Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры ФИЛОСОФИЯ.docx

— 261.88 Кб (Скачать файл)

   Центральное  место в столкновении философских  взглядов занимает вопрос об  отношении сознания к бытию,  или, другими словами, об отношении  идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

   Вопрос  о соотношении сознания и бытия,  духа и природы является основным  вопросом философии. От решения  этого вопроса, в конечном счете,  зависит истолкование всех других  проблем, определяющих философское  воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого  человека.

   При рассмотрении  основного вопроса философии  очень важно различать две  его стороны. Во-первых, что является  первичным – идеальное или  материальное? Тот или иной ответ  на этот вопрос играет в  философии важнейшую роль, потому  что быть первичным – значит  существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном  счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий  мир, законы развития природы  и общества? Суть этой стороны  основного вопроса философии  сводится к выяснению способности  человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

   Решая основной  вопрос, философы разделились на  два больших лагеря в зависимости  оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

   Вопрос  об отношении мышления к бытию  имеет еще вторую сторону –  вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий  мир? Идеалистическая философия,  как правило, отрицает возможность  познания мира.

   Первый  вопрос, с которого начиналось  философское познание: что собой  представляет мир, в котором  мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.

   Формирование  философии, наряду с возникновением  математики, знаменовало рождение  в древнегреческой культуре совершенно  нового явления - первых зрелых  форм теоретического мышления. Некоторые  другие области знаний достигли  теоретической зрелости значительно  позже и притом в разное  время. 

   К философскому  познанию мира предъявлялись  свои требования. В отличие от  других видов теоретического  познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное  теоретическое познание. Согласно  Аристотелю, специальные науки заняты  изучением конкретных видов бытия,  философия берет на себя познание  самых общих принципов, начал  всего сущего.

   В познании  мира философы разных эпох  обращались к решению таких  задач, которые либо временно, в определенный исторический  период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания,  компетенции отдельных наук.

   Можно заметить, что во всех философских вопросах  присутствует соотношение "мир  - человек". Прямолинейно ответить  на вопросы, связанные с проблемой  познаваемости мира, трудно - такова  природа философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные черты  философии Древнего Китая. Обзор  основных школ.

Китайская философия как и всякая другая отражает историю взаимоотношений человека и природы, человека и государства, человека и общества. Однако в отличае от любой филосовской системы философия Китая обладала (обладает) целым рядом специфических черт:

  1. Китайцам свойственен практичный взгляд на вещи, на окружающий мир, который не предполагает сколь либо серьезных обращений к сверхъестественному, а базируется на вполне достижимом политическом, социальном и экономическом идеале. Для претворения этого идеала в жизнь китайская философия обнаруживает или проявляет редкостный для западно-европейской философии проктицизм.
  2. Мышление китайцев и китайских мыслителей отличается ассоциативностью, оно не приемлет никаких абстракций. Во многом это обстоятельство обусловлено употреблением особого типа письма – пиктографии(иероглифы).
  3. Практически вся китайская философская система ставила своей целью сохранение и поддержание существующего политического и экономического порядка, поэтому китайская философия консервативна и традиционна. Китайские мыслители были убеждены, что золотой век Китая уже в прошлом и никогда не повторится, следовательно свою задачу они видели в сохранности существующего уклада жизни.
  4. Особое место в китайской философии занимает культ императора, который носил титул – «сын неба». Именно небо в философии Китая выступает олицитворением высшей справедливости «дэ». Безусловго китайская философия разрабатывает и принципы управления страной и государством «ли». По мнению китайских мыслителей император получил власть от неба, поскольку обладает именно высшей справедливостью. Поэтому единственным критерием власти Китая выступает мораль и этика.
  5. Особое место в философии Китая занимают книги песен и книги перемен (Ши-цзын и И-цзын). Влияние книги перемен простиралось практически на все области духовной культуры Китая, начиная с математики и астрономии и завершая литературой и музыкой. Книга перемен состоит из 64 гексагармм, каждая из которых соответствует определенному состоянию мира окружающей среды и отражает постоянную борьбу добра и зла, света и тьмы (иня и яня). Таким образом китайская философия формировала взгляд на окружающую действительность, как постоянно изменяющееся, динамично развивающееся начало.

 

Традиционно в философии  Китая выделяют 6 школ или направлнеий:

  1. Номинализм
  2. Натурфилософия
  3. Логизм
  4. Моизм
  5. Даосизм
  6. Конфуцианство

Основоположником даосизма принято считать китайского мыслителя  Лао-цзы, написавшего трактат «Дао дэ цзын». Этот трактат представляет собой книгу которая состоит из 81 параграфа, имеющая афористическую форму изложения. Центральным, основым понятием даосизма выступает «дао» - «путь, судьба, рок». Последователи утверждали, что дао содежится во всех вещах и явлениях окружающего мира, поэтому его нужно изучать. Вместе с тем важнейшим принципом философии даосизма выступает недеяние, т.е. невмешательство в природные и социальные процессы.

Идеал даосского мудреца – это соединение с окружающим миром и природой, слияние с ними. Вместе с тем философия даосизма провозглашала принцип невербализуемости истины, только в познании дао и приближении к нему, человек может обрести комфорт и благополучие.

