Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Экономической теории".

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет и метод экономической теории.docx

— 195.86 Кб (Скачать файл)

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программасевооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

 

 

 

 

12.Теория  предельной полезности.

Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством  быть источником удовольствия (или  удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают термином «полезность». Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен (1810—1859), У. С. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921), а также его последователи О. Бём-Баверк (1851—1914) и Ф. Визер (1851-1926).

Названные экономисты создали особое направление в экономической  науке, получившее название «маржинализм» («предельность»). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (или, на современном экономическом языке — ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Милль), т. к. признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики. Это был поистине переворот, и он сыграл столь важную роль в развитии экономической мысли, что получил название «маржиналистской революции».

Маржинализм называют субъективно-психологической теорией, и для этого есть все основания. Основатели маржинализма были твердо убеждены, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. (Так, К. Менгер писал, что блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей). Подобная мысль в той или иной форме приходила в голову многим, и гораздо раньше, чем экономистам, — вот что говорил, например, В. Шекспир устами одного из героев известной всему миру пьесы: «... сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке» (В. Шекспир. Гамлет, принц датский. Акт второй, сцена 2). Но только маржиналисты сумели сделать эту мысль основной отправной точкой целого научного направления.

Ход рассуждений маржиналистов в главных чертах состоял в следующем. Прежде всего они обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, «приростный» характер. Иначе говоря, потребитель не действует по принципу «все или ничего», а постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (например, будучи голоден, человек съедает один бутерброд, другой и так до тех пор, пока не почувствует себя сытым, а испытывая жажду, выпивает стакан воды, второй и так, пока не пройдет чувство жажды).

Из этого наблюдения следовали  три важных вывода:

1. Каждая дополнительная единица  товара приносит потребителюдополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью»данного блага (в экономической теории слова «предельный» и «дополнительный» являются синонимами, т. е. имеют один и тот же смысл). Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях).

2. Чем больше количество единиц  потребленного блага, тем меньше  предельная (т. е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления  каждой последующей единицы этого  блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага .Она состоит в тем, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя, конечно, имеет полезность). Отсюда вывод:ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

3. Потребляя некоторое число  единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую  полезность этого ряда, состоящую  из суммы убывающих предельных  полезностей. В теории принято  называть условные единицы величины  предельной полезности «ютилями». Если потребление первого бутерброда принесет человеку полезность, равную, положим, 5 ютилям, второго — 4, третьего — 2, а четвертого — 1 ютилю, то общая полезность этого ряда составит 12 ютилей (а предельная полезность будет равна 1). Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. Например, если отказаться от четвертого бутерброда, то общая полезность (TU) составит 11 единиц, а предельная полезность (MU) будет равна 2, при отказе от третьего бутерброда TU составит 9 единиц, а MU возрастет до 4, и т. д.

Основоположники маржинализма надеялись, что развитие теории и накопление фактов со временем поможет преодолеть эту принципиальную трудность. Однако произошло нечто прямо противоположное. Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848—1923) доказал, что количественно измерить полезность невозможно даже при наличии большого числа фактов. Вывод Парето практически означал отказ от концепции предельной полезности в ее первоначальном виде. Одновременно это подвигло многих экономистов к поиску новых способов объяснения потребительского поведения на основе более реалистических допущений, сближающих теоретическое объяснение с практикой.

13. Государственный    бюджет    Казахстана:    проблемы    формирования    и использования.

 

 

14.Налоговая   политика  Казахстана:   целевая   направленность   и   механизм функционирования.

 

15.Опыт   государственного   регулирования   экономических   и   социальных

процессов в промышленно развитых странах  мира.

2.1. Экономически эффективное  государство.(Американский опыт) 
 
История взаимоотношений американского государства с рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке сложились по-своему идеальные условия для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Иначе говоря, государство и рынок в США набирали силу одновременно, хотя при этом экономическая функция государства в наибольшей мере проявилась лишь в I пол. XX века. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, выделим роль государства и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития американского общества. 
 
2.1.1. Обеспечение национальной экономической безопасности. 
 
