Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Экономической теории".

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет и метод экономической теории.docx

— 195.86 Кб (Скачать файл)

Общепризнанным в экономической  теории является деление факторов производства на три классических основных вида: земля, капитал, труд, но также выделяют и четвертый фактор производства – предпринимательская способность. Во второй главе мы разберем каждый из факторов производства как овеществленную форму экономических ресурсов более  детально.

 

 

3.   Факторы производства: способ соединения и взаимосвязь.

1. Понятие и сущность  факторов производства

Факторы - это элементы, порождающие  то или иное явление либо определяющие последовательные стадии действия механизма.

Это общее определение  дает представление о чрезвычайно  распространенном употреблении термина  в экономическом анализе; настолько  распространенном, что частое использование  сделало его синонимом «причины», а точнее, структурной или постоянной причины. Так, говорят о факторах инфляции, спада, оживления, промышленной концентрации.

Два значения, придаваемые  термину «факторы», заслуживают  особого внимания ввиду их важности для экономического анализа.

Факторы производства - это  сочетание элементов, обеспечивающих производство. Первоначальное различие между первичными факторами производства - трудом и землей (собственно землей и недрами) и производным фактором - капиталом, который сам является результатом приложения труда к природным ресурсам, современный экономический анализ стремится заменить различием между трудом и капиталом, в который включают и природные ресурсы в той мере, в какой они подготовлены для использования в целях производства

В любом случае необходимое  сочетание факторов производства не должно вести к забвению того, что  в конечном итоге и главным  образом капитал рассматривается  как овеществленный труд.

Под факторами производства понимаются особо важные элементы или  объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и  результативность хозяйственной деятельности.

Производство - это процесс  изготовления материальных или духовных благ. Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и  того, из чего будут производить.

Человек был и всегда останется  главным фактором производства. Экономическая  теория в изучении человеческого  общества исходит из того, что человек  является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Он создает, приводит в действие и  определяет способы использования  техники и технологии, которые, в  свою очередь, предъявляют новые  требования к физическим и интеллектуальным возможностям человека. недостаточной подготовленностью для взаимодействия со сложными техническими системами. Требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и основных технологий связаны с подготовкой высоко квалифицированных, профессионально ориентированных работников, с уровнем расходования рабочей силы, с величиной затрат на ее воспроизводство. Истории известны примеры, когда техническое новшество веками дожидалось нового общественного устройства и нового типа работника.

Ныне в индустриально  развитых странах, наряду с безработицей, производство испытывает острейшую  потребность в высокообразованных профессионалах. Рост требования к  качеству работника - это общеэкономическое  условие развития общественного  производства.

С позиций производства человек  не только его субъект, но и его  конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и  обмен, завершает свой путь в потреблении. Удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного  производства.

1.1 Классификация факторов производства и их характеристика

В качестве фактора производства могут выступать земля, трактор, экскаватор, гвозди, руда, нитки, хлопок, электроэнергия, фабричное здание, доменная печь и многое другое. Процесс производства невозможен и без такого важного фактора, как труд человека.

Абстрагируясь от многообразия натуральной формы факторов производства, можно их сгруппировать в укрупненные  категории. Существует ряд научных  классификаций, которые и будут  рассмотрены далее.

Наиболее простым и  очевидным является принятое в теории марксизма деление факторов производства на личностные и материально - вещественные. К личностным, разумеется, относятся люди с их знаниями, опытом, производственными навыками. К. Маркс дает и более дробную классификацию факторов производства. Так, средства производства делятся им на предметы труда и средства труда. Важнейшая сфера хозяйственной деятельности - производство.

Несколько иную классификацию  факторов производства предлагали представители  английской классической политической экономии. А. Смит и Д. Рикардо исходили из наличия трех видов экономических ресурсов: труда, земли и капитала. При этом под землей они понимали все природные ресурсы: полезные ископаемые, леса, реки, моря и пр.

