме производства 2011 г., а также Доля ОАО «Алтайвагон" на рынке СНГ в объеме производства за 2011 год.

Основной  фактор конкурентоспособности ОАО "Алтайвагон" - развитие производства крытых вагонов. В данном секторе  рынка "Алтайвагон" имеет наибольшие конкурентные преимущества. Так же "Алтайвагон" - единственное вагоностроительное предприятие за Уралом, которое находится  в выгодном территориальном положении  для потребителей Западной Сибири и  Дальнего Востока и выпускает  наиболее востребованные марки вагонов  для добывающей и перерабатывающей промышленности вышеназванных регионов (крытый вагон полувагон, платформа  для перевозки леса, цистерна нефтебензиновая).

Рисунок 2.5 - Доля ОАО «Алтайвагон" на рынке СНГ в объеме производства за 2011 год.

Основную  часть своей продукции Алтайвагон реализует в России, остальное  направляется на экспорт — в страны СНГ. Завод является фактически единственным поставщиком крытых грузовых вагонов для всей сети железных дорог СНГ, а также единственным в России серийным производителем автомобилевозов. Как видно из рисунка 2.5, доля ОАО «Алтайвагон» на рынке вагоностроения в России составляла 12,39%, а на рынке СНГ – 6,76%.

ОАО «Алтайвагон» имеет перспективу занять лидирующее положение в отрасли. Оно обладает такими сильными сторонами, как: монопольное положение по серийному производству крытых автомобилевозов, высокая доля рынка, низкий износ основных фондов, собственное производство мелкого и среднего литья, близость к сырьевым регионам, собственные железнодорожные подъездные пути и другие.

 

2.2  Анализ финансовой деятельности предприятия

 

Исходной информацией для анализа финансового состояния ОАО «Алтайвагон» является бухгалтерская отчетность представленная в Приложение В.

Существует  большое количество показателей, позволяющих  оценить финансовую устойчивость предприятия. Для оценки устойчивости используем  методику коэффициентного анализа [52].

Рассмотрим  показатели, характеризующие различные  аспекты деятельности предприятия ОАО «Алтайвагон»:

  1. Рассчитаем среднемесячную выручку по формуле:

                                                              К1=В/Т,                                                               (20)

где В – валовая выручка, т.е. выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг без вычетов;

Т – количество месяцев в рассматриваемом периоде.

К12009=188480/12=15706,7(тыс. рублей/месяц);

К12010=3488346/12=290695,5(тыс. рублей/месяц);

К12011= 354232,1(тыс. рублей/месяц);

                                      К2 = ДС / К1,                                                  (21)

где ДС- денежные средства;

К1- среднемесячная выручка.

К2 2009 год = 9270/ 15706,7= 0,59;

К2 2010 год = 64365 / 290695,5= 0,22;

К2 2011 год = 190118 / 354232,1= 0,54

Среднесписочная численность работников:

К3 2009 год =5848 человека;

К3 2010 год = 7241 человека;

К3 2011 год =7716 человека.

Расчёты показали, что среднемесячная выручка  в 2010 году увеличилась на 274988,8 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом, а в 2011году выручка увеличилась на 63536,6тыс. рублей (т. е. на 21,9 %) по сравнению с 2010 годом. Данная  ситуация говорит о стабильности предприятия в данный период времени.

Доля  денежных средств в выручке за 2010 год уменьшилась 0,37 по сравнению  с 2009 годом, а в 2011 году увеличилась на 0,32 по сравнению с 2010 годом. Численность персонала в 2010 году увеличилась на 1393 человека по сравнению с 2009 годом и составила 7241человек, в 2011 год также произошло увеличение, и численность персонала составила 7716 человек.

2) Рассчитаем степень платежеспособности общую (К4), которая определяется как частное от деления суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячную выручку:

                      К4 = ЗС/К1,                                                     (22)

где ЗС -заемные  средства (стр. 1500 + стр. 1400);

К42009= (3225985+892330)/15706,7=262,2

К42010= 15,1

К42011= 16,7

Показатель  «степень платежеспособности общая» характеризует  общую ситуацию с платежеспособностью  предприятия, объемами ее заемных средств  и сроками возможного погашения  задолженности организации перед  ее кредиторами. Данный показатель показывает, в какие средние сроки предприятие может рассчитаться со своими кредиторами при условии сохранения среднемесячной выручки, полученной в данном отчетном периоде, если не осуществлять никаких текущих расходов, а всю выручку направлять на расчеты с кредиторами. Тенденция к снижению данного показателя положительно характеризует экономику предприятия.

Данные  расчеты показывают, что с каждым годом у предприятия при увеличении выручки появляется возможность  быстрее погашать кредиторскую задолженность, если всю выручку направлять на расчеты  с кредиторами.

Рассчитаем  коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5):

      К5 = (ДП + ККиЗ)/К1,                                          (23)

где ДП -долгосрочные пассивы;

 ККиЗ  –краткосрочные кредиты и займы.

К52009= (892330+1261797)/15706,7=137,1

К52010=3,3

К52011= 5,9

Рассчитаем  коэффициент задолженности другим организациям (К6), который вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «поставщики и подрядчики», включая векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, авансы полученные и «прочие кредиторы» на среднемесячную выручку.

                                            К6 = (ПиП + ПК)/К1,                                          (24)

где ПиП- поставщики и подрядчики;

ПК-прочие кредиторы.

К62009= (879651+231494)/15706,7=70,7

К62010= 2,6

К62011=1,8

Расчеты показали, что данный коэффициент  к концу 2011г уменьшился. То есть уменьшилась  задолженность перед поставщиками и подрядчиками, дочерними и зависимыми обществами, прочими кредиторами, что является положительным фактором.

Информация о работе Анализ и управление оборотными активами на предприятии на примере ОАО «Алтайвагон»