Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономической теории"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры2.docx

— 45.24 Кб (Скачать файл)

 

Заработная  плата – это цена труда. ЗП создаёт  стимул труда работников.

 

Повремённая ЗП устанавливает размер вознаграждения в зависимости от проработанного времени. Устанавливается часовая  ставка труда Зч = ЗП(за день, нед., мес.)/В (норм. число часов за день, нед., мес.).

 

Руководителям, инж.-технич. работникам устанавливаются должностные оклады.

 

Производной от повремённой является сдельная заработная плата, рассчит. в завис. от объёма выполненной продукции.

 

Деньги - это  особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех других товаров.

 

Функции денег:

 

1)      Мера стоимости – деньги выражают  стоимость всех других товаров.

 

2)      Средство обращения – деньги  не задерживаются долго в руках  покупателей и продавцов и  переходят из рук в руки.

 

3)      Средство образования сокровищ  – если продавец получает деньги, но не сразу их расходует,  то тогдапроцесс обращения прерывается и деньги выполняют функцию сокровищ.

 

4)      Средство платежа – деньгами  расплачиваются за ранее приобретённый  товар.

 

5)      Мировые деньги.

 

30. Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.

 

Если раньше над земельным вопросом никто  не задумывался, так как все думали что земля общая, а значит ничья, то сейчас земля стала товаром, который  может приносить прибыль, её можно  купить или продать.

 

Рента – особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанный с  предпринимательской деятельностью. Имеется несколько видов рент, получаемых с капитала, имущества, земли. Государственная рента – на неопределённое время. Исходным условием для образования  ренты является аренда земли –  вид землепользования, при котором  собственник передаёт свой участок  на определённый срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства.

 

Цена земли  Цз – превращённая в денежный капитал рента Рз. Цз=Рз/i, гдеi – ставка депозитного процента.

 

На рыночную цену земли определённое влияние  оказывает соотношение предложения  и спроса на данный товар.

 

29. Рынок капитала. Основной и оборотный капитал. Амортизация.

 

Под капиталом  на рынке факторов производства понимается так называемый физический капитал, или производственные фонды. Капитал  – это ценность, приносящая доход. Доход на капитал называют процентом.

 

Основной  капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене только в  случае износа или негодности, в  которую может прийти со временем (средства труда, здания, оборудование).

 

Оборотный капитал  целиком расходуется в течение  одного производственного цикла (от начала производства благ до выпуска  готовой продукции). Оборотный капитал  тратится на приобретение средств для  каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных  материалов труда и т.п. (предмет  труда, быстроизнашивающийся за год  инструмент, а также заработная плата).

 

Амортизация - процесс перенесения по частям стоимости основных средств и  нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимого продукта.

 

За счёт амортизационных  отчислений образуется амортизационный  фонд, величина которого Ао зависит от среднегодовой стоимости основного капитала Ко и нормы амортизации Ан.   Ан=Ао/Ко*100%.

 

Норма амортизации  показывает, за сколько лет стоимость  основного капитала должна быть полностью  возмещена.

 

12. Собственность: юридический и  экономический аспект. Типы собственности.  Приватизация: её виды и цели.

 

В экономическом  смысле собственность – отношения  между людьми по поводу присвоения экономических благ, эти отношения  определяют характер общественного  слоя, они изменяются в соответствии с социально-экономическими условиями  жизни людей. Собственность экономически реализуется если приносит доход.

 

В юрид. смысле собственность – это отношения между людьми по поводу использования экономических благ, закреплённые законодательно в нормах права.

 

Собственность может быть частная и общественная. Частная бывает индивидуальная и  групповая; групповая: акционерная (акции, облигации); кооперативная и коллективная. Общественная делится на государственную (федеральную) и муниципальную.

 

Приватизация  как особая форма преобразования собственности – это процесс  передачи государственной собственности  в частные руки (разгосударствление) и передача управления от государства  в частный сектор.

 

Виды: 1) Бесплатная приватизация:

 

- наделение  всех граждан ваучерами;

 

- передача  прав собственности на имущество  государственных предприятий к  трудовым коллективам;

 

- приватизация  государственного жилья.

 

2) денежная  приватизация: конкурс; аукцион;  продажа акций внешним инвесторам; выкуп ранее арендованного государственного  имущества.

