Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 32 экзаменационных вопроса.
...
62. Государственное регулирование переходной экономики.
63. Социальная справедливость.
64. Сущность доходов и их классификация.

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом теория.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

3) численность занятых – это люди, имеющие работу на полный рабочий день, а так же на неполный рабочий день и неполную рабочую неделю;

4) численность безработицы – это все те, кто не имеет работы, но активно её ищет;

5) численность лиц не входящих в состав рабочей силы, это те, кто не имеет работы и активно её не ищет;

Приведенные показатели между собой имеют следующую зависимость:

а) численность рабочей силы: Ч р.с. = Чз + Чб  (Чз – численность занятых, Чб – безраб.);

б) численность неинституционного населения:

Ч н. н. = Чз + Чб + Чнрс (Чнрс – не входящей в состав раб. силы);

в) уровень занятости населения: Уз = Чз/Чнн (Уз – уровень занятости);

г) уровень безработицы: Уб = Чб/Ч р.с. (Уб – уровень безработицы);

д) норма безработицы: Кб = Чб/Ч р.с. * 100%

Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы за 10 лет последних и последующих 10 лет, при этом используются прогнозные оценки. Основными причинами существования естественного уровня безработицы являются:

1) увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработицы;

2) устойчивость зарплаты порождает безработицу ожидания, она возникает в результате превышения уровня реальной зарплаты над её равновесном значении.

Причинами, приводящими к превышению реальной зарплаты над равновесием являются:

1) законодательно установленный минимальный размер оплаты труда;

2) фиксация зарплаты в коллективных договорах;

3) незаинтересованность руководства фирм в снижении зарплаты из за риска потери квалифицированных кадров;

В долгосрочном периоде естественный уровень безработицы имеет тенденцию к росту. Это объясняется следующими факторами:

а) увеличение, кроме молодежи в составе рабочей силы;

б) увеличение доли женщин в составе рабочей силы;

в) более частые структурные изменения в экономике;

 

32.  Закон Оукена.

Массовая безработица является одной из острейших проблем, т.к. если фактический уровень безработицы превышает её естественный уровень, то страна не дополучает часть ВНП. Американский экономист Оукен сформировал закон согласно которому определяются потенциальные потери товаров и услуг при росте фактического уровня безработицы.

Закон:  (Yф – Y*)/Y* = альфа * (Uф – U*)

Yф – фактический объем производства в стране; Y* - потенциальный объем производства; Uф – фактический уровень безработицы; U* - естественный уровень безработицы; альфа – коэффициент чувствительности ВНП в динамике безработицы. Этот коэффициент определяется в результате наблюдений.

Практика показала, что если Uф превышает её U* на 1%, то происходит снижение ВНП на 2-3%

 

33.  Государственное регулирование занятости.

Направления:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличения числа рабочих мест;

2) программы по подготовке и переподготовке кадров;

3) программы содействия найму рабочей силы.

Эти программы реализуются через биржи труда и в основном разрабатываются на региональном уровне.

4) социальное страхование безработицы (пособие по безработице).

На региональном уровне особое место в системе регулирования рынка труда принадлежит биржам труда.

Основные направления их деятельности:

1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных; 4) изучение конъектуры рынка; 5) тестирование лиц желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий;

Законодательное регулирование труда в РФ осуществляется в соответствии с законом “О занятости населения в РФ” от 19 апреля 91года, а также положением “О порядке регистрации безработных граждан и условия выплаты пособий по безработицы” от 17 ноября 92 года.

 

34.  Миграция трудовых ресурсов.

Миграция трудовых ресурсов бывает 2х видов:

1) внутренняя; 2) международная;

1) Внутренняя миграция трудовых ресурсов – это межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких зарплат и лучших условиях труда в пределах страны.

