Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры ФИЛОСОФИЯ.docx

— 261.88 Кб (Скачать файл)

Схоластика(от лат. – школа) в своём первоначальном значении выступает как слово учёный/школьный. Если патристика опиралась на мистические и сверхразумные пути постижения бога, то схоластика поставила своей задачей найти рациональные способы доказательства существования бога. Отсюда известное суждение Ансельма Кентерберрийского: «Верую, чтобы уразуметь.»

К другим проблемам схоластической философии относились также соотношения  веры и разума, свободы воли человека, а также так называемая проблема универсалий(т.е. общих имён и понятий, т.е. как соотносятся слова понятия с вещами/явлениями, которые они обозначают).  В зависимости от того, как решалась эта проблема внутри схоластики философы разделились на реалистов и номиналистов. Реалисты вслед за Платоном утверждали, что слова/понятия имеют своё собственное существование, отдельное от вещей. А номиналисты в традиции Аристотеля доказывали, что слова и понятия всего лишь имена для обозначения вещей. В указанную полемику оказались втянуты практически все мыслители средних веков: Росцелин, П. Абеляр, Бернар Клервоский, Беренгард Турский. Именно эта полемика подготовила возникновение знаменитой теории двух истин, согласно которой истины разума не противоречат истинам религии, а являются двумя путями(причём одинаковыми, важными путями) ведущими к боку.

Своего апогея теория двойственной истины достигает в работе Уильями Оккама «Бритва». Именно теория двойственной истины стала теоретической основой, фундаментом для разрыва, распада союза философии и богословия, что и знаменует собой завершение средневековья.

Августи́н Блаже́нный — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием». (Человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано им по предведению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него.) Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. В 373 году, после прочтения Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к секте манихеев.

 Этапы творчества:

Первый  этап (386—395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков»; «О порядке» (первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии); «Монологи», «О жизни блаженной», «О количестве души», «Об учителе», «О музыке» (содержит знаменитое определение музыки с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души», «Об истинной религии», «О свободной воле» или «О свободном решении»; цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана, где Августин работал в 386—388 гг.

Второй  этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.

Третий  этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».

Сочинения: Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.

Бог, мир и человек: Августин раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от судьбы и фортуны. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

О благодати: Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

О свободе и божественном предопределении: Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Основные черты  и направления философии эпохи  возрождения. Философская основа  Возрождения. Гумманизм и неоплатонизм.

Прежде чем рассматривать  философию эпохи возрождения  необходимо отметить, что её развитие ознаменовано невиданным рассветом  культуры, искусства и литературы. Именно философия возрождения открывает  неповторимую и уникальную ценность человеческого творчества и человеческой личности. Вся философия возрождения  покоится на основе творческого человека и ценности его личности. Впервые  термин «возрождение» был употреблён в 1550 году Джорджо Вазари. В его книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, воятелей и зодчих» в своём изначальном смысле термин «возрождение» трактовался как возрождение и обращение к античному идеалу красоты, к античным наукам. Однако в последствии он стал ассоциироваться с раскрытием творческих возможностей человека.

Если античная философия  была сосредоточена на проблеме космоса, средневековая ставила в центр  бога, то философия эпохи возрождения  целиком и полностью отдаёт приоритет  человеку. Таким образом основной особенностью философии эпохи возрождения становится антропоцентризм, то есть человек в центре всего. Именно философия возрождения преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность.