 

8. Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса.

 

Спрос D –  это то количество товаров и услуг (Q) которое покупатели готовы приобрести при данных ценах (P) в течении  определённого времени.

 

 

Закон спроса – с увеличением цены спрос  на товар падает, и ноборот.

 

При снижении цены величина спроса увеличивается.

 

Обратная  зависимость между изменением цены товара и спроса на него объясняется  действием:

 

- эффекта  дохода (если цена товара падает, то потребитель может приобрести  больше);

 

- эффекта  замещения (если цена товара  растёт, то при наличии заменителей,  он будет ими замещаться, спрос  на данный товар упадёт);

 

- закона убывающей  предельной полезности (каждая дополнительная  единица товара стоит меньшую  цену).

 

Неценовые факторы  спроса: изменение предпочтений потребителя (вкуса, моды); изменение дохода потребителей; цены других товаров; количество покупателей  на рынке; ожидания покупателей в  отношении изменения цен.

 

10. Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения.

 

Предложение (S) – то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данной цене в определённый промежуток времени.

 

 

Закон предложения  – при увеличении цены предложение  растёт, при падении цены предложение  снижается.

 

Изменение цены ведёт к изменению величины предложения, что отражается движением по кривой S.

 

Неценовые факторы  предложения: - величина издержек производства; налоги и субсидии; количество продавцов  на рынке; инфляционные ожидания.

 

11. Понятие эластичности. Эластичность спроса и её виды.

 

Степень изменения  спроса под воздействием влияющих на него факторов называется эластичностью  спроса.

 

Различают: ценовую  эластичность спроса; перекрёстную эластичность спроса; эластичность спроса по доходу.

 

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения  спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности: ED=ΔQ/Q:ΔP/P. (ED<1-неэластичный спрос; ED=1-эластичный спрос; ED>1-эластичный спрос).

 

Перекрёстная  эластичность спроса – характеризует  изменение спроса на товар А при  изменении цены на товар B. EDab=ΔQa/Qa:ΔPb/Pb.

 

Эластичность  спроса по доходу – характеризует  степень изменения спроса на товар  под влиянием изменения дохода. EDI=ΔQ/Q:ΔI/I.

 

11. Эластичность предложения и её виды.

 

Эластичность  предложения характеризует степень  изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом  эластичности предложения. ESP=ΔQ/Q:ΔP/P.

 

Виды эластичности предложения: ES<1 – не эластичное предложение; ES=1 единичная эластичность предложения; ES>1 – эластичное предложение.

 

Факторы, влияющие на степень эластичности:

 

- способность  производства к быстрой переналадке;

 

- возможность  хранения продукции;

 

- время, имеющееся  в распоряжении производителя  для того, чтобы отреагировать  на изменение цены.

 

12. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество товара. Виды рыночного равновесия.

 

Рыночное  равновесие – это состояние рынка, при котором величина спроса на товар  равна величине предлагаемого товара. При цене выше равновесной (P1) предложение S больше D и на рынке возникает  излишек между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену (рынок стремится к равновесию). При цене ниже равновесной (P2) D>S и на рынке дефицит – конкуренция между покупателями, которые готовы заплатить больше, цена повышается, предложение S растёт, а спрос D снижается, рынок стремится к равновесию.

 

 

 

Виды равновесия:

 

Мгновенное  равновесие – ситуация на рынке, когда  растёт спрос, а у предпринимателей нет времени, чтобы изменить предложение.

 

Краткосрочное равновесие – повышение спроса и  цены заставляет производителей увеличить  загрузку имеющихся мощностей и  за счёт этого увеличить предложение.

 

Долгосрочное  равновесие – достигается за счёт увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей  и появления в данной отрасли  новых.

 

15. Прибыль экономическая и бухгалтерская. Издержки внешние и внутренние.

 

Экономическая прибыль – это общая выручка  за вычетом всех издержек и внешних  и внутренних, включая нормальную прибыль.

 

Бухгалтерская прибыль – общая прибыль фирмы  за вычетом только внешних издержек.

 

Внешние издержки – плата за ресурсы поставщика, не принадлежащие к числу владельцев данной фирмы (заработная плата рабочим, аренда помещений, комиссионные выплаты  торговым фирмам, гонорары за юридические  консультации).

