Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по экономической теории.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

 

18 Понятие и классификация издержек. Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек.

Издержки — это денежное выражение стоимости производственных ресурсов, потребленных в процессе производства благ. В экономической теории различают явные (внешние, бухгалтерские), неявные (внутренние) и экономические издержки.

Явные издержки (называемые внешними) — это фактические расходы предприятия в форме денежных платежей поставщикам производственных ресурсов и услуг. Они включают следующие статьи затрат: 1) расходы на сырье, материалы и комплектующие; 2) расходы на оплату труда с отчислениями во внебюджетные фонды; 3) амортизационные отчисления, отражающие материальный износ средств производства; 4) прочие расходы (оплата транспортных, юридических, финансовых и др. услуг). Поскольку эти издержки выражают фактические расходы, отраженные в бухгалтерском учете предприятия, их называют бухгалтерскими издержками. Неявные издержки (или внутренние) — это издержки на собственные и самостоятельно используемые производственные ресурсы. Они не выступают в форме денежных платежей, но равны денежным платежам, которые могли быть получены за собственные ресурсы при более выгодном из альтернативных вариантов их использования. Неявные издержки не отражаются в бухгалтерском учете.  Явные (бухгалтерские) издержки вместе с неявными образуют экономические издержки . 

19 Издержки производства  в краткосрочном  периоде. Общие,  средние и предельные издержки, их взаимозависимость и тенденции изменения.

 Один  из путей увеличения прибыли — сокращение внешних издержек, в составе которых выделяют постоянные и переменные по степени их зависимости от объема производства. Они являются исходными для расчета общих, средних (постоянных, переменных, общих) и предельных издержек производства. Постоянные издержки (FC) остаются неизменными на всем протяжении краткосрочного периода и имеют место даже тогда, когда продукция не выпускается: выплачиваются проценты по кредитам, страховые взносы, налоги на имущество, производится оплата коммунальных услуг, аренды производственного помещения в течение всего срока арендного договора и др. независимо от количества производимой продукции. Кривая постоянных затрат (FC) представляет собой горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Переменные издержки (VC) растут вместе с увеличениемобъема производства. Причем характер этого роста зависит от возрастающей, постоянной или убывающей отдачи от переменного ресурса и связан с законом убывающей производительности переменного ресурса,

Средние постоянные издержки (AFC) характеризуют затраты постоянного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции. Средние переменные издержки (AVC) характеризуют затраты переменного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции. Динамика AVC обусловлена изменением отдачи от переменного ресурса — сменой возрастающей отдачи на убывающую. Средние общие издержки (АТС) характеризуют затраты переменного и постоянного ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции. Сопоставление средних общих издержек с ценой единицы выпускаемой продукции(P) позволяет оценить прибыль (Pr) от произведенной продукции (Pr = P — ATC).

Поведение предельных издержек (МС) обусловлено изменением отдачи от переменного ресурса. На участке повышающейся отдачи и роста предельного продукта (МР) предельные издержки (МС) убывают, на участке убывающей отдачи и снижения предельного продукта МС растут.  

20. Издержки производства  в долгосрочном  периоде. Эффект  масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.

В долговременном периоде с ростом масштабов производства общие издержки производства возрастают. Однако средние общие издержки сначала сокращаются по мере роста объема производства до определенных его размеров, превышение которых вызывает последующий рост средних издержек. Такая зависимость называется эффектом, обусловленным ростом масштаба производства. Эффект масштаба производства — это соотношение между изменением объемов производства и изменением количества всех используемых ресурсов, проявляющееся в динамике средних общих издержек.

 Эффективность  использования ресурсов в длительном периоде анализируют с помощью функции долгосрочных средних издержек. Положительный эффект масштаба производства проявляется в снижении средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и называется возрастающей отдачей от масштаба, или экономией от масштаба. Отрицательный эффект масштаба производства проявляется в росте средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и называется убывающей отдачей от масштаба. Постоянный эффект масштаба производства проявляется в неизменности средних издержек при увеличении объема производства и называется постоянной отдачей от масштаба.  Таким образом, эффект масштаба производства обусловливает динамику издержек в долгосрочном периоде и формирует форму кривой средних издержек LATC.

21 Изокоста. Равновесие  производителя. Проблема  минимизации затрат  и максимизации  объемов выпуска.

Изокоста  — комбинация ресурсов, которая ведет к одинаковым затратам. Точка касания изокванты с изокостой дает равновесие производителя, т.к. позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных ресурсах, которые можно затратить на покупку ресурсов. Короткий период представляет собой такой период, в течение которого некоторые факторы производства, в частности технология и производственные мощности, остаются неизменными, фиксированными, а все остальные факторы являются переменными. Долгий период представляет собой такой период, в течение которого все факторы производства, в том числе и производственные мощности, являются переменными.

Максимизация  прибыли достигается тогда, когда предельный продукт переменного фактора в денежной форме равен его цене. Соблюдение этого условия означает, что фирма функционирует эффективно, т. е. обеспечивается оптимальная комбинация факторов, минимизирующая издержки производства, при единственно возможном объеме выпуска, максимизирующем прибыль.Максимально прибыльное равновесие это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:Р = МС = MR. Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль.  

