Бюджет и бюджетная система. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:15, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 22 вопроса.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры про БС эф-302.docx

— 80.65 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и роль  государственного  бюджета.

Одним из механизмов, позволяющих государству  проводить экономическую и социальную политику, является  финансовая система  общества и входящий в ее состав – государственный бюджет.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью  государственного бюджета государственные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий.

Бюджет  отражает размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

 
2. Основные функции  государственного  бюджета.

Бюджетное устройство и бюджетная  система Российской Федерации 

Бюджет  выполняет следующие функции:

     - перераспределение ВВП;

     - государственное регулирование  и стимулирование экономики;

     - финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществление социальной  политики государства;

     - контроль за образованием и  использованием централизованных  денежных средств.

1.Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

С помощью  бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические  отношения, направляя бюджетные  средства на поддержку и развитие отраслей, регионов.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

    1. образование доходов бюджета;
    2. использование бюджетных средств.

2.Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь, объединяемых в ней бюджетов.

Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Элементами  бюджетной системы являются все юридические лица, получающие средства из любого уровня бюджета (федерального, регионального или местного).

Бюджетная система РФ состоит  из 3 уровней, она  включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и С-Пб, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

 
3. Основы бюджетного  устройства в унитарном,  федеративном и конфедеративном государствах.

Бюджетное устройство определяется государственным  устройством. В унитарном  (едином –единая конституция, общие для всех права и единые органы власти) государстве бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты). В федеративном государстве из трех звеньев: госуд. бюджет (федер.бюджет или бюджет центрального прав-ва), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли (ланды) в ГДР, провинции в Канаде) и местные бюджеты. В конфедеративном (союзном) государстве в постоянном союзе суверенных государств бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

 
4. Бюджетная система  Российской Федерации  и ее уровни.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Зачатки бюджетной системы в России зарождались  еще в XIII веке. Первыми источниками поступлений в княжескую казну на Руси были дань (в натур. форме), затем подати, местные налоги, подворный налог, подушная подать, мирские повинности, налог с недвижимого имущества, промысловый налог, поземельный налог и пр. Менялся и аппарат управления бюджетами: казенные палаты – на губернском уровне и на казначейства – уездном уровне. Бюджеты были земские, волостные и пр.

Бюджетная система РФ состоит  из 3 уровней, она  включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и С-Пб, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

 
5. Принципы построения  бюджетной системы  РФ.

1)принцип  единства бюджетной системы, в  основе системы лежит единое  бюджетное законодательство, единые  принципы бюджетного устройства, единая классификация доходов  и расходов, единые формы отчетности, ведение бюджетного учета

2)принцип  разграничения доходов расходов  между бюджетами бюджетной системы  это закрепление осуществляется  в соответствии с законодательством  РФ.

3)принцип  самостоятельности бюджетов, органы  гос.власти от органов самоуправления  имеют право и обязанность  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, самостоятельно получать  доходы и осуществлять расходы  в пределах своей компетенции.

4)принцип  равенства бюджетных прав субъектов  РФ и муниципальных образований

5)принцип  полноты отражения доходов и  расходов и источников финансирования  дефицита бюджета

6)принцип  сбалансированности бюджета, что  объем расходов должен соответствовать  объему суммарному доходов бюджета  и источников финансирования  дефицита бюджета

7)принцип  результативности и эффективности  бюджетных средств

8)принцип  общего и совокупного покрытия  расходов бюджета – расходы  не могут быть увязаны с  определенными доходами

9)принцип  прозрачности(открытости) – утвержденные  бюджеты и отчеты об их исполнении  должны быть опубликованы в  СМИ

10)принцип  достоверности бюджета

11)принцип  адресности и целевого  характера  бюджетных средств: - бюджетное асегнование  доводится до конкретных получателей  с указанием цели использования

12)принцип  подведомственности расходов –  бюджетные асегнования получают  только от главного распорядителя

13)принцип  единства кассы – зачисление  всех поступлений и осуществление  всех выплат, осуществляется с  единого счета бюджета. 
 

6. Бюджетный федерализм  как основа межбюджетных  отношений

   Финансово-бюджетный  федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

   Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов  и расходовании бюджетных средств.

   Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих  основных принципах:

   1) законодательном разграничении  полномочий по расходам между  органами власти всех уровней  управления;

   2) обеспечении соответствующих органов  власти необходимыми финансовыми  ресурсами для выполнения ими  возложенных на них функций;

   3) обеспечении вертикального и  горизонтального выравнивания доходов  всех звеньев бюджетной системы;

   4) наличии единых для каждого  звена бюджетной системы формализованных  прозрачных и всем понятных  методов регулирования бюджетов;

   5) самостоятельности и равноправии  каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Модели бюджетного  федерализма.

Для государств с федеративным устройством можно  выделить три типа организации бюджетной  системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные1.

При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов.

Здесь самостоятельность функционирования Нижестоящих звеньев бюджетной  сферы сведена к минимуму.

Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов.

При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.

Но децентрализация  власти позволяет более чутко  улавливать социально-экономические, этнические и культурные особенности  населения.

Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие моменты:

  • использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;
  • повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что неизбежно ограничивает самостоятельность региональных властей и обусловливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;
  • значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

 
8. Бюджетная политика: критерии эффективности,  направления и  основные задачи.

Финансово-бюджетная  политика (ФБП) – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

ФБП предполагает определение целей и задач  в области финансов, разработку механизма  мобилизации денежных средств в  бюджет, выбор направлений использования  бюджетных средств, управление финансами  и бюджетной системой, организацию  с помощью финансово-бюджетных  инструментов регулирования экономических  и социальных процессов.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система. Ответы