ФАКТОРЫ

Внутренние, зависящие от предприятия

Внешние, не зависящие от предприятия

Не основные (побочные)

 

основные

Внешнеэкономические условия (связи)

Социальные условия

Природные условия

Структурные сдвиги

внепроизводственные

производственные

Нарушение хозяйственной дисциплины и др.

Структурные сдвиги в организации  производства, в составе продукции

Снабженческо-сбытовые, социального  развития коллектива, природоохранной  деятельности

Средства труда

Предметы труда

Труд

Побочные, структурные и внепроизводственные

Организационно-технический уровень  производства

Внешние условия производства

2.1 Способы соединения и замещения (взаимозаменяемость)

факторов производства

В процессе производства факторы  производства вступают во взаимодействие. В большинстве случаев они  используются совместно. Так, станки приводятся в движение рабочими. Рабочие всегда снабжаются инструментами, необходимыми для выполнения задания. Факторы  производства, которые потребляются совместно, являются комплементарными, или дополняющими друг друга.

В некоторых случаях факторы  производства могут заменять друг друга  в зависимости от выбранной технологии. Технологии могут быть фондоемкими, энергоемкими, трудоемкими, наукоемкими и т.д. В определенной степени капитал и труд являются факторами-заменителями, или субститутами.

В долгосрочном периоде все  факторы производства могут менять свою величину, т.е. в определенном смысле становятся переменными. Перед предпринимателем открывается достаточно большой  выбор возможных вариантов комбинирования факторов. При этом речь идет не только о типе выбранной технологии, но и о ее стоимости. Предприниматель стремится минимизировать свои издержки. Одновременно он не забывает и о главной своей цели - максимизации прибыли.

При совместном использовании  факторов соотношение между ними (чаще всего это труд и капитал) зависит от выбранной технологии, производительности и интенсивности  труда Соотношение средств производства и рабочей силы, которая приводит их в движение (например, количество станков, обслуживаемое одним рабочим), называется техническим строением капитала.

Если же выразить и средства производства, и рабочую силу в  стоимостном измерении, то получим  стоимостное строение капитала.

В ходе технического прогресса  по мере роста производительности труда  и техническое, и стоимостное  строение капитала растет, хотя техническое  увеличивается, как правило, медленнее  стоимостного.

Те изменения стоимостного строения капитала, которые обусловлены  переменами в техническом его  строении и не несут на себе влияния  чисто денежных факторов, характеризуют, согласно теории К.Маркса, органическое строение капитала. Наблюдающаяся во всех индустриальных странах тенденция к росту органического строения капитала отражает рост производительности общественного труда (меньшее количество труда приводит в действие большее количество средств производства).

Интересно проследить соотношение  факторов производства не только между  собой, но и с конечным результатом  их функционирования. При этом готовый  продукт (выпуск) можно представить  в качестве функции от примененных  ресурсов (затрат). Наибольшую известность  в экономической теории получила производственная функция Кобба-Дугласа, названная по имени своих авторов: где Y - объем производства; К - затраты капитала; L - затраты труда; А -линейный коэффициент пропорциональности, или масштабности; б и в - коэффициенты эластичности выпуска по затратам соответственно капитала и труда.

В данной формуле большую  информацию несет в себе степенных  коэффициентов. Если б + в = 1, то присутствует нейтральный эффект масштаба, или  постоянная отдача от вложения ресурсов. Это означает, что при увеличении количества факторов, скажем, на 5% объем  выпуска продукции возрастет  тоже на 5%.

Если б + в > 1, то наблюдается  положительный эффект масштаба, или  возрастающая отдача на вложение ресурсов. Другими словами, при росте ресурсовложений на 5% объем производств увеличится более чем на 5%.

Если б + в < 1, то говорят  об отрицательном эффекте масштаба, или убывающей ресурсоотдаче. При росте затрат факторов на 5% выпуск продукции увеличится менее чем на 5%.