Существует 4 формы внутренних трудовых миграций:

а) безвозвратная – это территориальное перемещение трудовых ресурсов с целью смены постоянного места жительства и работы;

б) маятниковая – характеризуется ежедневными, еженедельными или ежемесячными поездками людей от постоянного жительства к месту работы;

в) сезонная – связанная с выполнением работы имеющей сезонный характер;

г) Эпизодическая – деловые поездки, командировки, которые характеризуются не регулярностью во времени и по направлению;

2) Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую;

 

36.  Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг подразделяется на:

1) первичный; 2) вторичный;

На первичном рынке продаются ценные бумаги новых выпусков, а вторичном перепродаются ранее выпущенные и реализованные бумаги. Размещение бумаг на первичном рынке может быть частным м публичным. При частном размещение ценные бумаги продаются узкому заранее оговоренному кругу инвесторов. При публичном размещение делается публичное объявление5 в СМИ и бумаги продаются всем желающим. В результате продажи ценных бумаг на первичном рынке тот кто выпускает получает необходимые ему финансовые средства.

При вторичном размещение ценных бумаг дополнительного финансирования эмитент не получает. Происходит перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.

Кроме того различают:

1) биржевой рынок; 2) внебиржевой рынок;

Биржевой рынок предполагает куплю-продажу ценных бумаг на фондовой бирже.

Внебиржевой рынок осуществляется в не фондовой биржи, а по средствам прямого согласования условий сделки между продавцом и покупателем.

Внебиржевой рынок доступен практически для любой компании. Через этот рынок проходит основная продажа облигаций госзаймов и акций мелких фирм.

 

37.  Фондовая биржа.

- это организованная форма рынка ценных бумаг.

В настоящее время в мире насчитывается около 200 фондовых бирж, и все они объединяются в две системы:
1) моноцентрическая биржевая система, имеющая основной крупный цент;

2) полицентрическая биржевая система, на которой примерно равные позиции занимают несколько центров фондовой торговли.

В торгах на фондовой бирже участвуют брокеры или их уполномоченные трейдеры и дилеры. Брокер – это посредник, который сводит продавца и покупателя и оформляет сделку. Его доход % от суммы заключенной сделки. Дилеры покупают в собственность ценные бумаги, а за тем их перепродают. Их доход это разность между ценой и продажей и покупки ценных бумаг.

 

38.  Биржевые сделки и биржевые котировки.

Биржевой рынок состоит из 2х сегментов:

1) спотового; 2) срочного;

Спотовый или кассовый рынок – это рынок срочных сделок фьючерсов и аукционов. Фьючерсовые контракты заключаются с целью страхования ценовых рисков и спекуляций. Спекулятивные сделки на финансовом рынке основаны на стремлении получить прибыль за счет разницы курсовой стоимости финансовых активов, который может возникать во времени. Если спекулянт ожидает в будущем повышения цены ценной бумаги, то он купит её сейчас с целью продать в будущем по более высокой цене. Такие действия называют – игрой на повышение, а спекулянтов – быками. Если спекулянт ожидает падение стоимости ценных бумаг, то он возьмёт её взаймы, продаст сейчас, что бы в будущем выкупить по более низкой цене. Такие действия называются – игрой на понижение, а спекулянтов – медведями.

Биржевые индексы.

Индекс курсовой цены определяется для каждой акции как произведение её курса на число акций этого типа котирующиеся на бирже, деленные на номинал акции.

Наиболее распространенным является индекс Доу Джонса (с 1884г). Этот индекс рассчитывается как индекс среднеарифметический биржевой цены акции ведущих американских компаний а именно:

1) для акций 30 ведущих промышленных компаний; 2) для акций 20 ведущих транспортных компаний; 3) для акций 15 ведущих компаний коммун. хозяйства.

Наиболее важным является промышленный индекс, т.е. суммарный для всех указанных 65 компаний.

 

39.  Государственно регулирование рынка ценных бумаг.

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1) выступление в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют порядок и образование АО, порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг, ставки налога на прибыль получаем при операции с ценными бумагами, деятельность биржи;

2) выступают на рынке в качестве субъекта экономических отношений, т.е. выпускает ценные бумаги;

3) воздействует на состояние рынка через денежно-кредитную политику ЦБ.

