Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по экономической теории.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

P>АVС,фирме следует продолжать производство. В этом случае получаемый доход позволит покрыть все переменные и хотя бы часть постоянных издержек, т.е. убытки будут меньше, чем при закрытии.Если цена равна средним переменным издержкам P=AVC,то с точки зрения минимизации убытков фирме безразлично, продолжать или прекращать свое производство. Однако скорее всего фирма будет продолжать свою деятельность, чтобы не потерять своих покупателей и сохранить рабочие места служащих. При этом ее убытки будут не выше, чем при закрытии. И, наконец, если цены меньше средних переменных издержек то фирме следует прекратить свою деятельность. В этом случае ей удастся избежать ненужных потерь. Таким образом, фирма будет продолжать свою деятельность лишь до тех пор, пока рыночная цена больше или равна ее средним переменным издержкам. Только при этих условиях  фирма минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде, продолжая деятельность. 

26 Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы. Условия равновесия. Совершенная  конкуренция и эффективность.

26.1 Долгосрочный  период  отличается  от  краткосрочного  тем,  что,  во-первых,  производитель может увеличить производственные мощности (поэтому все издержки становятся переменными) и,  во-вторых,  число  фирм  на  рынке  может  измениться.  Характер  кривой долгосрочных издержек связан с понятием эффекта масштаба, который описывает зависимость между  масштабом  производства   и  величиной  издержек.  Таким  образом,  условие  долгосрочного  равновесия  фирмы –  равенство  цены  минимуму долгосрочных единичных издержек (P=minLAC).  26.2 Под равновесием совершенно  конкурентной  фирмы,  как  и  любого  другого  экономического субъекта,  понимается  ситуация,  когда  предприятие  не  имеет  никаких  побудительных  мотивов для  изменения  своего  состояния,  и  любое  нарушение  равновесия  может  только  ухудшить  её положение (снизить доход). 26.3 Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого  участника  экономического  процесса  на  общую  ситуацию  настолько  мало,  что  им можно пренебречь. 

27 Монополия и ее  виды. Особенности  хозяйствования фирмы в условиях чистой монополии. Определение цены и объемов производства фирмой монополистом.

27.1 монополия - это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. 3 основных вида монополий: Закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом. Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. 27.2 Для монополии, так же как и для совершенной конкуренции, главным принципом является максимизация прибыли фирмы. Так как монополист функционирует на рынке один, количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Монополист может устанавливать и цену товара, и его количество, но при этом выбирает такую комбинацию "цена - количество", которая принесет максимальную прибыль. Поскольку он ищет наиболее "доходную" цену из всего набора цен, его можно назвать "искателем цены". Принцип дополнительного ограничения наступает тогда, когда монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. 27.3 Кажд. уровню цены соотв-ет опре кол-во товара, которое потребители готовы купить в данное время. Монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар, ему приходиться считаться со спросом потребителей, но он может ее контролировать. Если он назначает объем выпуска (Q2), то кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую будет готов заплатить потребитель за данное количество продукта (P2). P=f (Q). Если же монополист назначает цену (например, P1), то должен ограничить предложение тем объемом, который ему диктует потребительский спрос (Q1).  

28 Последствия монополизма. Монополия и эффективность. Ценовая дискриминация.

28.1 С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. С другой же стороны, продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства. Крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу. Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. 28.3 Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Ценовую дискриминацию подразделяют на два типа: дискриминация по типам продаваемой продукции, дискриминация среди покупателей. Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий: фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование; должна быть исключена возможность перепродажи товара, необходимым условием является способность производителя выявить собственный сегмент рынка. Последствия ценовой дискриминации в том, что, с одной стороны, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой — монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку ведет к росту объема спроса и предложения. 

29 Особенности хозяйствования и процессы ценообразования в условиях олигополии и монополистической конкуренции.

Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции. Рынок монопольной конкуренции — это экономическая система, для которой характерны следующие особенности: 1) Достаточно большое число производителей в отрасли. 2) Производимый товар сильно дифференцирован. 3) Присутствует некоторый контроль над ценой со стороны производителей. 4) Сравнительно лёгкие условия вхождения в отрасль и выхода из неё. 5) Значительный упор делается на ценовую конкуренцию (реклама, качество). Ценообразование на рынке монопольной конкуренции полностью соответствует ценообразованию на рынке чистой монополии. Ценовые методы борьбы на рынке монопольной конкуренции. 1. Ценовая борьба.2. Метод наименьших издержек. За счёт увеличения объёма производства Q предприятие снижает себестоимость продукции АТС повышая свою долю на рынке и имеет больше шансов победить в ценовой борьбе.Особенности ценообразования в условиях олигополии.Можно выделить 3 принципиально возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополий:

1) Нескоординированная  олигополия. Фирмы в отрасли считают: - если повысить цену, то соперники не последуют за ними, и спрос в этом случае будет весьма эластичным; - если фирма снизит цену, то конкуренты последуют за их ценовой политикой, и спрос станет неэластичным. 2) Сговор фирм, на котором основан принцип максимизации совместной прибыли. (Картель) 3) Лидерство в ценообразовании, т.е. ситуация директивных цен. Экономическая эффективность: с традиционной точки зрения олигополия по структуре близка к монополии. Олигополия является менее желательной, нежели монополия, так как монополия подвергается государственному регулированию, а олигополия может сохранять видимость конкуренции нескольких независимых фирм.  

30 Рынок труда и  особенности его функционирования. Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда. Влияние профсоюзов на рынке труда.

На рынке  труда продаются и покупаются услуги труда, количество и качество которых зависят от: уровня проф.подготовки, квалификации и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях. На период найма работодатель покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Особенности рынка труда:1) большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя;2) большая роль, которую играют неденежные факторы - сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, и др.;3) значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные структуры профсоюзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и другие. 30.2 На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется - размером заработной платы и ценностью предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта. Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении сравняется с величиной зарплаты.30. 3 Профсоюзы – объединения наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. Их задача заключается в защите наемных работников от возможной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене. Поэтому профсоюзы пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работающих и социальные гарантии безработным. Наряду с выполнением чисто экономических задач профсоюзы часто вмешиваются в политическую жизнь своих стран.. 

31 Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы в рыночной экономике

Заработная  плата— денежная компенсация,которую работник получает в обмен за свой труд. она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень их цен. Под номинальной зарплатой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой труд. По величине номинальной зарплаты можно судить об уровне заработка, но не об уровне благосостояния человека. Реальная зарплата - эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. 31.3 Оплата устанавливается или в зависимости от времени, на протяжении которого предприятие использовало рабочую силу, либо в соответствии с объемом выполненных работ. В первом случае оплата называется повременной, во втором случае – сдельной. Повременная оплата труда применяется, если невозможно или трудно нормировать труд, при строго регламентированных, высокомеханизированных и автоматизированных производственных процессах, в производствах, требующих высокого качества и точности выполнения работ, и там, где нет надобности стимулировать интенсивность труда. Существуют 2 вида заработной платы: основная и дополнительная. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и так далее.К дополнительной заработной плате относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов на работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и так далее. 

32 Рынок капитала и его структура. Ссудный капитал. Ставка процента. Номинальная и реальная ставка процента.