 

Внутренние  издержки – это непредусмотренные  контрактами платежи.

 

14. Издержки зависящие и независящие от объёма производства.

 

1) Постоянные  издержки (FC) - это расходы, которые  остаются неизменными, каково  бы не было количество производимой  продукции (оплата управленческого  персонала).

 

2) Переменные  издержки (VC) – зависят от количества  производимой продукции (затраты  на сырьё, материал, заработная  плата рабочим).

 

3) Валовые  (общие) (TC) – сумма постоянных  и общих издержек.

 

4) Средние  издержки – издержки в расчете  на 1 выпущенную единицу продукции.

 

5) Предельные  – дополнительные издержки на  производство дополнительной единицы  продукции по сравнению с данным  объёмом выпуска, они рассчитываются  вычитанием соседних значений  валовых издержек.

 

22,23. Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция: характерные черты.

 

Монополия –  рыночная ситуация, при которой множеству  продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены.

 

Чистая монополия  – рыночная ситуация, при которой  товар, не имеющий близких заменителей, продаёт один продавец.

 

Олигополия  – рыночная структура, в которой  доминируют несколько крупных фирм. По типу продукции различают чистую олигополию – олигополию производящую однородный продукт (цемент, мин. удобрения); и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, авто …).

 

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих  однотипный, но дифференцированный продукт  конкурируют между собой. Основные методы конкуренции на рынках монополистической  конкуренции это неценовые факторы: товарные знаки; реклама; месторасположение; время оказания услуги.

 

1. Макроэкономика и её цели. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве.

 

 

22. Система  национальных счетов и её значение. Показатели системы национальных  счетов.

 

СНС связывает  воедино важнейшие макроэкономические показатели – это современная  система сбора и обработки  информации, которая используется для  макроэкономического анализа. Использование  СНС необходимо для:

 

1)      Проведение эффективной макроэкономической  политики государства.

 

2)      Экономического прогнозирования.

 

3)      Международных сопоставлений национального  дохода.

 

Важнейшие показатели СНС:

 

1)      Чистый внутренний продукт (ЧВП=ВВП-аммортизация).

 

2)      Национальный доход – доход  от факторов производства (НД=ЧВП-косв.налоги).

 

3)      Личный доход (ЛД=НД-налоги на прибыль корпораций-нераспределённая прибыль+трансфертные платежи).

 

23. ВВП: сущность  и особенности. Методы расчёта  ВВП. Сделки, не включаемые в  ВВП.

 

ВВП – денежная оценка всех произведённых конечных товаров и услуг в стране за год.

 

В ВВП не включаются конечные товары и услуги – блага, которые потребляются в рамках домохозяйств или фирм (хлеб), в отличие от промежуточных  товаров (мука).

 

Исключить двойной  счёт позволяет показатель добавленной  стоимости – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости  потреблённого сырья и материала, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведённые  фирмами в стране можно определить ВВП.

 

Метод по расходам: У=С+Ig+Сз+NX,

 

где С –  потребительские расходы населения; Ig – валовые частные инвестиции в нац. Экономику, представляют собой сумму чистых инвестиций (In – прирост запаса капитальных благ длительного пользования, т.е. зданий, сооружений, машин и оборудования) и амортизации (d) в течении года. Ig=In+d. Сз – гос. закупки товаров и услуг (в эти расходы не включаются трансфертные платежи – безвозмезные выплаты государства); NX – чистый экспорт (экспорт - импорт)

 

Метод по доходам: У=W+i+R+Pr+d+T,

 

где W – зарплата; i – процент; Т – косвенные налоги.

 

Сделки, не включаемые в показатель ВВП:

 

- сделки с  финансовыми инструментами;

 

- покупка  и продажа благ, бывших в употреблении;

 

- частные  и государственные трансферты

 

24. Номинальный  и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

 

В ВВП, измеренном в текущих ценах не всегда точно  отражается рост валовой продукции, т.к. на показатель ВВП выраженный в  текущих рыночных ценах влияет не только изменение физического объёма благ и услуг, но и инфляционные процессы, поэтому ВВП необходимо рассчитывать не только в текущих ценах, но и  в ценах базисного года (для  РФ-2000).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"