Еще в XIX веке в США экономические кризисы не несли угрозы значительных разрушений, и экономическая роль государства предопределялась общей логикой хозяйственного развития страны – укреплением промышленности, строительством ж/д, образованием крупных корпораций, а не «тушением» вспышек циклических кризисов. В этот период государство разными методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и целевую поддержку. К концу XIX века бурный рост промышленных и банковских «гигантов» вынудил государство начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность. 
Однако Великая депрессия заставила американцев задуматься не только об экономических проблемах, но и о судьбе нации и всего государства. Именно громадное социальное напряжение внутри страны, вызванное огромной безработицей, создало реальную угрозу национальной экономической безопасности. Государство в лице Ф. Рузвельта взяло на себя всю полноту ответственности за вывод страны из кризиса, становление и стабилизацию экономики и социального климата в американском обществе. Весь комплекс мер федеральных властей, получивший название «новый курс», не вписывался ни в теоретические постулаты «невидимой руки» рынка, ни даже в существовавшие законодательные акты. Реализация «нового курса» стала переломным этапом в осмыслении роли американского государства в экономике. Впервые в истории США при президенте Ф. Рузвельте был образован Совет по национальной экономической безопасности, который фактически координировал все мероприятия в рамках «нового курса». 
Через 60 лет после избрания президентом США Ф. Рузвельта в Белый дом пришел Б. Клинтон, который тоже образовал Совет по национальной экономической безопасности. Свою задачу экономическая «команда» Клинтона видит в обеспечении повышения конкурентоспособности американских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. И вновь речь идет о поддержании социальной стабильности в обществе. 
Может показаться странным, как ведущая мировая держава обеспокоена своей экономической безопасностью, проявляя известную «неуверенность в завтрашнем дне». На самом деле, на рубеже XXI века международная экономическая конкуренция во все большей степени становится важнейшим внутренним фактором развития всех стран, в т. ч. и США. Именно поэтому в таких условиях эффективность американского государства выражается в обеспечении национальной экономической безопасности. 
Если же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Так как условия развития мирового хозяйства и американской экономики в конце второго тысячелетия существенно отличаются от подобных условий начала и даже середины XX века, то появляется возможность исследовать экономическую роль государства не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. Но и при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов. 
Опираясь на частную собственность во всех ее проявлениях, американская экономика постепенно расширяла свою базу, которая своей устойчивости она обязана многообразию форм собственности и организационных видов предпринимательства. Если в стране существование и развитие той или иной формы собственности определяются экономическими причинами, а не чисто административными ограничениями, то снимаются предпосылки для нелегального бизнеса, и любой предприниматель может рассчитывать при необходимости на защиту государства, которому он платит налоги. 
Очевидно, с этой точки зрения государство может считаться экономически эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства. 
 
 
2.1.2. Правила игры в рыночной среде. 
 
В рыночной среде критерием эффективности служит прибыльность любого бизнеса. Однако по мере развития американской экономики и общества все отчетливее стали проявляться сферы, где прибыль не может выступать единственным или идеальным критерием эффективности. В ряде случаев вообще невозможно говорить об эффективности, измеряемой прибылью, скажем, в таких важных для современного общества сферах, как образование, фундаментальная наука, защита окружающей среды и т. д. Здесь «невидимая рука» рынка оказывается бессильной в том, чтобы определить значимость подобных сфер для общества. В XXI веке роль «нерыночных» сфер будет расти, но господствующими по- прежнему останутся «правила игры», которые свойственны рыночной экономике в целом. При таких обстоятельствах роль государства усложняется. С одной стороны, государство – своеобразный гарант рыночной системы, с другой, - оно не может не поддерживать те сферы жизнедеятельности общества, где рыночная мотивация «пробуксовывает». Отсюда следует, что государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и составляющим элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общества в целом. 
И здесь необходимо еще раз остановиться на так называемом «вмешательстве» государства в рыночную экономику. Действительно, если государство стремится подменить или даже в определенной мере заменить рынок и конкуренцию, то тут налицо реальное вмешательство. Но в случае, когда государство выступает лишь гарантом «правил игры», гарантом рынка и конкуренции, то в этой части оно органично вписывается в рыночные принципы поведения. 
 
2.1.3. Государственное воздействие - количественные параметры. 
 
