Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры ФИЛОСОФИЯ.docx

— 261.88 Кб (Скачать файл)

Кроме того Гераклит понимает в качестве физического и психического и  логосного начала огонь.

Очень оригинальными на окружающий мир были воззрения Пифагора, доказывавшего, что сущность предметов и явлений  вполне может быть сведена к чину.

Небезызвестно творчество Зенона Элейского. В своих известных апориях «Лысый», «Куча», «Ахилл и черепаха», «Стрела» он доказывал, что движения как такового не существует.

Завершается досократовский этап философии творчеством софистов. Впервые в истории западно-европейской философии привлекают внимание к его внутреннему миру. Так софист Протагор считал, что человек есть мера всех вещей. Кроме того, софисты сформулировали предвосхитили открытие законов логики. Вместе с тем, они отрицали объективный характер морали и нравственности, выступали сторонниками нравственного релятивизма.

Другим выдающимся мыслителем-материалистом древнегреческой  философии был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.), ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа (V в. до н.э.). Демокрит происходил из знатного семейства в Абдерах. Унаследовал значительное имение. Это позволило ему целиком посвятить себя науке. Не случайно его труды представляют собой нечто вроде энциклопедии познания того времени. Они включают более 70 названий его работ из области физики, этики, математики, риторики, астрономии и др. Своими трудами он снискал глубокое уважение Аристотеля, Цицерона, Плутарха и др. выдающихся мыслителей древности.

 Величайшей  заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания, согласно его воззрениям, лежит атом как первооснова развития мира. Атомы, т.е. наименьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны. Они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существует и пустота (пустота - это небытие и, как таковая, непознаваема, только бытие познаваемо), в которой и движутся атомы.

 Принцип движения  материи составляет основу всей  атомистической системы. Атомы  находятся в вечном движении, атом - движущаяся материя. Только  благодаря движению и происходит  возникновение и развитие мира. Не было бы ни возникновения,  ни изменения вещей, если бы  не существовало вечного и  непрерывного движения.

 Благодаря  движению атомов в пустоте,  которая является не причиной, а условием движения, слагаются  атомные массы, возникают и  другие миры. Демокрит, следовательно, в своих взглядах не ограничивался земным миром. Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то существует и множество миров, которые постоянно возникают и погибают. Бесконечные миры существуют, по Демокриту, не только в последовательной смене одних другими, но и одновременно, находясь вместе с тем на различных стадиях своего развития.

 Интересны  взгляды Демокрита и в теории познания. Если его предшественники отвергали чувственную ступень, акцентируя внимание на рациональном познании, то Демокрит идет дальше своих предшественников. В познании есть два вида, утверждал он: логическое рассуждение, которое дает достоверное знание, а также чувственное познание: зрение, слух, запах, вкус, осязание. В то же время следует отметить: Демокрит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум человека.

8. Проблема человека  в творчестве Сократа.

Прежде чем обратиться к рассмотрению философских систем Платона и Аристотеля остановимся  на идеях Сократа. Особо отметим  то, что благодаря его творчеству в Европейскую философскую традицию вошла проблема человека. Любимым  изречением Сократа стали слова высеченные на фронтоне храма Аполлона в Дельфах «Познай самого себя». Другими словами «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ подчеркивал принципиальную недостижимость абсолютной истины. Он полагал, что как ребенку следует помогать при появлении на свет, так и истина нуждается в помощи. Метод появления истины Сократ называл «Майевтика» и уподоблял рождению ребенка. Суть майевтики заключалась в том, что с помощью вопросов, с помощью иронии Сократ заставлял собеседника признать свою не правоту. Особенно ярко указанная тенденция представлена в диалогах Платона, непременным участником которых и был Сократ. Кроме того Сократ задумался над важнейшей проблемой: «Почему люди будучи от рождения добрыми, совершают безнравственные поступки». Мыслитель был убежден, что достаточно научить человека добру и он изменится. Однако парадокс Сократа как его сформулировал Лукиан: «Хорошее вижу, хвалю, но к дурному влекусь»,так и остался неразгаданным.

Оценивая значение Сократа  для античной философской тардиции, подчеркнем, что именно он, своим примером своей жизни, своими поступками поставил вопрос не только о сложности внутри мира, но и о его нравственно-моральном аспекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Философские  воззрения Платона. учение о познании, учение о познании, о мире, человеке и государстве.