Помимо отмеченной выше особенности  философии возрождения необходимо раскрыть целый ряд её специфических  черт:

  • В эпоху возрождения возникает и получает своё дальнейшее развитие такое явление, как гуманизм. Его основоположником был флорентийский мыслитель Леонардо Бруни. Различают гражданский гуманизм и ренесансный гуманизм. Первый означает систему правовых, экономических и социальных норм, направленных на гармонизацию отношений человека и общества, человека и государства. Второй понимается как система принципиально новых социальных, экономических и правовых идеалов.
  • Мыслители эпохи возрождения первое место в иерархии живых существ отводили человеку, так как по их мнению он обладает божественным даром – способностью к творчеству. Кроме того человеку присущ такой уникальный божественный дар, как свобода.
  • В эпоху философии возрождения самым радикальным образом меняется отношение человека к проблеме истории и времени. Они начинают утрачивать сакральный (священный) смысл и постепенно предстают уделом обычного простого человека поэтому практически каждый мыслитель возрождения, каждый художник, каждый архитектор жаждал личной славы, желал остаться навсегда в памяти потомков. Отсюда проистекает основной лозунг эпохи возрождения – нет ремесленников, все творцы. Это обстоятельство во многом объясняет такое явление, как титанизм эпохи возрождения, то есть величие замыслов, широта и глубина человеческой мысли.
  • Благодаря философии возрождения происходят изменения в отношении языка(как средства общения). Именно в это время создаются многие национальные языки европейских стран, прежде всего Италии, Англии, Испании, Германии и Франции. Вместе с тем в обществе пробуждается очень большой интерес к классическим языкам древности: древнегреческому и латинскому. Заново переводится сочинения Платона и Аристотеля, составляются комментарии к ним. Во Флоренции возрождается платоновская академия.
  • Отметим также, что философской основой возрождения послужил гуманистический неоплатонизм с его категориями: Мировая душа, Мировая гармония, Единое, Благо, Ум.

Однако с развитием  науки и техники, и прежде всего  с открытием гелиоцентрической  системы Коперником, в обществе начинает господствовать взгляд, согласно которому совсем не земля и следовательно не сам человек, а Солнце является центром вселенной. Мыслители начинают испытывать разочарование в человеке, который не оправдал их высших надежд.

Философия Возрождения постепенно переживает кризисные явления, которые  отразились в наибольшей степени  в творчестве Шекспира, Сервантаса, Боккачо.

Среди мыслителей возрождения  необходимо отметить Мишеля Монтейля, Марсилио Фичинно, Миранделло, Николая Хузанского, Эразмура Нортердамского, Николо Макиавелли – в своей работе «Государь» он затронул важнейшую проблему соотнесения морали и нравственности с политикой. В эпоху мыслителя Италия была раздробленным государством. Макиавелли советовал правителю стремиться к великой цели, создать сильное единое государство с боеспособной армией и верховенством закона. По его мнению – это великая цель к которой необходимо стремиться любыми путями, считая все средства и ложь, и обман, и силу, и принуждение. Все это и привело Макиавелли к утверждению лозунга «Цель оправдывает средства».

Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

• антицерковная и антисхоластическая направленность;

• стремление уменьшить  всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его  силы, величия, возможностей;

• жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая  философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты  одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

• восхваляет человека;

• отходит от трактовки  человека исключительно как божественного  создания;

• признает за человеком  наличие как божественного, так  и природного начала, которые гармонируют  друг с другом;

• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Тем же духом пронизаны  иные произведения Данте ("Новая  жизнь" и т. д.).

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;

• человеку принадлежит  свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и  свои силы, имеет для этого достаточный  потенциал;

• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно  добиться лишь в памяти людей;

• человек не должен приносить  себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

• внешний облик и  внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор  трактата "О наслаждении как  об истинном благе":

• ниспровергал церковные  авторитеты;

• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и  неистинность;

• в центр мироздания ставил человека;

• верил в возможности  человека и его разум;

• отвергал аскетизм и  самоотрешение;

• призывал к активному  действию, борьбе, смелости в изменении  мира;

• был сторонником равенства  мужчины и женщины;

• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

 

 Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

Теоретики неоплатонизма:

• противопоставляли сложившейся  и чрезмерно систематизированной  схоластической философии новую  философскую систему, основанную на идеях Платона;

• предложили новую картину  мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

• не отрицали божественную природу человека, но в то же время  рассматривали его как самостоятельный  микрокосм;

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"