Если говорить об экономической и социальной роли государства, то для ее определения наиболее существенными являются два показателя – масштаб государственной собственности и доля государственных расходов в ВВП страны. Так как в США государственная собственность мало связана с хозяйственной деятельностью, в экономической литературе приоритет отдается доле государственных расходов в ВВП. 
Приведем некоторые сравнительные данные. В конце XIX века среднемировой уровень государственных расходов в ВВП составил 8,3%, в то время как в США – 4%. Но уже в 20х гг. средний показатель по развитым странам возрос до 15,4%, а в 60х гг. – до 27,9 и в начале 80х гг. – до 42,6%. Причем ни в одной из индустриальных стран эта доля не опускалась ниже 30%, в том числе и в США, где в 1993 г. удельный вес совокупных расходов федеральных властей и властей штатов в ВВП ровнялся 38,7% . Таким образом, хотя США и отстают от европейских стран по доле государственных расходов в ВВП, они находятся в русле общемировых тенденций. Иными словами, государство стало залогом стабильности и устойчивости всего общественного развития. По прогнозам, которые содержатся в исследовании «Будущее государства», опубликованном в лондонском журнале «Экономист», дальнейший рост государственных расходов не будет столь стремительным, а средний показатель станет колебаться вокруг 50% ВВП страны. 
Анализ структуры государственных расходов дает представление об их целевом предназначении. Если взять расходы только федерального правительства США, то в 1996г. их доля в ВВП составляла 20,8%. При этом больше половины – 12,8% ВВП – направлено на субсидирование социального страхования, образования, здравоохранения и т. п., 0,9% ВВП – на подержание экономической инфраструктуры, расходы на оборону поглотили 3,6%, а обслуживание государственного долга – 3,2% ВВП. 
Мы видим, что большая часть затрат – это затраты социального характера, обеспечивающие стабильность в обществе. В отчете о мировом развитии Всемирного банка «Государство в меняющемся мире» (1997 г.) отмечено, что «именно возросшее влияние государства переместило аспект с количественного аспекта государственного влияния на качественный, другими словами, внимание переместилось с размера государства как такового и объема его вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения нужд населения» . 
Возлагая на себя ответственность за регулирование неподвластной или слабо подвластной рынку сфер, федеральное правительство в 90е гг. внедряет сам регулирующий механизм в рыночные принципы и рыночную мотивацию, что помогает «правительству достичь целей общества» . Как свидетельствует американский опыт, чем меньше влияние субъективного фактора на процесс принятия решений, тем выше результативность и объективность работы государственных институтов. 
По – разному можно относится к американской истории, но очевидным является факт, что в США сложилась система государственной власти, впитавшая в себя демократические признаки рыночной экономики. В результате в экономически и политически сильном государстве заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых гарантируется государством. 
Однако было бы неправильно делать вывод о том, что в США уже найден оптимум эффективности государства вообще и его хозяйственной роли в частности. Динамизм и турбулентность современного мирового развития постоянно выдвигает все новые вызовы, на которые и должно реагировать государство. 
В заключении можно сказать, если экономическая политика государства создает благоприятные условия для раскрытия всех факторов экономического роста, то такое государство само выступает одним из решающих элементов национальной экономики. В этой связи логичен вывод о том, что чем стабильнее экономический рост, тем эффективнее выполняет свою экономическую роль государство. 
2.2. Французское индикативное планирование. 
 
Не может не привлекать внимания практика ряда стран с развитой рыночной экономикой, где индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств макрорегулирования. Среди этих стран выделим Францию, ибо французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макрорегулирования в Великобритании и Германии. 
Система индикативного планирования опирается на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве (такое положение сохранилось и поныне, о чем свидетельствуют данные табл.1). 
 
Уже в конце 40х гг. нашего века во Франции была разработана и начала реализовываться уникальная «демократическая система планирования», позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов». Планирование, утверждающееся «снизу», базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. 
Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор небезосновательно считается одной из наиболее существенных среди промышленно развитых стран мира. Индикативное планирование остается элементом государственного управления и регулирования французской экономики. Есть сведения об 11 разрабатывавшихся среднесрочных индикативных планах, охвативших все национальное хозяйство Франции (табл.2). 
 
