Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры ФИЛОСОФИЯ.docx

— 261.88 Кб (Скачать файл)

1. Философия, ее  роль в жизни человека и  общества.

 

В самом общем плане, в  широком значении слово философия  представляет собой в переводе с  греческого «любовь к мудрости», однако в современной науке существует довольно большое число определений философии. В принципе, каждая эпоха, каждый мыслитель привносили что-то свое в понимание философии. Например: мымслитель Артур Шопенгауэр полагал, что философия это житейская мудрость. Гегель сравнивал философию с совой-минервы. А Людвиг Видгинштейн доказал, что философия это наука о сущности языковых процессов. В последнее время наиболее распространены следующие определения:Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, сознания общества, мышления и человека.Вместе с тем иногда употребляют и определение философии как системно-рационализированного мировоззрения, которое основано на достижениях науки и техники, научном доказательстве, опыте священных книг и интуитивных формах познания.пТаким образом, предмет философии заключен в окружающем мире и человеке, а особенность и специфика философского знания в высокой степени обобщенности и абстрагированности.Ряд наук традиционно считаются философскими: история философии, логика, этика, эстетика(наука о прекрасном).В обществе философия выполняет ряд важнейших функций:1. Мировоззренческая.2. Методологическая.3. Культурно- воспитательная – ориентирует человека и общество на идеалы ценностей добра и т.д.4. Гумманистичекая – главная ценность философии – человек, его личность.5. Прогностическая – содержит представления о целях, задачах развития цивилизации общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Философия и  право. Философия как мировоззрение.  Философия и религия.

Взаимосвязь философии  и права. Сущностный характер взаимодействия философии и правовой деятельности. Многообразие форм  проявления философско-правовых идей: концептуальные системы, выдвинутые представителями философской мысли; постановка и обсуждение философских проблем в различных системах правопонимания; отражение мировоззренческих идей в базовых нормативно-правовых документах, общественных дискуссиях, личных убеждениях юристов-профессионалов. Возрастание значения философии права как фактора эволюции современной цивилизации. Глобальные и национальные причины повышения роли мировоззренческого самопознания юридической теории и практики. Необходимость совершенствования методологической культуры юристов, их нравственных и деловых качеств, развития навыков постановки и разрешения философских проблем правовой деятельности.Исторические судьбы развития философии права в России, ее современное состояние. Социальные, философские, практико-юридические, теоретико-правовые, педагогические причины возрождения философии права в России как самостоятельной отрасти научного знания и учебной дисциплины. Многообразие и противоречивость подходов к пониманию назначения и содержания философии права. Современные дискуссии по проблемам структуры, функций философии права, соотношения с политико-правовыми и историко-правовыми дисциплинами. Характеристика предмета философии права. Предмет философии права как интегративная характеристика ее объектной области, познавательных целей, содержания понятий, специфики методов познавательной и практической деятельности.  Правовая деятельность как объектная область философии права. Понятия правовой культуры, правового мировоззрения, правового сознания, правовой науки, правовой практики. Правовая практика как деятельность по созданию, внедрению, применению правовых норм в жизни общества, их совершенствованию, повышению правовой культуры субъектов общественных отношений, подготовке юристов-профессионалов. Цель философии права – формирование мировоззренческой основы правовой деятельности с позиций философского понимания предельных оснований бытия. Основные функции философии права по отношению к правовой деятельности: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, методологическая.Проблема структуры философско-правового знания. Сочетание предметного и проблемного подходов к определению структуры философии права. Понятия онтологии права, аксиологии права, гносеологии права, методологии права. Проявление структурности правового знания (государственное право, уголовное право и т.п.) в структуре философско-правовой проблематики. Философско-правовое учение как форма существования философии права в определенных исторических условиях; концептуально оформленная система идей, отображающих природу права, закономерности его функционирования и развития с позиций определенного философского мировоззрения. Структура философско-правового учения. Общефилософская ориентация, исторический тип философствования. Понятие «субстанциального типа правопонимания» как представления о первооснове, субстанции права (абсолют, природа, общество, человек, разум). Отображение специфики национально-исторического развития в содержании философско-правового учения. Проблема сущности права. И.Кант о трудности определения сущности права. Разнообразие подходов к пониманию сущности права.  Описание совокупности социальных качеств права (по Дж. Г. Берману). Правовые институты и учреждения. Наличие профессиональных кадров юристов. Система юридического образования. Наличие науки о праве. Системность. Способность к развитию. Наличие закономерностей эволюции. Возможность воздействия на власть. Сосуществование элементов различных правовых систем. Наличие правовых идеалов. Энциклопедический подход (ЮЭС, М.,1999.) Право как система норм, опирающихся на общественную власть. Право как императив, стоящий над государством и законом. Право как совокупность действующих социальных регуляторов. Теологический подход. Право как совокупность нормативных принципов, освященных божественной властью. Философско-социологические подходы. Право как сила, воля, власть. Право как справедливость. Право как интерес. Право как общая польза. Право как минимум добра. Право как атрибут государства. Право как мера свободы личности в обществе