22  Доход и прибыль  фирмы. Общий, средний и предельный доходы, их взаимозависимость и тенденции изменения. Бухгалтерская и экономическая прибыль

Доход предприятия — это сумма денежных средств в виде платежей, поступающих в пользу предприятия при реализации продукции. Общий (совокупный, валовой) доход (TR) включает всю сумму выручки от реализации, которую получает предприятие. Его величина определяется как произведение цены единицы продукта (Р) на объем реализованной продукции (Q): TR = P · Q. Средний доход (AR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции. Его величина определяется как частное от деления общего дохода на объем реализованной продукции. Предельный доход (MR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи каждой следующей из реализованных единиц продукции. Его величина определяется как отношение прироста общего дохода (ΔTR) к приросту объема продаж (Δ Q). Бухгалтерская прибыль определяется как разность между общим доходом предприятия и бухгалтерскими затратами: Бухгалтерская = Общий доход – Бухгалтерские. Экономическая прибыль определяется как разность между общим доходом предприятия и экономическими издержками (суммой бухгалтерских и неявных затрат): Экономическая = Общий доход – Экономические.

Нормальная  прибыль выступает в качестве платы за предпринимательские способности и как вознаграждение за риск собственным капиталом, вложенным в бизнес, для сохранения заинтересованности предпринимателя в ведении данного бизнеса.  

23 Общая характеристика  основных моделей  отраслевых рыночных структур.

 Несмотря  на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы по организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели:1)     рынок совершенной конкуренции; 2)     рынок монополистической конкуренции; 3)     олигополистический рынок; 4)     чисто монополистический рынок. Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль. 

24 Особенности хозяйствования фирмы в условиях совершенной конкуренции. Проблема максимизации прибыли и условия равновесия совершенно конкурентной фирмы  в краткосрочном периоде.

24.1     Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, сталкивается с целым рядом ограничений. Все фирмы имеют доступ к одной и той же технологии и знают, где им следует покупать необходимые виды ресурсов по одинаковым ценам. Безвозвратных издержек не существует вообще. Фирмы, покидающие рынок, могут беспрепятственно покрыть все свои имплицитные постоянные издержки путем продажи собственных предприятий и оборудования другим фирмам. Существуют ограничения, связанные со спросом: фирма не может повлиять на цену и принимает сложившуюся рыночную цену. Речь идет об условиях спроса и предложения на рынке в целом. В связи с этим следует различать рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для отрасли, т.е. для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы вместе, а не отдельная, действуя независимо, одновременно могут повлиять и действительно влияют на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Спрос на продукцию фирмы характеризует ее доход. Известно, что в условиях совершенной конкуренции цена является постоянной, следовательно, каждая дополнительно проданная единица продукции добавляет к валовому доходу постоянную сумму, равную цене. Предельный доход постоянен в условиях совершенной конкуренции потому, что дополнительные единицы продукции могут быть проданы по постоянной цене. 24.2  максимизация прибыли достигается тогда, когда предельный продукт переменного фактора в денежной форме равен его цене. Соблюдение этого условия означает, что фирма функционирует эффективно, т.е. обеспечивается оптимальная комбинация факторов, минимизирующая издержки производства, при единственно возможном объеме выпуска, максимизирующем прибыль. 

25 Особенности хозяйствования фирмы в условиях совершенной конкуренции. Проблема минимизации убытков.  Условия остановки производства.

25.1     Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, сталкивается с целым рядом ограничений. Все фирмы имеют доступ к одной и той же технологии и знают, где им следует покупать необходимые виды ресурсов по одинаковым ценам. Безвозвратных издержек не существует вообще. Фирмы, покидающие рынок, могут беспрепятственно покрыть все свои имплицитные постоянные издержки путем продажи собственных предприятий и оборудования другим фирмам. Существуют ограничения, связанные со спросом: фирма не может повлиять на цену и принимает сложившуюся рыночную цену. Речь идет об условиях спроса и предложения на рынке в целом. В связи с этим следует различать рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для отрасли, т.е. для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы вместе, а не отдельная, действуя независимо, одновременно могут повлиять и действительно влияют на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Спрос на продукцию фирмы характеризует ее доход.  Известно, что в условиях совершенной конкуренции цена является постоянной, следовательно, каждая дополнительно проданная единица продукции добавляет к валовому доходу постоянную сумму, равную цене. Предельный доход постоянен в условиях совершенной конкуренции потому, что дополнительные единицы продукции могут быть проданы по постоянной цене. 25.2 (TR2) - кривая дохода на всем своем протяжении находится ниже издержек, т. е. прибыли быть не может. Однако разрыв между обеими кривыми — а именно так графически отра­жается размер убытка — неодинаков. Вначале убытки значительны. Затем по мере роста производства они снижаются, достигая при выпуске Q2 единиц продукции своего минимума (П2), а потом начинают вновь расти. Очевидно, что выпуск Q2 единиц продукции в этих условиях оптимален для фирмы, так как обеспечивает ей минимизацию убытков. 25.3 В условиях, когда текущая рыночная цена не приносит в краткосрочном периоде положительной экономической прибыли, фирма становится перед выбором:либо продолжать убыточное производство, либо временно приостановить свое производство, но понести убытки в размере постоянных издержек (FC) производства. Решение по данному вопросу фирма принимает исходя из соотношения своих средних переменных издержек (AVC) и рыночной цены.

Когда фирма принимает решение о закрытии, то ее совокупные доходы (ТR) падают до нуля, а возникающие убытки становятся равными ее совокупным постоянным издержкам. Поэтому до тех пор, пока цена больше средних переменных издержек

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"