Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры ФИЛОСОФИЯ.docx

— 261.88 Кб (Скачать файл)

• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии  и созданию целостной мировой  философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями  неоплатонизма эпохи Возрождения  являлись Николай Кузанский и  Джованни Пико делла Мирандола.

Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

• не существует разницы  между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);

• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между  собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку  Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

• едины идея и материя;

• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

• Вселенная — это  чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все  сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что  доказывается математически (вписанный  в круг квадрат при бесконечном  увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности  познания;

• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному  знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:

• возвысить человека и  отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым  миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

• признать за человеком  полную свободу выбора;

• объединить все философские  учения и найти "золотую середину" путем их согласования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Проблема метода  познания в философском творчестве  Ф.Бэкона.

Основные идеи и принципы философской доктрины Френсиса Бэкона изложены им в следующих работах: Новый органон(метод познания), Новая Атлантида, О мудрости древних. Мыслитель в своих сочинениях впервые со времён античной философии пытает реабилитировать понятие материи, признавая в ней активные начала, т.е. когда оно было у Аристотеля, то теперь Бэкон говорит, что у материи активное начало. Само занятие философией Бэкон сравнивает с осушением кубка вина, начиная пить который вы атеист, а на дне находите бога.

Особую роль в процессе познания мыслитель отводит своему методу, который основывается на индукции. По мнению мыслителя постичь истину человеку мешают определённые препятствия, называемые идолами или призраками. Бекон говорит, что существуют врождённые идолы: идолы рода и идолы пещеры, и приобретённые: идолы рынка и идолы театра. Первые связаны с ограниченными возможностями человека в процессе познания, с уровнем его образования и культуры, способностями к наукам. С возможностями памяти, зрения и т.д. Идолы рынка(рыночной площади) соотносятся с неправильным употреблением слов. Бекон сравнивает человеческое общество с большим рынком, на котором все говорят и не всегда понимают друг друга. Идолы театра означают бездумное преклонение перед авторитетами прошлого, некритичное восприятие их наследия.

Свой метод познания философ  называет эмпирический рационализм, который по его мнению гармонично сочетает и разум и опыт. Бекон прибегает в объяснении его достоинства к аллегории: так чисто умственный способ познания он называет путём паука; чисто опытный путь – это путь муравья. Свой собственный обоснованный метод философ трактует как путь пчелы.

В своих работах Бекон  особо место отводил науке, утверждая, что благодаря ей человечество получит доступ к подземным богатствам, то есть ископаемым, преобразует окружающий мир. Именно Бекон рисует  будущий прообраз министерства науки/академии науки, подчёркивая её значимость в прогрессе человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Рационализм  Р.Декарта

В каком то смысле оппонентом Ф. Бэкона следует рассматривать творчество французского философа Рене Декарта. В своём труде рассуждения о методе Декарт предлагает и обосновывает принципиально иной взгляд на процесс познания. Основной теоретический принцип Декарта гласит: сомневаюсь, мыслю, следовательно существую. Декарт полагает, что принцип сомнения позволяет считать человека как активного субъекта в процессе познания. Философ обосновывает решающую роль разума, а не опыта в теории познания. Он выдвигает так называемые принципы познания, суть которых сводится к следующему:

Прежде всего нужно стремиться в познании к ясности и определённости. Декарт советует сложные объекты познания мысленным образом рассекать на более мелкие составные части. Он обосновывает большое значение дедукции( не индукции, в отличии от Бэкона) когда познание начинается с общего и движется к частному. Особую роль в процессе познания в представлении Декарта принадлежит человеку и материи. Философ пытает доказать, что материя обладает важнейшими качествами, свойствами, атрибутами: мышлением, длительностью и протяжённостью. Именно Декартом и никем иным были заложены принципы европейской классической науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Английская философия  17 века. Основные идеи и представители.  Локк, Гоббс, Юм.

Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв. имела свою специфику:

• материалистическую направленность (большинство философов Англии, в  противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко критиковало  идеализм);

• господство эмпиризма  над рационализмом (Англия стала  редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил  эмпиризм — направление философии, которое при познании ведущую  роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

• большой интерес к  социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить  суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения  общества и государства, выдвигали  проекты оптимальной организации  реально существующих государств). Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной.