любое производство может осуществляться только с помощью определенной совокупности взаимосвязанных факторов, будь то земля, труд, капитал и т.п. Поэтому, как правило, только в абстракции можно представить изолированный фактор производства, даже если таким фактором является труд. В реальном производстве все факторы взаимодействуют друг с другом. Может случиться даже, что если в некоторых технологических процессах увеличить действие одного фактора, то не только никакого дополнительного, предельного продукта, но и вообще никакой продукции не получится. Допустим, для производства товара требуется небольшое количество серебра. Ясно, что его невозможно заменить не только дополнительным трудом, но и другими вещественными факторами, в частности заменителями серебра, ибо они не соответствуют требованиям технологии. Такого рода примеров, когда один фактор нельзя заместить другим, либо когда увеличение одного фактора ослабляет действие другого, можно привести немало. На этом основании неоклассическая теория производства, основанная на производственной функции и концепции предельного продукта, нередко подвергается довольно аргументированной критике. Ведь факторы производства не могут не влиять друг на друга и, как правило, именно в результате такого взаимодействия усиливают друг друга, когда комбинируются в надлежащей пропорции. Поэтому только надлежащее их сочетание в определенном соотношении может обеспечить выпуск дополнительного продукта.

Второй момент, на который  хотелось бы обратить внимание, заключается в том, что до сих пор мы предполагали, что спрос и предложение на факторы производства осуществляются на рынке со свободной конкуренцией. Такое предположение также упрощает реальную ситуацию на рынке современном, где значительную роль играют монополии и олигополии разного рода. В этих условиях невозможно продать всю произведенную продукцию по установившейся цене, поскольку реализация предельного, или дополнительного, продукта заставляет продавцов снижать цены. А снижение цен неминуемо приводит к уменьшению спроса на факторы производства. Таким образом, в условиях несовершенной конкуренции предприятия и фирмы вынуждены в меньшей степени использовать факторы производства, что в конечном счете ведет к снижению производства товаров в целом. Это, следовательно, еще раз свидетельствует о негативном воздействии монополий на экономику. Поскольку, однако, существование монополий есть свершившийся факт, то с этим приходится считаться, учитывать их влияние на рынок и, по возможности, уменьшать негативное воздействие с помощью соответствующей государственной политики.

  1. Предпринимательство в условиях инновационного развития

Инновационное предпринимательство. Общие положения 

 

С ростом уровня развития экономики  возрастает значение использования  нововведений в широких масштабах.

Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство (маркетинг в широком его понимании).

Наиболее полно сущность предпринимательства проявляется  в нововведениях, где создается  новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция).

К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество — уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключи-: тельно слабо. Анализируя конкурентоспособность основной мае- f сы российской продукции на мировых рынках, Д. Кузин по-'1 казал, что практически по всем позициям основная масса гражданской продукции явно уступает зарубежным аналогам.1 Это особенно четко проявилось в настоящее время в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и российском рынке товаров были резко ограничены как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и фактор ры экстенсивного роста.

В российской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую  деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и  практического перехода на инновационную  систему хозяйствования после долгих лет принудительного перераспределения  и концентрирования ресурсов.

Кроме того, ограниченность ресурсов должна побуждать

производство снять эти  ограничения путем инноваций. Однако

побудительные мотивы могут  быть практически подавлены, с

одной стороны, при экономических  кризисах и неопределенно-

ста развития, а с другой стороны, при снижении отдачи от

вложенных средств.

Поэтому общее состояние  экономики, материального производства влияет на развитие инновационного предпринимательства.

Необходимо сформулировать ряд важных положений, определяющих изменение экономического климата  в инновационной сфере. 

 

 

 

1.         Повышение в условиях рыночной экономики внимания к оценке будущих запросов потребителей.

2.         Необходимость работать с потребителями в самом тесном контакте, помогая им использовать предлагаемый новый продукт или технологию для формирования их бизнеса.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"