Интегративные подходы. Либертарно-юридический (Нерсесянц В.С.). Сочетание нормативизма, юснатурализма, социологизма, философии. Право как система коммуникации (Поляков А.В.) и др. Рефлексивный подход. Право как рефлексивная, нормативно-властная форма социального бытия человека.Интегративно-деятельностный подход к пониманию сущности права. Его мировоззренческая фундаментальность, философско-социологическая значимость. Взаимосвязь с потребностями взаиморазвития философии права и общей теории государства и права. Право как рефлексивная деятельность по нормативно-властному регулированию общественных отношений.Философия права в самом общем плане рассматривается как область познания, реализующая взаимные связи философии и правовой деятельности. Выступая в качестве мировоззренческой основы, она направляет их взаимовлияние, служит формой самопознания (рефлексии) правовой деятельности, средством систематизации юридического образования, ориентиром нравственной культуры юридических кадров.   Существование и развитие подобных "смежных" или "переходных" областей интеллектуального труда не является уникальным явлением. Оно свидетельствует, с одной стороны, о действенности философского мировоззрения, его социальной "востребованности" и реальной способности влиять на происходящие в обществе процессы. С другой - подобные относительно самостоятельные области философствования способны сформировать лишь масштабные, мировоззренчески "насыщенные" сферы социальной деятельности. Например, предметом философии науки считаются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте [158].      Более того, философия права "по праву" может претендовать на достойное место среди подобных философских дисциплин как по историческому возрасту своего существования, так и по степени развитости системы мировоззренческих представлений, их общественной значимости. Данное обстоятельство обусловлено действием ряда обстоятельств объективного и субъективного характера.Одним из основных понятий философии, как науки является мировоззрение – система взглядов человека на мир и на его место в этом мире.

В мировоззрение принято  выделять два уровня:1. Мировосприятие  - характерна эмоциональность, образность.2. Миропонимание – характерны рациональные способы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Философия как наука  включает в себя ряд разделов:1. Метофилософия – теория философского знания.2. Онтология – наука о бытие, наука об окружающем мире.3. Гносиология – теория познания.4. Аксиология – наука о ценности. 5. Социальная философия – наука изучающая общество. 6. Антрология – изучает человека.

Философия и религия 

имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Конечно, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,— там между религией и философией не ничего общего; они не то, что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музыка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, совершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для философии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели — к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположить, наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие мировоззрения,  его историчиеские типы, их сущность, функции, различия.

В современной теории философского знания традиционно выделяют три  исторических типа мировоззрения:

1. Мифология.

2. Религия.

3. Философия.

Мифология происходит от греческого «мифос» - «сказание, предание». Для мифологии характерны такие особенности как: фантастичность, наивность, образность, эмоциональность. Безуслово мифология характерна для ранних стадий развития человеческого общества и представляет собой одну из самых первых попыток осмысления окружающего мира.

Религия – на природу и  сущность этого явления существуют две точки зрения:

1. Религия – от латинского  «религиарэ» - «связывать» означает восстановление утраченной связи между богом и человеком.

2. Религия – вера в  сверхъестественное, в следствии господства природных сил, которые благодаря абстракции приобретают форму неземных (По Энгельсу), способствуя сохранению нравственных и культурных традиций, формированию политических и общественных развитий культуры.

Различаю ранние формы  религии, национальные и мировые.

К ранним относятся – тотемизм, анимизм (формирование души), антропоморфизм (наделение человека качествами), магия.

Национальные: иудаизм, индуизм, сикхизм (челма, борода), синтоизм, конфуцианство.

Мировые: буддизм, христианство, ислам.

Во всякой религии можно  выделить определенные элементы системы: догмата, священные тексты, орг.структура.

В современном обществе роль религии будет увеличиваться.

Отделение умственного  труда от физического, с одной  стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда  на мир и место человека в нем - философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Своеобразие  философского отношения к миру. Человек и мир: ценностные ориентации, проблема смысла жизни.

 

   Философия  - теоретически сформулированное  мировоззрение. Это система самых  общих взглядов на мир, место  в нем человека, уяснение различных  форм отношения человека к  миру. Философия отличается от  иных форм мировоззрения не  столько предметом, сколько способом  его осмысления, степенью интеллектуальной  разработанности проблем и методов  подхода к ним. Поэтому при  определении философии употребляются  понятия теоретическое мировоззрение,  система взглядов.

   На фоне  стихийно возникавших (житейских,  мифологических) форм миропонимания  философия предстала как специально  разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических  и религиозных традиций философская  мысль избрала своим ориентиром  не слепую, догматическую веру, не  сверхъестественные объяснения, а  свободное, критическое, основаное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

   В мировоззрении  всегда присутствуют два противоположных  угла зрения: направление сознания  «вовне» - формирование картины  мира, универсума и, с другой  стороны, его обращение «внутрь»  – к самому человеку, стремление  понять его суть, место, предназначение  в природном и социальном мире. Человека отличает способность  думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться,  желать, испытывать чувство долга,  укоры совести и т.д. Различные  отношения этих углов зрения  пронизывают всю философию. 

   Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.

   Философское  мировоззрение как бы биполярно:  его смысловые «узлы» – мир  и человек. Для философского  мышления существенно не разделенное  рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение.  Различные проблемы философского  мировоззрения нацелены на понимание  форм их взаимодействия, на осмысление  отношений человека к миру.

   Эта большая  многоплановая проблема «мир  – человек», по сути, выступает  как универсальная и может  рассматриваться как общая формула,  абстрактное выражение практически  любой философской проблемы. Вот  почему она может быть в  определенном смысле названа  основным вопросом философии. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"