Большое влияние на ее характер имели следующие политические

события:

• революция Оливера  Кромвеля середины XVII в. (свержение  и казнь короля, непродолжительное  существование республики, движение индепендентов);

• "славная революция" 1688 года;

• окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского;

• упрочение роли парламента;

• развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:

• Томас Гоббс (уделял большое  внимание проблемам государства, автор  книги "Левиафан", выдвинул идею "общественного  договора");

• Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса).

Д. Юм.

Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

• решительно отвергал теологическую  схоластическую философию;

• целью философии видел  достижение практических результатов  в деятельности человека, способствовании  научно-техническому прогрессу;

• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

• был убежденным материалистом;

• считал важнейшей философской  проблемой вопросы общества и  государства;

• разработал теорию государства;

• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения  государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что  человек осуществляет познание главным  образом благодаря чувственному восприятию.Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следующую классификацию:

• сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих  действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и  т. д.);

• метки — различные  знаки, придуманные человеком для  общения;

• естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);

• произвольные коммуникативные  знаки — слова различных языков;

• знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

• знаки знаков — имена  имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс  выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и  государства, по Гоббсу, — главная  в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры  Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой действий человека являются личная выгода и  эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• указанные качества приводят к осознанию каждым человеком  права на все;

• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам  других приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной  нормальную совместную жизнь людей  и экономический прогресс;

• в целях совместного  выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все";

• для предотвращения "войны  всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в  обществе — государство;

• чтобы эффективно выполнять  свои очень трудные функции, государство  должно стать всесильным;

• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

Можно выделить следующие  основные положения философии Дж. Локка:

• мир материалистичен;

• в основе познания может  лежать только опыт ("нет ничего в  мыслях (разуме) человека, чего до этого  не было в чувствах");

• сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa);

• источником опыта выступает  внешний мир;

• цель философии —  помочь человеку добиваться успеха в  своей деятельности;

• идеал человека —  спокойный, законопослушный, добропорядочный  джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

• идеал государства  — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Д. Юм (Hume) — шотландский философ, историк, моралист и психолог. Завершая развитие традиций английского эмпиризма в исследовании гносеологической проблематики, заложенных Бэконом, Гоббсом, Локком и Беркли, он пришел к скептическим и агностическим выводам. Во многом психологизировал гносеологию и эпистемологию, полагая, что в основе научного познания должно лежать исследование природы человека, человеческих потребностей и возможностей. Границы человеческого опыта являются непроходимыми для любых научных построений. Подверг критике концепцию механистической причинности, на которой было воздвигнуто здание картины мира и науки XVIII века, указывая на принципиальную, неустранимую неполноту индукции, на отрывочность любого опыта. Опыт не содержит в себе необходимости, причинной связи, не дает нам знания ни о всеобщем, ни о реальном бытии; а наш разум может оперировать лишь содержанием наших восприятий, но отнюдь не тем, что их вызывает. Поэтому задача философии — по Юму — не посягать на решение “вечных вопросов” (о Боге, душе, бытии, субстанции и т.д.), а быть руководителем человека в его практической жизни, ограничивая пределы познания эмпирическими рамками и предостерегая разум от суеверий и самообольщения. Даже само существование внешнего мира хотя и служит предметом естественной веры (потому что это удобно для нас), но, строго говоря, недоказуемо. Математическое и логическое знание, по Юму, является всеобщим и необходимым, абсолютно достоверным, однако оно ничего не говорит нам о мире, а лишь о связи между идеями в нашем сознании. Опытное знание говорит нам нечто о мире “явлений”, но оно не полностью достоверно, а значит, есть лишь нечто вероятное, привычное, принимаемое на веру. Выводы Юма, делающие Проблематичным существование не только философии, но и науки, всегда претендующей на всеобщность и необходимость своих утверждений и их соответствие реальному, объективному миру, обозначили важный рубеж в философии Нового времени, а также явились предвестником философии позитивизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"