Основные идеи Платона  изложены им в следующих сочинениях: «Государство», «Законы», а также  в диалогах «Тимей», «Федон», «Критий», «Лахес», «Филеб», «Пир». Ядро и сущность философии Платона составила его теория идей «Весь мир». Платон условно делит на части Земной мир, где пребывают люди, он называет мир теней, а подлинный, настоящий мир, он называет миром идей.

Платон пишет, что все  идеи находятся в особо умном  месте. Главная идея которой подчиняются все остальные идеи, идея блага. Для иллюстрации своей теории идей Платон прибегает к знаменитому мифу о пещере. Его суть: «Представьте себе» - пишет Платон – «людей у которых оковы на руках и ногах и которые находятся в глубокой и темной пещере и никогда не видели солнечного света. Их лица обращены к стене, в дали горит огонь и идут другие люди мимо него в руках у них различные предметы. Таким образом, сидящие в пещере, видят только тени, но не сами предметы. Платон сравнивает жизнь человека на земле с жизнью в пещере. По мнению мыслителя люди получают подлинное истинное знание в том случае, когда их бессмертная душа, припоминает, что она видела, созерцала в царстве идей».

Как правило подлинное знание по Платону происходит благодаря божественному озарению, интуиции и вдохновению.

В творчестве Платона особое место занимает его теория учения «Об идеальном государстве» или  античном коммунизме. Согласно Платону  высшая цель в его государстве  – общее благо и общее счастье  для всех. В государстве Платона  не должно быть никакой частной собственности (т.е. одна идеология, одно политическое учение).

Все жители государства делятся  на 3 сословия:

  1. Правители-философы, которые управляют.
  2. Стражи, обеспечивающие правопорядок, порядок.
  3. Ремесленники, производят все необходимое для государства.

Подчеркива значение Платона для Западноевропейской философии, очень уместно привести высказывание английского исследователя Уайтхеда: «Вся Западноевропейская философия представляет собой лишь заметки на полях сочинений Платона… не было мифа о пещере, не было ничего».

10. Философская  система Аристотеля

Другим выдающимся мыслителем который не соглашался с идеями Платона  стал его ученик  Аристотель. в своих трудах «Метафизика», «Физика», «Топика», «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Поэтика».

Мыслитель утверждал, что  теория идей Платона совсем не объясняет  происхождение вещей в окружающем мире. Аристотель говорит, что если у каждой вещи идея, то как может быть идея «ссора».

По Аристотелю окружающий мир создан творцом(Демиург). Аристотель приводит для объяснения своей теории знаменитый пример с медным шаром, в котором медь выступает в роли материи пассивного начала, а активное же начало т.е. то, благодаря чему вещи становятся вещами эта форма. Углубляя свою теорию Аристотель говорит, что внутри вещи существует стремление к обретению формы, к цели которую он называет «энтелехия», таким образом Аристотель ставит задачу объяснить различия между сущим и приходящим.

В своих учениях о государстве  Аристотель делит все известные  ему формы правления на приемлемые и неприемлемые. К первым он относит аристократию, монархию и самая наихудшая демократия.

К неприемлемым: тирания, олигархия и охракратия.

В этике он проповедует  так называемую теорию эгоизма.

Подводя итог рассмотрению философии  Аристотеля, отметим, что он выступил основателем современной Европейской  науки в ее понимании. Это ученый энциклопедист затронувший своими сочинениями практически все стороны античной науки.

 

 

11. Основные  тенденции   и развитии  философии Древнего  Рима. Человек, мораль,  право. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Лукиан).

 

Римская философия  развивалась под влиянием греческой  философии эпохи эллинизма, у  которой она переняла терминологию, основные направления.

Начальный этап римской  философии (III-I вв. до н.э.) был связан с кризисом полисной идеологии, освобождением мысли от  религии и мифологии. В это время почти официальной доктриной римского государства стал стоицизм. Его представители требовали освободить личность от всякой зависимости, были материалистами и фаталистами.

 В это же  время на основе Платоновской  Академии существовала эклектическая  философия Цицерона. Материалистическое (атомистическое) учение Эпикура  было изложено Лукрецием в  поэме «О природе».

 Обожествление  государственной власти и культ  императора, связанные с концом  республики и началом империи  (I в. до н.э. до I н.э.), привели к сакрализации философии - подчинению ее религии. В это время влиятельным был стоицизм (Средняя  Стоя), который представляли Эпиктет, Марк Аврелий и Сенека.