Планы составлялись, как правило, на пятилетия, в них фиксировались общие черты желаемого экономического и социального развития. При этом решающую роль играет не сам план, а процесс (процедура) его составления. В результате этого процесса происходит обмен информацией и достигается консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления. 
Главное содержание плана составляло определение «актов государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные мероприятия. Иными словами, французское индикативное планирование четко ориентировано на инвестиционную деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: с его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и утверждается Парламентом Франции. 
Самим планированием занимается Комитет по модернизации, куда входят работники министерств и органов местной власти, представители промышленников и профсоюзов, ученые и специалисты (всего около 5 т. ч.). Существенными распорядительными полномочиями располагает такой орган французской системы планирования, как Фонд экономического и социального развития, финансируемый из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование, включаемое в индикативный план. Эффективность системы планирования можно оценить по двум линиям. Во – первых, сравнивая плановые показатели с фактически достигнутыми. Во – вторых, - осуществляя международные сопоставления (были ли достигнуты большие темпы экономического роста и более рациональное использование ресурсов и т. п.). 
К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции. Причина видится в том, что в условиях новых технологий экономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономика усложнилась настолько, что перестала быть «прозрачной» для централизованного управления. 
В целом же французская модель «планируемого капитализма» заслуживает положительной оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста: в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 – 3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%. 
В результате Франция сегодня находится в числе ведущих индустриальных держав, лидирующих по производству ВВП и уровню промышленного технологического развития.

 

16.Причины,  виды и сущность безработицы.  Меры по борьбе с безработицей в РК.

 

 

17.Основной  и оборотный капитал.  Проблемы  воспроизводства  основного капитала в промышленности РК.

 

 

18.Инструменты  денежно-кредитной политики Национального  банка РК.

О Национальном Банке Республики Казахстан  

После объявления суверенитета республики в декабре 1990 года Казахстан приступил  к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Закон Республики Казахстан  «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе  и взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.

Однако, отсутствие собственной валюты делало невозможным проведение самостоятельной независимой денежно-кредитной политики. Поэтому реально самостоятельную денежно-кредитную политику Национальный Банк начал проводить с момента ввода в обращение национальной валюты Республики Казахстан – тенге – с 15 ноября 1993 года. С момента введения национальной валюты Национальный Банк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, платежной системы, внедрение системы регулирования деятельности банков.

Республика Казахстан имеет  двухуровневую банковскую систему. Верхний уровень представлен  Национальным Банком, а второй уровень  – всеми иными банками. Национальный Банк представляет интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Национальный Банк представляет собой  единую централизованную структуру  с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка  является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Организационно Национальный Банк включает центральный аппарат, 16 территориальных  филиалов, 2 филиала в городе Алматы (Банкнотная фабрика и Центр кассовых операций и хранения ценностей), Представительство  Национального Банка в Российской Федерации, 4 подотчетные организации (Республиканские государственные  предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских  расчетов», «Банковское сервисное  бюро», «Казахстанский монетный двор», «Автобаза Национального Банка  Республики Казахстан»). В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел.

Национальный Банк является учредителем  закрытых акционерных обществ «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов  физических лиц», «Казахстанская Ипотечная  Компания», «Казахстанский Актуарный  центр», и одним из учредителей  закрытых акционерных обществ «Национальные  информационные технологии» и «Процессинговый  центр».

Национальный Банк, как центральный  банк страны формирует и реализует  государственную денежно-кредитную  политику, которая способствует созданию благоприятных макроэкономических условий для экономического развития страны и ее интеграции в мировую  экономику. Основной задачей Национального  Банка является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан. На Национальный Банк также возлагается защита интересов  кредиторов и клиентов банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых организаций  и накопительных пенсионных фондов путем принятия соответствующих  нормативных правовых актов.

Кроме того, Национальный Банк: осуществляет валютное регулирование и контроль в Республике Казахстан; формирует  и управляет золотовалютными  активами Национального Банка; формирует  платежный баланс страны; осуществляет доверительное управление Национальным фондом;

является единственным эмитентом  банкнот и монет на территории Республики Казахстан, организует налично-денежный оборот, эмитирует ценные бумаги для  регулирования банковской ликвидности  в обращении;

является финансовым агентом Правительства  Республики Казахстан;

участвует в обслуживании государственного долга Правительства Республики Казахстан, в частности, в размещении и обслуживании государственных  ценных бумаг;

организует бесперебойную работу платежной системы;

осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством  Республики.

Основными инструментами денежно-кредитной  политики являются:

уровни ставок вознаграждения по кредитам Национального Банка банкам;

норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке, в том числе с возможной  дифференциацией по срокам, объемам  и видам привлеченных средств (резервные  требования);

операции на открытом рынке по покупке  и продаже государственных ценных бумаг;

кредиты банкам;

интервенции на валютном рынке;

введение, в исключительных случаях, прямых количественных ограничений  на уровень и объемы кредитных  операций отдельных видов;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"