Под капиталом  на рынке факторов производства понимается физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т. п. в их стоимостном измерении. Поэтому в данном случае рынок капиталов представляет собой часть рынка факторов производства. Под капиталом на рынке финансов понимается денежный капитал. Поэтому рынок капиталов выступает одной из составляющих частей рынка ссудных капиталов. Основными участниками этого рынка являются:- первичные инвесторы,- специализированные посредники в лице кредитно-банковских институтов, - заемщики Исходя из вышеизложенного, современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками:- временным;- институциональным. По временному признаку различают денежный рынок и рынок капитала.По институциональному признаку предполагает наличие рынка (собственно капитала или рынка ценных бумаг) и рынка заемного капитала (кредитно-банковской системы). Кроме того, рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются эмиссии ценных бумаг и вторичный (биржевой) рынок, где продаются и покупаются ранее выпущенные ценные бумаги. Существует также внебиржевой (уличный) рынок ценных бумаг, где реализуются ценные бумаги, которые по тем или иным причинам не могут быть проданы на бирже. Ссудный капитал - это ден-й капитал, собственник кот-го предост-т его во врем-е польз-е другому предпр-лю за опр-ю плату, ссудный процент. Ставка процента — это экономическая категория, которая показывает реальную доходность того или иного актива.Реальная процентная ставка — это номинальная ставка за вычетом темпа инфляции за определенный период. Номинальная процентная ставка - годовая ставка процентов, исходя из которой определяется величина ставки, применяемая в каждом периоде при начислении сложных процентов несколько раз в году. 

33 Рынок ценных бумаг: понятие, элементы, особенности функционирования.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - это рынок, на котором совершаются реальные и спекулятивные сделки с ценными бумагами и производными ценными бумагами. Его значение - вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в хозяйственный оборот, обеспечение «перелива» денежных средств из менее эффективных сфер хозяйствования в более эффективные.Функционирование: - Ликвидность, т.е. рынок должен характеризоваться частыми сделками, небольшим разрывом между ценой продавца и ценой покупателя и незначительными колебаниями цен от одной сделки к последующей;- Эффективность (необходимо учитывать затраты по сделкам: комиссионные, по ведению бухгалтерского учета, регистрационные сборы и т.п.);- Информационность (информация о заключенных сделках должна быстро подаваться во все информационные каналы);- Надежность (возможные ошибки маклеров и рынка в целом должны компенсироваться).

Классификация ценных бумаг:- именные  и ценные бумаги на предъявителя, - срочные и бессрочные ценные бумаги;

- документарные  и бездокументарные ценные бумаги;- государственные и ценные бумаги субъектов Федерации.

Процедуру выпуска ценных бумаг называют эмиссией. Виды ценных бумаг: акции и облигации. Акции подразделяются на обыкновенные и привилегированные.Закладные (ипотечные ценные бумаги) - ценные бумаги, отражающие отношения залога. Закладные удостоверяют право на получение денежных обязательств, обеспеченные ипотекой имущества.

Производные ценные бумаги - ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на приобретение (продажу) ценных бумаг, эмитированных третьим лицом, в сроки и на условиях, указанных в сертификате, и решении о выпуске данных производных ценных бумаг. Иные ценные бумаги. Акционерное общество вправе размещать не только акции и облигации, но и другие виды ценных бумаг. Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом об АО и другими нормативными правовыми актами регулируются общие правила выпуска, размещения и обращения ценных бумаг.К долговым ценным бумагам, кроме облигаций, относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков. 

34 Рынок природных ресурсов. Особенности функционирования рынка земли. Рента и цена земли.

Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, то есть все естественные ресурсы (земли, леса, воды, месторождения). Земля — уникальное средство производства: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспроизвести; земельные участки различаются по плодородию, т. е. имеют различную естественную производительную силу. Земельные отношения в обществе в значительной степени определяют экономический потенциал государства. Сейчас сельскохозяйственные земли покупаются и продаются. Четыре сегмента земельного рынка. Первый и наиболее значительный представлен рынком садово-огородных участков. Второй сегмент рынка – приобретение земельных участков для последующего извлечения прибыли путем прямой перепродаже или строительства коттеджей с последующей перепродажей. Третий сегмент – рынок земельных участков для товарного сельскохозяйственного производства. Четвертый сегмент рынка – выкуп земли приватизированными предприятиями.Экономическая рента — это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Ресурс, дающий экономическую ренту, приносит сумму, превышающую альтернативную стоимость его использования. Экономическая рента может быть изъята по средствам налогообложения, не затрагивая предложения ресурса. Цена на землю связана с земельной рентой — ценой услуг земли. Цена на землю представляет дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"