Эпиктет (кон. I и нач. II вв.) – был рабом, изгнан из Рима, открыл в Эпире школу. Он мало писал, его идеи записали ученики. В «Беседах» задачей философии провозглашается освобождение человека от внешнего мира и совершенствование духа.

Марк  Аврелий (121-180) - император, последователь Эпиктета. Написал на дневник «К самому себе», в котором изложил стоическую мораль, основанную на вере в существование провидения. Основной мотив этого сочинения – братство и равенство людей, необходимость любить друг друга. Мораль Марка Аврелия близка к христианской морали. Дневник Марка Аврелия часто издавался, в том числе и на русском языке.

Сенека  (1-65) воспитатель и советник Нерона. Обвиненный в участии в заговоре против Нерона, он должен был по приказу Нерона лишить себя жизни. Его произведения носили религиозно-этический характер (напр., «Письма к Луцилию»). Религиозные воззрения Сенеки были близки христианству.

II-III-IY вв. – период  развитой сакрализации философии.  В это время господствовал  неоплатонизм, основателем которого  был Плотин.

Лукиан  из Самосаты— древнегреческий писатель. Лукиан получил общее и риторическое греческое образование, имел адвокатскую практику в Антиохии, много путешествовал (посетил Грецию, Италию, Галлию), изучал право в Афинах; под конец жизни получил почётную должность прокуратора в Египте.  Творчество Лукиана обширно: оно включает философские диалоги, сатиры, биографии и романы приключений и путешествий (часто откровенно пародийные), имеющие отношение к предыстории научной фантастики. В первых своих сочинениях Лукиан отдаёт дань риторике («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Сон» и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру («Лексифан», «Лжец», «Учитель риторики» и другие). Впоследствии он обращается к изучению философии, но сначала не становится сторонником какой-либо философской школы и одинаково высмеивает в своих произведениях философов различных направлений. Одно время он увлекался кинической философией, позднее отдает предпочтение философии Эпикура. Лукиан осмеивает в своей острой сатире как отживающее язычество, так и устанавливающееся христианство. Наиболее яркими произведениями Лукиана, в которых он смеется над богами Олимпа, являются его «Разговоры богов», «Морские разговоры» и «Разговоры в царстве мертвых». Везде Лукиан смеется над мифологическими образами.

По свидетельству  словаря Суда, Лукиан умер, растерзанный собаками, «за то, что лаял против истины» (то есть христианства). Повод  к легенде, видимо, дал сам Лукиан, пошутив однажды, что киники едва не растерзали его, как собаки Актеона («О смерти Перегрина»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Основные черты  и направления философии средневековья(патристика, схоластика, Августин Блаженный)

 

Прежде чем рассматривать  философию средневековья отметим, что её важнейшей особенностью выступает  теоцентризм, а также идея монотеизма(т.е. идея единого бога, творца окружающего мира и самого человека). К другим важнейшим особенностям философии средних веков относятся следующие:

  1. По мнению средневековых мыслителей священные писания и священные придания образуют неразрывное единство взаимодополняют друг друга и выступают всеобщей универсальной парадигмой знания об окружающем мире и человеке.
  2. Философия средних веков в ряде случаев присущ символический характер, при котором каждый символ принадлежит как бы двум сферам: божественного и человеческого, земного и небесного, сакрального(святого) и греховного.
  3. Средневековая философия в полной мере основана на традиции и консерватизме. Она не приемлет скепсиса(сомнения). Поэтому философское творчество для мыслителей было возможным только в рамках единого канона и единой традиции.
  4. Особое место в средневековой философии отводилось слову и тексту, письменной традиции, которым придавался особый смысл. Отсюда проистекает очень большое значение искусства толкования – герменевтики.
  5. В недрах средневековой философии зарождаются и получают дальнейшее развитие следующие разделы
    • Антроподицея - Учение об оправдании человека перед лицом мирового зла
    • Теодицея – учение о богооправдании
    • Эсхатология – учение о грядущих судьбах мира, о том, что будет происходить.

В развитии средневековой  философии можно выделить несколько  этапов:

  • Патристика
  • Схоластика

К первому направлению  принадлежали: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоан Златоуст, Иоан де Москин, а также Лактаций, Арнобий, Тертулеан и другие. Их прежде всего интересовали вопросы догматики, защиты христианства от ересей, молитвенная практика, богослужебная область( составление первых церковных служб, канонов)

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"