 

Философия конфуцианства  возникла благодаря деятельности Кун Фу Цзы (Конфуций). Основные идеи Конфуция изложены им в книге «Лунь Юй» - «рассуждения и беседы». Главный мотив этого произведения и самого конфуцианства – морально-этнический аспект, который опирается на авторитет древности (Чем древнее, тем истиннее и правильнее). Важнейший принцип философии конфуцианства заключается в понятии «сяо» - принцип сынов непочтительности, т.е. безоговорочное уважение старшего (отца, старшего брата, чиновника и наконец императора).

По мнению Конфуция окружающие условия людей можно разделить на три категории:

  1. Аристократы «Цзюнь цзы»- благородный муж.
  2. Жэнь – средний человек
  3. Сяо жэнь – маленький человек.

Когда Конфуция спросили, что  являетяс основным его учением, он ответил: «Сын должен быть сыном, отец должен быть отцом, а император-императором».

Во 2 веке до н.э. Конфуций был обожествлен, а его учение стало государственной религией Китая.

моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.

школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Жэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.

школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Особенности  античной философии и ее периодизация.

История развития античной философии  очень схематична, можно разделить  на 4 этапа:

  1. Досократовский натурфилосовский (с 6 по 5 в. до н.э.) Мыслителей этой эпохи также называют досократиками. Традиционно досократовский этап начинается творчеством Фаллеса Милецкого, который полагал, что в основе окружающего мира, его вещей и явлений лежит вода. В принципе, каждый этап античной флософии имеет свою особенность, такую особенностью для досократиков стал поиск, определения первоосновы, субстанции (греческое архэ) окружающего мира, т.е. мыслители пытались найти такую субстанцию, такую первооснову которая содержалась бы в окружающем мире.

Кроме Фалесса Милецкого – Анаксимандр утверждал, что все содержит в своем составе некое безвидовое, бестленное начало-«апейрон».

Анаксимен доказывал, что  воздух есть в основе всего.

Особое место в досократовском этапе занимет деятельность Гераклита Эфесского которую принято считать основой диалектичсекого традиции. Гераклит стал известен благодаря следующим высказываниям:

«Все течет, все изменяется».

«Нельзя дважды войти в  одну и ту же реку или воду»

Кроме того Гераклит понимает в качестве физического и психического и логосного начала огонь.

Очень оригинальными на окружающий мир были воззрения Пифагора, доказывавшего, что сущность предметов и явлений  вполне может быть сведена к чину.

Небезызвестно творчество Зенона Элейского. В своих известных апориях «Лысый», «Куча», «Ахилл и черепаха», «Стрела» он доказывал, что движения как такового не существует.

Завершается досократовский этап философии творчеством софистов. Впервые в истории западно-европейской философии привлекают внимание к его внутреннему миру. Так софист Протагор считал, что человек есть мера всех вещей. Кроме того, софисты сформулировали предвосхитили открытие законов логики. Вместе с тем, они отрицали объективный характер морали и нравственности, выступали сторонниками нравственного релятивизма.

  1. Классический сократовский или золотой век. Время расцвета греческой классической философской традиции, время создания фундаментальных, всесторонне разработанных филоосфских систем, время творчества Сократа, Тлатона, Аристотеля.

Основная особенность  классического этапа философии  заключается в повышенном внимании к человеку, к его внутреннему  миру. К этому же времени относится  учение об атомах Левхиппа и Демокрита.

  1. Третий этап античной философии называют Эльвенским (конец 4-1 в.до н.э.). Особенностью данного этапа стало повышенное внимание к нравственно-этической проблематике. В это время возникает жанр комментария в сочинении Платона и Аристотеля. Этот этап представлен творчеством Эпикура, Хрисиппа и Зенона.
  2. Римский (1 до н.э. – 5 начало 6 в. до н.э.) Особенностью сталовнимание также к нравственности и морали, а так же к государственно правовым отношениям. Виднейшие мыслители того времени: Марк Аврелли «Наедине с собой», Лукреций «О природе вещей», Лукиан, Мавродий, Сенека.

 

Обозревая античную философию  традиционно в целом можно  утверждать, что основная особенность  античности заключается в космоцентризме окружающей природы (мир - большой космос, а человек – малый космос).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Основные  идеи  и  представители философии досократовского периода (натурфилософия, Гераклит, Демокрит, Пифагор).

 

Досократовский натурфилосовский (с 6 по 5 в. до н.э.) Мыслителей этой эпохи также называют досократиками. Традиционно досократовский этап начинается творчеством Фаллеса Милецкого, который полагал, что в основе окружающего мира, его вещей и явлений лежит вода. В принципе, каждый этап античной флософии имеет свою особенность, такую особенностью для досократиков стал поиск, определения первоосновы, субстанции (греческое архэ) окружающего мира, т.е. мыслители пытались найти такую субстанцию, такую первооснову которая содержалась бы в окружающем мире.

Кроме Фалесса Милецкого – Анаксимандр утверждал, что все содержит в своем составе некое безвидовое, бестленное начало-«апейрон».

Анаксимен доказывал, что  воздух есть в основе всего.

Особое место в досократовском этапе занимет деятельность Гераклита Эфесского которую принято считать основой диалектичсекого традиции. Гераклит стал известен благодаря следующим высказываниям:

«Все течет, все изменяется».

«Нельзя дважды войти в  одну и ту же реку или воду»

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"