 

41.  Формирование и использование бюджета.

Государственная бюджетная система России включает в себя 3 звена:

1) федеральный бюджет РФ;

2) бюджеты национально-государственных и территориально-административных образований (республиканские, краевые, областные);

3) местные бюджеты;

Все бюджеты и каждый из них имеет законодательно-определенный источник доходов и направления расходования средств. Ведущим звеном бюджетной системы является федеральный бюджет. Он формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений.

К неналоговым поступлениям относятся:

1) доходы от федеральной собственности; 2) доходы от продажи муниципальной и государственной собственности; 3) доходы от внешнеэкономической деятельности; 4) доходы от реализации государственных запасов; 5) штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством; 6) доходы от продажи конфискованных товаров и т.д.

Распределяется бюджет согласно утверждения статей расхода. Основными являются:
1) погашение гос. долга; 2) гос. управление; 3) народное хозяйство (промышленность, строительство и транспорт); 4 национальная оборона.

 

42.  Сущность налогов и налоговой системы.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица.

Общественное значение налогов проявляется в их функциях.

Функции:

1) фискальная – состоит в формировании денежных доходов государства;

2) экономическая – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, при этом налоги играют стимулирующую и контролирующую роль;

3) социальная – заключается в стремлении государства сглаживать диспропорции в налогах граждан.

Налоги состоят из определенных элементов, к ним относят:

1) субъект налога – это, тот кто платит налоги;

2) объект налога – могут быть доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, добавленная стоимость и т.д.;

3) ставка налога – они бывают твердые, т.е. которые устанавливаются в абсолютную сумму на единицу обложения не зависимо от размера дохода. Пропорциональные т.е. действующие одинаково в %ом отношении объекту налога без учета дифференциации его величины;

4) налоговые льготы; 5) плательщик.

Прогрессивные / регрессивные ставки – предполагают возрастание /  снижение величины ставки по мере роста дохода.

 

43.  Виды и группы налогов.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. В этом случае носитель и плательщик налога совпадают. К прямым налогам относятся: подоходный налог с граждан, единый социальный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, налог на социальное страхование, и на фонд зарплаты, и рабочую силу, налоги на собственность, налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок в цене товарами услуг. При этом носитель и плательщик налога не совпадает. К таки налогам относятся: НДС, акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

 

44.  Бюджетный дефицит.

Не сбалансирование бюджета означает – количественное неравенство между доходами и расходами бюджета.

Превышение дохода бюджета над  его расходами называется – профицит бюджета. А превышение расхода над доходом – дефицит бюджета.

Причины дефицита бюджета:

1) спад общественного производства; 2) массовый выпуск пустых денег; 3) затраты на финансовые ВПК; 4) крупно-масштабный оборот теневого капитала; 5) потери, переписки и т.д.

Методы борьбы с дефицитом:

1) госзаймы; 2) ужесточение налогообложения; 3) увеличение денежной массы или сеньёраж.

 

45.  Государственный долг и его последствия.

Госдолг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетам имевшемся за это время профицитов.

Различают внутренний и внешний госдолг.

Внешний госдолг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам, долговые обязательства могут иметь форму кредитов, займов и других форм.

Внешний госдолг имеет следующие негативные последствия:

1) увеличение бюджетного дефицита или снижение госрасходов на социальные нужды, или то и другое вместе;

2) увеличение неравенства доходов населения; 3) повышение ставок налога;

4) передача части созданного внутри страны продукта за рубеж;

5) снижение международного авторитета страны;

6) психологический эффект – усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне; 7) возможность банкротства нации; 8) переложение долгового времени на будущее поколение;

Внутренний госдолг – это долг государства своему поколению.

Выражается: 1) не выплата зарплат; 2) долги по пенсиям и всевозможным пособиям;

Внутренний долг усиливает социальная напряженность в стране.

 

46.  Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это меры правительства по изменению госрасходов, налогообложений и состояние госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости  и производство не инфляционного БНП.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"